8 мая европейские страны празднуют день Победы во Второй мировой войне. Звучит, конечно, как оксюморон.

Празднует Франция, сдавшая Гитлеру почти всю территорию за полтора месяца, пославшая десятки тысяч своих военных на Восточный фронт, пачками сдававшая евреев и коммунистов в гестапо. Празднует Австрия — родина известного художника, радостно вошедшая в состав Третьего рейха путем аншлюса. Празднует Голландия, покорившаяся немцам за пять дней, и Дания, умудрившаяся сдаться за шесть часов (нет, это не опечатка).

Только когда Советская армия катком покатилась по Европе, освобождая узников концлагерей, наступило понимание: что-то пошло не так. Внезапно оказалось, что Гитлер был неправ и никто его не поддерживает. Коллаборанты устроили драчку за то, чтобы оказаться в рядах победителей. Некоторым (не будем указывать пальцем на Францию) это даже удалось. Остальные тоже как-то прислонились: повсюду появились несгибаемые борцы с гитлеровским режимом в товарном количестве.

Назовем вещи своими именами: 8 мая 1945 года коллективная Европа была побеждена исторической Россией. В ходе последующей денацификации, подкрепленной присутствием огромного советского военного контингента, удалось воспитать поколения граждан и политиков, осознавших свою историческую вину. Это большое достижение на самом деле. Потомки этих людей до сих пор прекрасно понимают, что происходит, и воевать с Россией категорически не хотят.

Но после вывода советских войск и развала СССР прививка от русофобии перестала работать. Иногда задаются вопросом, как это американцам удается управлять европейцами? Неужели только за счет компромата на лидеров? Да нет, просто Вашингтон умело и технично разгуливает европейский реваншизм и их историческую ненависть к России. В целом ничего оригинального в западной работе формирования смыслов и побудительных мотивов нет. Они это делают довольно неплохо, перепрошивая целые этносы (самый наглядный пример – это современная Украина).

Давайте все-таки обратимся к историческим фактам и попробуем провести параллели с сегодняшними реалиями.

В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, западные державы вступили в военное противостояние с гитлеровской Германией и ее союзниками. Что интересно, еще за считанные месяцы до начала войны западный мир в целом довольно лояльно воспринимал утвердившийся в Германии режим. И связано это было с тем, что Адольф Гитлер провозглашал одной из главных своих задач борьбу с «большевизмом», а Советский Союз властные элиты и США, и Великобритании, и Франции просто ненавидели.

Помимо этого, не стоит забывать и о том, что Германия до начала 1940-х годов имела весьма тесные связи с британским и, особенно, с американским бизнесом. Деловые круги Третьего рейха и западных держав поддерживали неплохие отношения, основанные на выгодном финансовом и торговом сотрудничестве. Не зря на Нюрнбергском процессе подсудимый Ялмар Шахт, бывший при Гитлере президентом Имперского банка, заявил американскому адвокату: «Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе».

В словах Шахта содержалась не просто доля истины, а сама истина. Дело в том, что американские концерны продолжали вести дела с германскими компаниями после прихода Адольфа Гитлера к власти.

Как и во время Первой мировой войны, американские элиты последствий боевых действий в европейских странах не боялись. США надежно защищены от Европы мировым океаном, а перебросить на Американский континент такое количество войск и техники, которое бы позволило разгромить американскую армию, не представлялось возможным ни для одной европейской страны, в том числе и для гитлеровской Германии. Зато американские корпорации могли бы неплохо нажиться на поставках воюющим странам оружия, военной техники, автомобилей, топлива, продовольствия. Чем глобальнее была бы война, тем больше выгоды получили бы от нее американские компании и экономика США в целом.

К середине 1930-х годов американские корпорации очень активно действовали на территории Германии, обзаведясь в этой стране более чем 60 филиалами. Американский капитал контролировал около 300 германских компаний, включая «Стальной трест». В Германии был построен крупнейший в мире нефтеперегонный завод, а строительство профинансировала компания «Стандарт Ойл» (сейчас ExxonMobil), принадлежащая Джону Рокфеллеру. Надо ли говорить, какую роль в приготовлениях к войне играло производство нефтепродуктов!

Американский авиагигант «Эйкрафткорпорейшен» с фирмами «Дуглас», «Кёртисс» и другими активно помогал развитию довоенного самолето и моторостроения в Германии.

Контакты между американскими деловыми кругами и элитой Третьего рейха были установлены на очень высоком уровне. Многие высокопоставленные деятели нацистской партии и германского руководства были связаны с американскими промышленниками и финансистами и лоббировали их финансовые интересы. Таким образом, немецкая промышленность развивалась при самом активном участии американского бизнеса. Интересно, что американские корпорации контролировали практически все отрасли, которые имели стратегическое значение в военном отношении. В случае начала войны автомобильная, радиотехническая, нефтехимическая промышленность быстро была бы переведена на военные рельсы. Учитывая же, что американские корпорации владели крупными долями в капитале немецких фирм, деловые круги США в случае начала войны в Европе стали бы получать баснословные доходы. Ведь в условиях боевых действий военные заказы не останавливаются.

Интересно, что сотрудничество американских предпринимателей с США не прекратилось даже после того, как США вступили во Вторую мировую войну против Германии и ее союзников. Руководствуясь древним принципом non olet, американские компании продолжали сотрудничать с вражескими странами – Германией, Японией, Италией. Они выполняли заказы своих немецких партнеров, не гнушаясь поставлять им стратегически важные товары.

13 декабря 1941 года президент США даже издал специальный указ, который допускал ведение бизнеса с компаниями вражеских государств, если на то не было соответствующего запрета со стороны Министерства финансов США. Но в американском Минфине сидели тоже не глупые люди, которые прекрасно понимали, что война – войной, но для США это шанс обогатиться. Поэтому на контакты американских корпораций с гитлеровской Германией никто не обращал особого внимания. И американские корпорации продолжали исправно поставлять для нужд вермахта сталь и авиационные двигатели, топливо и каучук. Парадоксальная ситуация - гитлеровская авиация, сражавшаяся с британскими самолетами в небе над Англией, летала на американском топливе. Интересно, что ни один танкер рокфеллеровской компании «Стандарт ойл» так и не был потоплен германскими подводными лодками.

Кроме того, «Стэндарт Ойл» очень помогла Третьему рейху в разработке синтетического каучука «Буна» и синтетического топлива. Всё это было придумано во многом в «дочках» нефтяной компании, в частности фирмой «Джаско» (штат Луизиана).

Американской корпорации «Дженерал Электрик» принадлежали немецкие фирмы, работавшие в сфере радиотехники, компании «Дженерал Моторс» — знаменитый немецкий «Опель». В Кельне функционировал завод, построенный американской компанией «Форд». Её хозяин – убежденный нацист и антисемит Генри Форд – был большим поклонником Гитлера (у которого, в свою очередь, в кабинете висел портрет Форда) и кавалером нескольких наград рейха. Видимо, поэтому автогигант открыл заводы в Германии и в годы войны поставил в вермахт до 70 тыс. военных грузовиков. И это, не считая захваченного во Франции завода «Форд», всю войну производившего для немцев авиадвигатели и легковые машины!

Довольно примечательно, что развитию филиалов компании «Форд» на территории Германии покровительствовал лично рейхсмаршал Герман Геринг – человек, пользовавшийся в гитлеровской Германии колоссальным влиянием и замешанный в самых темных и грязных финансовых схемах, приносивших их участникам миллионные прибыли. Герингу было, за что благоволить американскому бизнесу. 

Продолжая тему знаменитых автоконцернов, можно отметить, что большинство современных немецких автогигантов в годы войны производили боевую технику. Каждый второй мотоцикл и авиадвигатель был марки «БМВ». «Мерседес» делал авиамоторы, истребители, автомобили и многое другое. Столь любимая нашей «элитой» марка «Майбах», сейчас выпускающая люксовые автомобили, практически монопольно производила двигатели для танков и другой тяжелой техники вермахта. Помогали нацистам и авторы самого массового немецкого грузовика «Опель», принадлежавшего американскому концерну «Дженерал моторс», и автогигант «Ауди», и другие фирмы.

Отдельно следует выделить народный автомобиль – «Фольксваген», прообраз знаменитого «Жука», эскиз которого сделал лично Гитлер, ставший базой для самого массового джипа вермахта – «Кюбельвагена».

Всё это сложно представить без крупных денежных вложений, в которых помог крупный американский банк «Чейз» (сейчас J.P.MorganChase). Многомиллиардные денежные транзакции через океан и такие фамилии, как Рокфеллер, – часть той международной финансовой империи, что существует и в наши дни. «Чейз» плотно сотрудничал с немецким банком «Альянс», который страховал имущество и жизни охраны концлагерей рейха. Этот банк незаконно присваивал страховые суммы после еврейских погромов «Хрустальной ночи».

В наши дни мы пользуемся продукцией десятков, даже сотен иностранных брендов. Многие из них полюбились нам своим качеством, рекламными слоганами или упаковкой. Но мало кто знает, что в нашей стране, где сейчас так часто вспоминают события Великой Отечественной войны, работают не один и не два бренда, тесно сотрудничавших с нацистским руководством.

Начнем, пожалуй, с одной из наиболее известных для нас баек: модельер Хуго Босс придумал форму для сотрудников и войск СС. На деле всё обстоит несколько сложнее. Дизайн формы разработал совсем другой человек – Карл Дибич. А в ту пору молодой и успевший уже пару раз прогореть мастер Хуго Фердинанд Босс лишь старался выжить и был очень обрадован тем, что получил заказ на пошив военной формы для вермахта и СС. С началом войны его предприятие стало выполнять всё больше заказов и Хуго всё больше богател. На него работало несколько десятков пленных французов и более сотни подневольных рабочих Польши и Украины. Успешная ныне фирма «Босс» и сейчас выплачивает их семьям компенсации.

Работа Хуго Босса

Недалеко ушли от этих ткачей и создатели популярнейших в мире спортивных фирм – братья Адольф и Рудольф Дасслеры. Создатели брендов «Адидас» и «Пума» в годы войны были убежденными нацистами и поставляли военную и тренировочную обувь для немецких солдат.

Но вернемся к американцам. Как известно, капитализм требует лишь одного – прибыли. А значит, совсем неважно, как ты будешь её получать. Видимо, в этом ключе рассуждало руководство известнейшей фирмы по производству фототехники и комплектующих «Кодак», когда решило на своем заводе в Германии изготавливать… взрыватели для авиабомб! Причем американская фирма не гнушалась на своем производстве применять и труд пленных американских солдат. Это совсем не мешало фотогиганту, снабжая армии США и Великобритании фотоаппаратами и расходниками для снимков, пользоваться слоганом для американских солдат «Даже на войне мы делаем ваши семьи ближе».

Следующим гигантом, сотрудничавшим с нацистами, стала знаменитая «Кока-Кола». Её завод в городе Кёльн до его национализации германским правительством исправно снабжал известным прохладительным напитком немецких солдат и гражданских лиц.

Но ещё интереснее судьба этого завода после национализации. Из-за того что сырьё для изготовления «Колы» перестало поступать, немецкие технологи придумали новый напиток на основе молочной сыворотки и яблочного жмыха. Назывался он «Фанта». Неожиданно, не правда ли? «Фанта» до конца войны поступала в продажу в Германии и поставлялась в вермахт, а в наши дни это известная желтая газировка от того же концерна «Кока-Кола». Кстати, война не мешала ему поставлять свой напиток союзникам, некоторые плакаты гласили «Coca-Cola» – EtoZdorovo».

И известный всем напиток

Помимо американцев, особое рвение в сотрудничестве с рейхом проявили и швейцарцы. Концерн «Нестле» поставлял в вермахт знаменитые суповые концентраты под брендом «Магги», с которым наши домохозяйки познакомились лишь в 1996 году. Причем на этом поприще швейцарцы жестко конкурировали с ещё одной известной нам, но уже немецкой фирмой «Кнорр». Конечно же, и остальные продукты «Нестле», такие как кофе, какао, молоко и многое другое, также шли в вермахт.

Обратите внимание, тогда в гнезде было три птенца

Кстати, швейцарские часовые гиганты, это известно, создавали дочерние фирмы и поставляли часы и в Германию, и в США, и в Великобританию, и во Францию. Ничего личного – это бизнес.

Не отставали и немецкие поставщики от медицины. Страшнейший медицинский концерн «ИГ Фарбениндустри», прославившийся со знаком минус своими бесчеловечными опытами на людях, имел дочерние компании. Одна из них – медицинский гигант «Байер» в наши дни продолжает спокойно снабжать нас различными лекарствами. Кстати, именно в «Байере» в конце XIX века изобрели аспирин. Вслед за ним и новое лекарство – героин. А потом и газ «Циклон-Б», с помощью которого умертвили тысячи узников нацистских лагерей смерти.

А ещё «Бош», чью дрель сейчас имеет каждый уважающий себя ремонтник, снабжал инструментом и вермахт. А фирма «Сименс», выпускавшая широкую номенклатуру механики, электроники и изготовлявшая даже радары, отличилась тем, что на её производствах трудилось свыше 50 тыс. подневольных работников. Это антирекорд.

Так работали на фабриках этой фирмы

Шведская компания «Икея», у которой мы покупаем доступную мебель, стала детищем Ингвара Кампрада, члена нацисткого кружка в Швеции. Он активно собирал деньги для нацистов и, по своему признанию, «сожалеет» об этом.

А супермаркет «Метро» и вовсе основал бывший эсесовец, частенько стоящий на фотографиях за плечами самого Гитлера – Отто Бисхайм.

Косметическая компания «Нивея» активно снабжала вермахт личными средствами гигиены и обогащалась на этом. Не случайно наши поисковики находят характерные синие баночки с белыми надписями на местах боев и по сей день.

