Силы специального назначения Соединённых Штатов активизировали поиск главаря террористической группировки «Исламское государство» Абу Бакра аль-Багдади.

Операция по поимке лидера псевдохалифата проводится на сравнительно небольшом участке территории в сирийско-иракском приграничье, где сохраняются последние анклавы ИГ. Об этом в беседе с изданием The New Arab (электронная версия издающейся в Лондоне панарабской газеты Al-Araby Al-Jadeed) сообщил иракский эксперт в сфере безопасности Ахмед аль-Хамдани. По его словам, спецназ США действует самостоятельно, без какого-либо сотрудничества с российскими партнёрами и даже союзниками по созданной Вашингтоном коалиции против ИГ, несмотря на появлявшиеся ранее сообщения о том, что «охота» на аль-Багдади ведётся совместными усилиями ряда стран.

Сообщается, что миссия поручена отряду Team 6 Navy Seals (DEVGRU, «морские котики»), особой группе быстрого развёртывания в составе Командования специальных операций ВС США. Именно военные этого спецподразделения проводили операцию по захвату 2 мая 2011 года лидера террористической организации «Аль-Каида» Усамы бен Ладена в пакистанском Абботтабаде. «Отряд 6» задействован в районе сирийского населённого пункта Багхуз провинции Дейр-эз-Зор.

Собеседник The New Arab также отметил, что спецоперация обусловлена желанием администрации Дональда Трампа «определиться» с судьбой главаря ИГ до вывода американских войск из Сирии. Вместе с этим указывается, что Белый дом поставил перед военными задачу захватить «халифа» живым, что предпочтительнее его физической ликвидации.

На приоритет Пентагона взять аль-Багдади в плен, отмечает иракский источник, указывают особенности проведения операции: американцы действуют максимально скрытно, находясь впереди основных формирований поддерживаемого ими арабо-курдского альянса «Сирийские демократические силы» (СДС), которым отведена роль главной «антиигиловской пехоты». Отряд спецназначения разбит на отдельные группы, действует сразу на нескольких направлениях, не допуская быстрого продвижения подразделений СДС, что может нарушить планы взять аль-Багдади живым.

По всем признакам Трамп намеревается поставить жирную точку в сирийской кампании США именно поимкой на территории арабской республики главаря «Исламского государства», о разгроме которого он объявил синхронно с анонсированным 19 декабря прошлого года началом вывода американского контингента из САР. Игиловцы на самом деле с каждым днём теряют остатки своего «халифата», его пространственные пределы сейчас сведены примерно к 10−15 квадратным километрам территории на востоке Сирии, в провинции Дейр-эз­-Зор. Впрочем, здесь остаются ещё несколько тысяч готовых к отчаянному сопротивлению боевиков. Среди них, по всей видимости, и сам аль-Багдади.

Последние сведения о нём, кого с 2014 года несколько раз объявляли погибшим или скончавшимся от полученных ран и неизлечимых болезней, датируются сентябрём прошлого года. Тогда появилась информация, что самый разыскиваемый в мире террорист умер после обнаруженного у него ещё несколько месяцев назад онкологического заболевания. Приводились слова высокопоставленного источника в службах безопасности Ирака, согласно которому последние месяцы аль-Багдади был парализован и скончался совсем недавно от «рака лёгких». Новость о его смерти якобы не разглашалась руководством ИГ, так как внутри террористической организации продолжается поиск преемника «халифа». Пожелавший остаться неназванным источник также отметил, что вокруг занятия места отошедшего в иной мир лидера ИГ развернулась острая борьба.

За месяц до этого, в августе 2018-го, от имени аль-Багдади была распространена аудиозапись, с помощью которой он призывал продолжить «джихад». Затем было ещё одно послание «халифа» в сентябре, уже после указанной выше информации о его кончине.

По данным иракской разведки на май прошлого года, лидер игиловцев был жив и скрывался в пустынных районах на востоке Сирии. В беседе с американским телеканалом Fox News директор департамента разведки и борьбы с терроризмом МВД Ирака Абу Али аль-Басри сообщил тогда предположительное место убежища главаря ИГ — селение Хаджин в сирийской провинции Дейр-эз-Зор, расположенное в 30 км от иракской границы.

Сын Абу Бакра аль-Багдади был ликвидирован в Сирии в результате ракетной атаки со стороны российских войск. Об этом в начале июля 2018 г. сообщили источники в военной разведке Ирака. По данным иракских спецслужб, 2 июля тремя ракетами в сирийской провинции Хомс был уничтожен оборудованный в пещере командный пункт ИГ. В нём находилось около тридцати «лидеров террористов», среди них — сын «халифа» Хутаиф аль-Бадри с его телохранителями.

Следует отметить, что до сих пор в силе остаётся обещанное властями США вознаграждение — $ 25 млн — за информацию, которая позволит захватить или ликвидировать аль-Багдади.

Задействование «морских котиков» с миссией поимки главаря ИГ на нынешнем этапе обусловлено следующими задачами. Трамп подвергся серьёзной критике в Вашингтоне из-за принятого им «поспешного» решения о выводе войск из Сирии. Причём президента-республиканца в этом вопросе не поддержали его однопартийцы в обеих палатах Конгресса, не говоря уже о весьма сдержанном отношении к объявленному приказу на выход из Сирии со стороны американского генералитета. Чтобы вернуть к себе расположение республиканцев на Капитолийском холме и Пентагона, главнокомандующему ВС США требуется сильный ход. В складывающейся ситуации им может стать предъявление миру главаря ИГ, которое бы в глазах простых американских граждан и вашингтонских политиков явилось «вещественным доказательством» окончательного разгрома «халифата» и завершения антитеррористической миссии в Сирии.

Соединённые Штаты уже длительное время, ещё при предыдущей администрации Белого дома, вели игру вокруг «головы аль-Багдади» практически с постоянной оглядкой на военное присутствие России в Сирии. Требовалось не допустить, чтобы Москва обошла Вашингтон в миссии «устрани халифа», что означало бы для американцев серьёзные имиджевые потери на Ближнем Востоке. Ликвидация главаря ИГ, не говоря уже о его пленении, тогда и теперь являются символом необратимого разрушения террористической организации при определяющем вкладе той или иной глобальной силы.

США приложили большие усилия, дабы не допустить появления в руках России знамени главного могильщика ИГ в Сирии. Это наглядно проявилось, к примеру, в июне 2017 года, когда Минобороны РФ распространило сообщение о предполагаемой гибели аль-Багдади в районе сирийской Ракки после одного из ударов российских ВКС (1). Американцы бросились тогда незамедлительно опровергать ликвидацию «халифа», в том числе и при помощи анонимных высокопоставленных лиц в спецслужбах Ирака.

После освобождения Ракки осенью 2017 года на сирийском антитеррористическом театре закрепилось географическое «разделение труда» между Россией и США. Первая практически перестала наносить ракетно-бомбовые удары к востоку от Евфрата, где действуют опекаемые американцами отряды СДС и сами наземные силы США. Присутствие американского контингента в сирийском Заевфратье было основным аргументом в руках Вашинтона при склонении российских партнёров к отказу от ударов в этой части арабской республики. После объявленного Трампом начала вывода войск из Сирии в представлении Белого дома и Пентагона возникла необходимость нового «сдерживания» России на левом берегу Евфрата. Чем дольше здесь задержится американский спецназ, действующий с секретной миссией, что исключает предоставление Москве информации о точных координатах его пребывании, а значит удерживает её от нанесения авиаударов, тем больше шансов у американцев обеспечить себе лучшие условия для операций на востоке Сирии. В том числе и с прицелом на «жирную точку» в своей сирийской миссии — захват Абу Бакра аль-Багдади.

Во вторник, 29 января, исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан заявил об освобождении от боевиков ИГ «99,5 процентов плюс» всей территории Сирии. По его словам, в «ближайшие пару недель» этот показатель будет доведён до 100 процентов.

Также следует отметить иракский фактор мотивации США продлить на неопределённое время боевую миссию в Сирии, несмотря на озвученный уход из этой страны. Если американцы покидают соседнюю нам арабскую республику после объявленного ими разгрома там ИГ, то почему они остаются в Ираке, где их пребывание также связывалось с целями борьбы с «халифатом»? Таким вопросом всё чаще задаются в Багдаде. Особенно после провокационной выходки самого Трампа в конце прошлого года.

Напомним, 26 декабря главнокомандующий ВС США прибыл на американскую базу «Айн аль-Асад» в иракской провинции Анбар. «Рождественский визит» Трампа в правительстве и парламенте Ирака сочли грубейшим нарушением суверенитета арабской страны после того, как американский лидер не соизволил прибыть в Багдад, а вознамерился вызвать на военную базу под флагом США иракского премьер-министра Аделя Абделя Махди. Последний благоразумно отказался от вызывающего «приглашения», сославшись на отсутствие оговоренного заранее формата встречи с Трампом.

Сложности с иракцами администрации в Вашингтоне сейчас крайне невыгодны. Уходя из Сирии, американцы намереваются остаться на базах в западном Ираке, чтобы отсюда следить за действиями России, Турции, Ирана и самого Дамаска на сирийской территории. К тому же намечается длительная военно-политическая конфронтация с Ираном, у кого протяжённая сухопутная граница с Ираком и кто прикладывает активные усилия с целью укрепления собственных позиций в Багдаде на фоне растущих здесь антиамериканских настроений.

Таким образом, миссия «отряда 6» на востоке Сирии обусловлена далеко не только решением непосредственной задачи в виде обезглавливания ИГ. Судьба Абу Бакра аль-Багдади в качестве первого лица некогда могущественной террористической организации, по сути, уже никому не интересна. Другой вопрос, что его имя может быть использовано для достижения иных целей, куда более важных для США, чем физическая ликвидация или захват в плен загнанного в угол «халифа».

(1) В Минобороны России 16 июня 2017 г. заявили, что главарь террористов мог быть убит в результате удара российских ВКС 28 мая в южном предместье Ракки. Отмечалось, что ударом самолётов Су-35 и Су-34 ликвидированы высокопоставленные командиры группировки, входившие в состав так называемого военного совета ИГ, а также около 30 полевых командиров среднего звена и до 300 боевиков их личной охраны.

Ближневосточная редакция EADaily

01.02.2019

Источник: eadaily.com

Американцы захватили главаря ИГИЛ, обойдя Россию. США удалось сделать в Сирии то, чего так и не добились наши военные

Большой вопрос — побеждено ли Исламское государство? Судя по тому, что мы можем видеть сейчас на сирийской карте, проблема ИГИЛ осталась в прошлом. Кто не забыл, эта террористическая группировка владела большей частью Сирии и почти половиной Ирака несколько лет назад, теперь же от псевдохалифата остались лишь осколки, разбросанные по всему Ближнему Востоку и частично в Африке (той ее части, что не относится к Ближнему Востоку.).

Сейчас эти анклавы вряд ли даже можно как-то связывать с тем псевдогосударством, что построили фанатики Багдади. Сообщение между группировками слабое, а контроль сверху практически не осуществляется. В общем, некогда могущественная армия «халифата» превратилась в разрозненные бандитские шайки. При этом есть тенденция к дальнейшему дроблению. Так что уверено можно сказать, что того Исламского государства, которое было еще полтора-два года назад, уже нет.

В уничтожении террористической структуры приняли участия очень многие. Особенно активно трудились наши военные, а так же их американские конкуренты. И те и другие нанесли немало ущерба боевикам, отвоевывая за короткие сроки города и даже целые провинции. В итоге, американцы освободили от ИГ север и восток САР. Несправедливо будет забыть и их многочисленных союзников. Например, та же Австралия, о которой в контексте Сирии почти никто не говорит, сбросила на террористов бомб больше всех остальных участников этой войны. Впереди нее только РФ и США. При этом одно время местные власти очень активно обсуждали вопрос отправки сухопутного контингента на Ближний Восток, но до реализации так и не дошло. В общем, на стороне США были многие, и эти многие сыграли важную роль не только в борьбе с терроризмом, но и в расширении влияния Штатов в регионе.

Что же до России, то под контроль Асада она вернула центральную и южную Сирию. Союзников у Москвы тоже хватало. Конечно, их не так много, как у Вашингтона, однако на стороне наших военных были крупные сухопутные силы из Ирана, Ливана и иногда даже из Ирака. Разумеется, местные проправительственные силы так же часто были в первых рядах наступавших войск. Так что в этом смысле совершенно неправильно говорить, что Исламское государство побеждено благодаря России или благодаря Соединенным Штатам Америки.

Тем не менее, у общества — причем что российского, что американского — сложился стереотип, будто бы никто кроме этих двух стран за САР не воевал. Что ж, объяснение этому есть — Москва и Вашингтон превратили гражданскую войну в опосредованную, и теперь между ними идет борьба уже не за спасение Сирии, а за геополитическое влияние. Оттого-то каждая из сторон пытается приписать победу над Исламским государством себе. В этом, наверное, больше символизма, но символизма важного. Все-таки и та, и другая сторона формально объясняют свое присутствие в САР именно необходимостью борьбы с терроризмом.

Но до сих пор, несмотря на известные высказывания Дональда Трампа или представителей нашего Министерства обороны, окончательной победы так никто не добился. И виной всему Абу Бакр аль-Багдади — глава Исламского государства, бессменный лидер группировки. О его смерти многократно сообщалось, однако каждый раз после очередной его «кончины» мы быстро узнавали, что он все еще жив. Значит, его по-прежнему никто не остановил, следовательно, он продолжает свое грязное дело. Значит, победа над ИГИЛ так толком и не состоялась.

Но вот, кажется, американцы добились своего. Возможно, они еще не захватили Багдади, но вплотную приблизились к этому. Нам удалось узнать от наших источников, что недалеко от Абу-Кемаля, в котором присутствуют наши военные, орудует американский спецназ. Янки пришли с территории Ирака, перейдя границу близ восточного берега Евфрата. Недалеко от этого места находится один из последних анклавов ИГ в Сирии, и именно здесь несколько месяцев продолжались ожесточенные бои между Коалицией и террористами за Хаджин и прилегающие территории.

Целью американского спецназа является именно Абу Бакр аль-Багдади. Об это сообщают сразу несколько источников, один из которых — иракские чиновники, сотрудничающие с США по этому вопросу. Вероятность нахождения «халифа» в этой части Ближнего Востока почти стопроцентная. Наши источники в военных кругах РФ сообщают, что им известно о присутствии американского спецназа близ Абу-Кемаля.

Более того, среди местных уже успел пройти слух о ликвидации боевика № 1. Однако наши военные в этом сомневаются, ссылаясь на известную «неубиваемость» Багдади и молчание нашей разведки. От сирийских же источников нам удалось узнать, что спецназ занимался поисками террориста несколько дней, при этом на территорию, подконтрольную ИГ, американские военные не заходили. Дело в том, что есть информация, будто бы Багдади скрывается в доме одной из семей, проживающей в районе, который с недавних пор контролируют курды.

Любовь Шведова

29.01.2019

Источник: svpressa.ru