При встречах и разговорах с коллегами по профессии, по журналистской работе, да и просто соседями неизбежно всплывает тема украинского кризиса. Разговор идет о наших сложных отношениях с самой крупной страной-соседкой на западе – Украиной. Той самой, с которой мы, казалось, срослись навечно за почти 350 лет совместной жизни в одном государстве, а сейчас оказались втянутыми в углубляющийся водоворот противоречий и конфликтов.

Военно-политическая картина на Юго-Востоке представляется сложной загадкой-головоломкой, наподобие детской игры, когда из многочисленных отдельных фрагментов надобно сложить внятную картину. Многие мои знакомые и собеседники чувствуют усталость от навала недоброкачественной информации, потока ангажированных заявлений, мнений, оценок, открытого вранья: «Мы ничего не понимаем в том, что там сейчас происходит!». Поэтому и появляется у кого-то апатия, утрата интереса к событиям. На этом фоне появляются и критические материалы, явно адресованные Кремлю. Эпизоды с протестными акциями музыканта А. Макаревича, адвоката Г.Резника, журналиста А.Невзорова, людей, вывесивших жовто-блакитные символы на высотке на Котельнической набережной… Это дурной признак раздвоения общественного сознания.

Большая вина за этот общий раскардаш лежит на нашей пишущей и вещающей братии. Она, не задумываясь о последствиях, навешивает на всех участников конфликта злые и ядовитые ярлыки, из которых «каратели», «фашисты» (с нашей стороны), «террористы», «сепаратисты» (со стороны противоположной) являются самыми мягкими.

Если бы мы готовили свои народы к настоящей межгосударственной войне с Украиной, это было бы объяснимо, но ведь официальная и реальная политика Москвы ориентирована на достижение мира.

Последние успешные наступательные действия ополченцев представлялись как предвестник разгрома киевской армии. Слышались кличи: «Даешь Киев!». Даже стали говорить про общий развал украинского государства. И только опытные, съевшие зубы на политике, ветераны ворчали: «Нашему бы теляти, да волка съесть!».

Все стало на свои места, после того как объединенные делегации ДНР и ЛНР внесли свои официальные предложения по разрешению кризиса на переговорах контактной группы в Минске 1 сентября 2014 года. В этих предложениях было сказано о сохранении целостности Украины. Днем раньше премьер-министр Донецкой народной республики А.Захарченко в прямом эфире на Первом канале российского телевидения, сказал, что задачей вооруженных сил ДНР является очистка территории Донецкой и Луганской областей от армии и силовых структур Киева.

Все! Нет никаких претензий на расширение свободной зоны за счет других территорий. Реальная политика ни капельки не похожа на те виртуальные варианты, которые расписывали некоторые журналисты и эксперты, которые, к сожалению, призывали, скорее к «доброй ссоре», чем к «худому миру».

А их коллегам по ту сторону баррикад своими истеричными антироссийскими материалами довели украинского министра вооруженных сил генерал-полковника В. Гелетея до бредового заявления о том, что, дескать, Россия собирается применить ядерное оружие против Украины. Я вспомнил, что в мае 1949 года в США выбросился с 16-го этажа министр обороны этой страны Джеймс Форрестол, который без конца перед смертью твердил одну фразу: «Русские идут! Русские идут! Я их видел своими глазами!». Военная паранойя, как видим, может захватывать не только простых людей, но и весьма осведомленных государственных мужей.

Одним из наиболее туманных вопросов является прямое участие России в нынешних событиях на Юго-Востоке Украины.

Сами украинские власти, естественно, считают, что только Россия несет ответственность за разразившийся там кризис. Украинские военные на всех уровнях - от министров до командиров батальонов - утверждают, что они воюют с русскими: иначе они не могут оправдать те провалы и потери, которые несут в операциях на Юго-Востоке.

Российские власти - от президента до армейских начальников - повторяют, что никаких наших войск на территорию Украины не направлялось. Западные страны, по политическим соображениям полагаясь на оценки Киева, считают, что, вероятно, в боях на Юго-Востоке принимают участие российские военнослужащие. Особенно категорично об этом заявляют политики из стран Балтии, Польши и, как всегда, русофобской Англии. Но мировому общественному мнению не представлено никаких доказательств прямого российского вмешательства: нет пленных российских военнослужащих, нет трофейной техники, которая бы стояла только на вооружении российской армии. Нет ничего. История с нашими заблудившимися десятью десантниками не произвела никакого впечатления, к тому же у них не было ни даже обычного боекомплекта, ни карт, ни компаса. Это не матерые вояки-диверсанты, а желторотые салаги, никогда не нюхавшие пороху.

Но Россия глубоко втянута в события, В.Путин никогда не отрицал, что российские граждане, даже военнослужащие могут на свой страх и риск, на строго добровольных началах находиться в районе боевых действий и принимать в них участие. У нашей страны имеется огромный исторический опыт участия наших граждан и военнослужащих в региональных и даже мировых конфликтах. Вспомните только добровольческий порыв, охвативший наше общество в годы русско-турецкой войны 1887-1888 годов. А потом были грандиозные эпопеи с участием советских советников и специалистов в испанской гражданской войне 1936-1939 годов. Там побывало в общей сложности более 600 советников и почти 2 тысячи специалистов. В Испанию было направлено почти 350 танков и 650 самолетов. Под чужими именами там находились будущий министр обороны СССР Р.Малиновский и будущий Главнокомандующий ВМФ СССР Н.Кузнецов.

Еще более масштабным было участие наших добровольцев в Китае в годы антияпонской войны 1931-1945 годов. В Китай было поставлено в общей сложности около 1300 самолетов, 1600 стволов артиллерии, более 14 тысяч пулеметов, а всего на стороне Китая против японцев сражалось почти 4 тысячи добровольцев из СССР. Самым известным из них стал впоследствии маршал Советского Союза, герой Сталинградской битвы В.Чуйков.

В отражении американской угрозы в корейской войне 1950-1953 годов принял участие крупный авиационный корпус, дивизией которого одно время командовал трижды Герой Советского Союза И.Кожедуб. Самолеты базировались на китайской территории, наших летчиков обучили командам на корейском языке, но, в горячке боя, они нередко срывались на проверенный жизнью русский мат. За годы войны в боях с американцами поучаствовали почти 26 тысяч наших солдат и офицеров. Мы тогда изрядно потрепали авиацию США, сбив более тысячи вражеских машин и потеряв только 316 своих самолетов. Ни один из наших военнослужащих не попал в руки противника, американцы даже не могли предать гласности факт участия советских добровольцев в боях.

Не было бы на карте нынешней Приднестровской Республики, если бы казаки и добровольцы из России не остановили разъяренных молдаван, которые грозили смести с лица земли русских и украинцев, живших там со времен походов Потемкина и Суворова.

Нынешнее, очень скромное участие наших граждан в событиях на Юго-Востоке Украины является продолжением традиционной геополитической линии России, направленной на защиту интересов своих сограждан, славян или государств-союзников в борьбе против общего врага. Эта линия всегда характеризовалась защитительным характером. Если бы Россия оставалась безучастной к гибели осетин или абхазов, если бы она отказала Крыму в праве стать полноправным субъектом Российской Федерации, если бы мы стали свидетелями кровавых расправ киевских силовиков над непокорными жителями Донбасса, то, поверьте, авторитет российского руководства был бы, как говорят, «ниже плинтуса».

Сейчас все сходятся во мнении, что военного решения украинского конфликта нет. Эти признал и Генеральный секретарь ООН, и само киевское руководство, когда согласилось на переговоры в рамках контактной группы в Минске. К тому же, близится осень и зима, когда решение топливно-энергетических вопросов приобретет жизненно важное значение. Начался учебный год, но за парты не смогут сесть десятки тысяч детей на Юго-Востоке. По всей Украине, где охотников идти на войну не ахти как много, развертывается кампания по выборам нового состава Верховной рады. Война осточертела всем.

Ситуация созрела для замирения. Пока препятствием остается пещерное нежелание киевских властей согласиться на прямые переговоры с представителями ДНР и ЛНР. Киев даже в Минск посылает не ответственных полномочных представителей, а бывшего президента Леонида Кучму, «отставной козы барабанщика».

Леонид Данилович - уважаемый человек, он 10 лет был президентом Украины, но сейчас-то он обычный гражданин. Поэтому лидеры мятежного Юго-Востока попросили заменить его по-настоящему ответственным и полномочным представителем.

Сегодня стало модным составлять «дорожные карты» для выхода из военно-политического тупика, предлагать авторские планы урегулирования, стараться захватить лидерство в соревновании за лучший вариант развязки гордиева узла. Первым реальным шагом на пути к миру стало знакомство с официальными предложениями по условиям переговоров, которыми обменялись в Минске основные участники: делегация Киева и делегация Юго-Востока. Об условиях Киева пресса пока не знает. Донецк и Луганск заявили о своих предложениях открыто. Разумеется, запросные позиции не являются окончательными, но дают основу для переговоров.

Лед тронулся?

Постскриптум. Меня не перестает удивлять Европа своей политической вялостью и сонливостью, из которой ее выводят США тычками шпор в ее ожиревшие бока. Вспоминаю, как верещали на все лады ее политики, когда был сбит малазийский лайнер, в котором погибли, в основном, европейцы. Сколько шуму было по поводу приезда из Старого Света экспертов на место катастрофы. Наконец, они приехали и, поковырявшись немного ради проформы, уехали назад. Идут недели, месяцы, но в Европе пропал весь следовательский запал. На территорию, контролируемую ополченцами, никто не приезжает. Обломки самолета, кажется, больше никого не интересуют.

Россия неоднократно требовала обнародования записей пилотов погибшего самолета с украинскими диспетчерами. Вместо ответа - гробовое молчание. По горячим следам европейцы обещали, что вскоре будут известны результаты расшифровки «черных ящиков», но как поется в опере, «уж полночь близится, а Германа все нет».

ОБСЕ является официальным участником заседаний контактной группы в Минске, но мир не знает, как Европа относится к различным вариантам поисков мира на Юго-Востоке.

Сама Европа молчит, «как рыба об лед» в вопросе о поисках решения. Равным образом пассивно жмется она и в вопросе о транзите газа через территорию Украины.

Неужто США так придавили коленом Европу к асфальту, что у нее хватает воздуха только на то, чтобы поддержать американские требования об очередных пакетах санкций против России?

Николай Леонов, генерал-лейтенант в отставке, бывший начальник Аналитического управления КГБ СССР

05.09.2014

Источник: stoletie.ru