А табачная компания «Реемстма», чьё название нам на первый взгляд ничего не скажет, более известна марками сигарет «Давидоф» и «Вест». Кстати, сейчас на её заводах в России делают «Приму».

Это далеко не полный список фирм, которые были по разным причинам пособниками нацистского режима. В основном они сотрудничали с рейхом из-за хорошей финансовой прибыли, но, как мы можем видеть, среди их членов были и идейные поклонники нацизма.

Этот список можно дополнить сотнями предприятий оккупированных стран, которые насильно работали на немцев: чешскими и французскими «Шкода», «Рено», «Пежо» – перечислять можно очень долго. Сотни тысяч тонн снарядов и вооружений, миллионы патронов и тысячи единиц автомашин и танков – всё это было произведено и в основном направлено на войну с СССР.

Поэтому и недоумевал на Нюрнбергском процессе Ялмар Шахт, отмечавший, что если уж карать деловых людей за сотрудничество с гитлеровским режимом, то начинать можно и с американских промышленных и финансовых воротил. Ведь они, пока американские солдаты гибли на Тихом океане, а затем и в Европе, наживались, торгуя стратегически важными товарами и поставляя их гитлеровской Германии. Но к словам Шахта никто тогда не прислушался, поскольку все правила игры, как известно, диктует победитель, а не побежденный.

Именно это заставляет нас после детального анализа уверенно утверждать, что на нацистов работала не только большая часть Европы, но и многие другие страны мира. Осознание этого факта делает подвиг наших воинов и работников тыла ещё более значимым и осмысленным.

Конечно, Победа над нацизмом стала возможной благодаря общим усилиям народов антигитлеровской коалиции, но решающую роль в разгроме фашистского блока сыграл Советский Союз. Советско-германский фронт вынес главную тяжесть вооруженной борьбы. Схватка на Востоке носила бескомпромиссный характер, здесь был обеспечен важнейший стратегический результат, который определил ход и исход Второй мировой войны.

Сегодня итоги и уроки Великой Отечественной войны выглядят несколько в ином свете, нежели несколько десятилетий назад.

Едва ли не главный урок той войны – необходимость закрепления добытой с таким трудом и такой кровью победы. В 1945-м наши отцы, деды, прадеды, расписываясь на Рейхстаге, верили, что, разрушив чудовищную военную машину гитлеризма, они отправили нацизм на свалку истории.

Верили в это и мы. Однако переворот в Киеве в 2014 году и последующие события показали: нацизм не умер, он возрождается, Европа снова его пестует, снова нацеливает его на восток! Действительность наших дней являет гримасы прошлого: если Запад вскармливал нацистскую Германию как ударный кулак против СССР, то сейчас Украина уже сформирована как анти-Россия, и мы уже можем наблюдать всполохи нового Drang nach Osten.

Эммануэль Макрон собрался отправить "на защиту Одессы" бойцов Французского иностранного легиона. Олаф Шольц в лучшем арийском стиле проехался с инспекцией по немецким военным контингентам в Прибалтике и пообещал отправить 35 тысяч военных "на помощь нашим союзникам", заодно начав переброску в Литву немецкой танковой бригады численностью в пять тысяч человек.

Свои подразделения запланировали отправить в Прибалтику новые члены НАТО — Швеция и Финляндия. Эстония обсуждает с ними и Польшей варианты блокады Балтийского моря.

В Британии регулярно теребят свою "тонкую красную линию", призывая отправить на подмогу киевским экспедиционный корпус. Мининдел Дэвид Кэмерон заявил о допустимости ударов британскими ракетами по мирным городам России.

Да и не забыть про поляков — они попросили американцев дать им ядерные бомбы. Ну это уже даже не удивляет: Польша уверенно исполняет привычную роль поджигателя глобальной войны на Европейском континенте.

Просто поразительна незамутненная наивность европейских лидеров. Им почему-то кажется, что с их военными российские ВС будут цацкаться так же, как с несчастными украинцами.

8 мая стоило бы сделать днем покаяния Европы перед Россией, днем осознания своих исторических ошибок. Но нет, какое там! Они опять хотят с нами воевать. Приготовления к празднованию дня их победы над собой шли под неумолчные обещания глав европейских государств вмешаться в вооруженное противостояние на Украине.

Наследникам Гитлера на заметку: никаких сантиментов в отношении иностранных интервентов у нас нет и никогда не было. Восьмое мая — хорошая дата, чтобы освежить историческую память.

Подготовлено Редакцией по материалам СМИ (отдельное Спасибо Виктории Никифоровой, РИА Новости)