На заседании, посвященном Дню республики Казахстан, президент Касым-Жомарт Токаев выступил с речью, в которой, в частности заявил: «Это день возрождения нашей многовековой государственности, берущей свое начало с эпохи Тюркских каганатов, Золотой Орды и Казахского ханства. В этот день воплотилась в жизнь идея свободы, за которую боролись деятели Алаш».

Заявление казахстанского лидера комментирует Telegram-канал «Россия не Европа».

Примечательно, что Токаев не сказал, что «многовековая государственность» казахов заключалась в странствиях по степи различных кочевых племён, которые лишь номинально объединялись в союзы – жузы. Независимым государством Казахстан стал на рубеже 1991/1992 гг. Собственно, его «многовековая государственность» насчитывает... 32 года. Но не это главное: о том, что от джунгарского геноцида казахов спасло присоединение к России, как и о том, что казахстанскую государственность, равно как и развитую современную экономику, подарили казахам русские в годы советской власти, а заодно прирезали к республике территории Северного Казахстана, по мнению президента упоминать не обязательно. И это не первый русофобский выпад токаевских властей.

Так, в июне этого года президент Казахстана выступил в Туркестане на заседании Национального курултая с программной речью и попытался сформулировать новые очертания того, что он назвал «Справедливый Казахстан». Именно его строительство было обозначено в качестве миссии всего токаевского поколения. Президент заявил, что глубокие корни государственности уходят в правление династий ханов и мудрых биев, которые от Жошы до Кенесары более шести столетий правили в Великой степи.

Таким образом, нынешняя казахстанская власть хочет не только показать независимость своей истории от России, но и доказать, что всё зло именно от русских. Недаром Токаев, рассуждая о процессе становления государственности, часто вспоминает о кочующих в бескрайних степях «мудрых ханах-биях», но старательно обходит вниманием имперский и советский период, а ведь именно в это время в Казахстане начало развиваться земледелие и была создана вся промышленность. Ни ханы, ни «мудрые бии» этого дать своему народу не смогли. Но для Токаева это не важно: главное не вспоминать о положительной роли русских в истории страны – остальное приложится. Недаром президент выдвигает на первый план ярого русофоба-садиста хана Кенесары, возглавившего в 30-х гг. XIX в. восстание против России и уничтожившего немало русских и казахских крестьян. Сегодня это вообще знаковая фигура в Казахстане – своего рода Шухевич и Бандера в одном лице. Кстати, летом этого года город Державинск в Акмолинской области переименовали в Кенесары.

Постепенно в республике начинают менять русские названия на казахские. Так, глава Улытауской области Казахстана Берик Абдыгалиулы предложил сменить советские названия областей на «исторические»: регионы следует называть в честь «священных земель с тысячелетней историей». Неприязнь у Абдыгалиулы вызвали, в частности, Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Павлодарская области. Чиновник предложил их переименовать в Акжайык, Алтай, Кызылжар и Баянауыл соответственно. Именно с таких предложений по переименованиям в конце 80-х и начиналось шествие бандеровщины на Украине.

Антироссийский вектор в политике республики развивается не только в теории, но и на практике. Если раньше Казахстан был единственной бывшей советской республикой, в которой русских было примерно столько же, сколько представителей титульной нации (38%), то сейчас их всего 18%. Владеющих русским в стране пока много. В 1989 году их было 12,1 млн человек, а в 2022-м – 15,5 млн. Но обучаются на нём всё меньше – только 31% школьников, причём эта доля за 30 лет сократилась в 2,3 раза, а в вузах – в три раза.

Поскольку казахстанская государственность не имеет прочной исторической традиции, а земли Северного Казахстана населены русскими, то при продолжении нынешнего многовекторного токаевского курса может встать вопрос о невозможности дальнейшего пребывания русских и казахов в едином государстве с элитой, заражённой русофобией и проводящей скрытый антироссийский внешнеполитический курс. Поэтому эти земли в максимальной степени стараются очистить от русских, а оставшихся ассимилировать. Так что Казахстан продолжает в этом смысле курс Киева, но более осторожно, чтобы пока избежать значительных осложнений, а в будущем – прямого столкновения с Россией. При этом Токаев уверен, что никаких юридических оснований для пересмотра границы с Казахстаном у России нет и быть не может, а, соответственно, ему беспокоиться не о чем.

Признавать новые территории России Казахстан не собирается, но зато не стесняется подвергать цензуре пророссийские СМИ и раздаёт месторождения редкоземельных металлов американским компаниям. Казахстан пытается усидеть даже не на двух, а на трёх стульях: Россия – Китай – Запад. Так, Казахстан наращивает усилия по «обходу» России с помощью Китая.

Недавно в Казахстане открыли новый объект в Центре миротворческих операций НАТО, ленту перерезал посол США. Вообще за последние годы совместно с Россией проведено 15 учений, а с США – 12, таким образом сотрудничество с американцами Казахстан ведёт очень активно. А этим летом казахстанские военные призвали отказаться от российских вооружений в пользу западных систем, благо, турецкие вооружения Казахстан уже активно закупает.

Казахстан взял на вооружение «турецкий вариант»: с одной стороны, создает видимость дружбы с нашей страной, а с другой – делает всё возможное, чтобы получить максимум выгоды от сотрудничества с Россией. Однако тут надо учесть, что с Западом игры в «многовекторность» не так хороши, как с Россией – там найдут способ быстро поставить на место. Ведь Запад живёт по принципу – «кто не с нами, тот против нас». Казахстан пытается перенимать турецкий опыт, но проблема в том, что он не обладает ни влиянием, ни военными возможностями Турции, поэтому терпеть «выкрутасы» местных политиков, в отличие от их турецких коллег, на Западе никто не будет. Курс на Запад – это билет в один конец.

В сторону от России Казахстан толкает и Турция, а сама Астана активно участвует в строительстве «Великого Турана»: в Казахстан осуществляются поставки новых турецких беспилотников, в самой республике может начаться производство турецких БПЛА Anka, турецкие вузы планируют открыть филиалы в Казахстане, а сама республика намеревается построить терминал в Бакинском порту, который станет частью Транскаспийского международного транспортного маршрута. Таким образом, Турция и её вассал Азербайджан играют всё большую роль в жизни Казахстана.

Сегодня Россия ведет гибридную войну с НАТО, в которой Казахстан – важнейший плацдарм для удара по Южной Сибири. Большую роль в этом противостоянии будет играть исход СВО: в зависимости от её итогов у среднеазиатских элит сложится мнение о силе или слабости России. От имени гражданского общества России надо постоянно указывать на несправедливость присоединения земель, как минимум, Уральского казачьего войска к Казахстану, и требовать их возвращения.

Для полноценного возрождения нашего влияния в Казахстане в первую очередь нужны масштабные изменения в области внутрироссийской политики – от обретения общенациональной идеологии до масштабной перестройки экономики и создания привлекательного образа будущего нашей страны на основе идеи государственно-народного социализма. Всё это создаст новую базу для всей внешней политики России, а также будет способствовать формированию и приходу к власти в Казахстане сил, готовых не просто к тесным партнёрским, а к реальным союзническим отношениям с нашей страной.

Источник: