Глава комитета по международным отношениям Сената США Роберт Менендес написал письмо президенту Киргизии Садыру Жапарову. В письме Менендес обвинил Бишкек в обходе антироссийских санкций, а также настаивал на том, чтобы Киргизия расследовала обвинения и более надёжно контролировала поток товаров через границу. 

Президент Киргизии отреагировал резко — назвал письмо сенатора попыткой давления и предупредил о недопустимости вмешательства США во внутреннюю политику независимого государства. О том, что это значит для киргизско-американских отношений, рассказал политолог Денис Бердаков, автор канала Бердаков Online.

По словам эксперта, история с письмом более важна для Вашингтона и его имиджа в глазах избирателей и мирового сообщества. 

Часть выдвинутых США санкций или плохо работают в целом, или начинают работать с запозданием. Это снижает имидж страны как мирового гегемона, в том числе финансового. Это длительный процесс, но проблемы с действенностью санкций его ускоряют. В Бишкеке это понимают.

Ни с США, ни с Западом в целом Киргизия ссориться не собирается — у неё сейчас другие политические приоритеты. Бишкек будет стремиться к расширению региональной интеграции и объединению пространства Центральной Азии в единую сеть коммуникаций.

Дополнительной угрозы санкций для Киргизии нет: у США не так много прямых рычагов давления на Бишкек, а сама страна играет не такую большую роль в обеспечении технологической безопасности России. 

Эксперт напомнил, что Бишкек и так уже находится под серьёзными ограничениями, которые не связаны с антироссийскими санкциями: 

1. У местных банков с начала 2000-х гг. нет прямого контакта с банками первой величины в Европе, США и Японии, что удлиняет цепочки транзакций и повышает их стоимость. Это произошло из-за использования киргизскими банками серых схем, поэтому для переводов используют криптовалюты или обменные связки с юанем; 

2. Местным авиакомпаниям запрещено работать на развитых рынках. Это связано с актуальным внутренним законодательством, которое можно отредактировать.

Наконец, ключевым пунктом мировой повестки по Центральной Азии — региона, в котором пересекаются интересы Китая и России с США, ЕС и Великобританией, — является энергетическая безопасность, управление логистическими потоками и добыча редкоземельных металлов. 

Это делает тему санкций менее актуальной и через полгода-год может отодвинуть её на второй план.

Что касается ситуации с «Радио Свобода» и реакции на вмешательство во внутренние дела, Бишкек, изучив опыт Астаны и Ташкента, выработал свою парадигму выживания в этой среде. 

Киргизия поддерживает присутствие на своей территории любых гуманитарных и экономических проектов вне зависимости от того, какая страна их продвигает, но ни одному гуманитарному, культурному или бизнес-проекту не разрешается вмешиваться в политику.

Источник: