Как заявил в понедельник, 21 апреля, министр иностранных дел России Сергей Лавров, «Власти в Киеве ничего не делают, палец о палец не ударили для того, чтобы устранить причины, которые лежат в основе нынешнего глубокого украинского кризиса. «Правый сектор» уже почти полгода хозяйничает в различных городах центра и запада Украины, пытается свое влияние распространить и на восточные регионы, используя силовые методы», – констатировал С.Лавров., слова которого передает агентство ИТАР-ТАСС.

В женевских договоренностях по Украине сроки не упомянуты, но меры должны предприниматься срочно, напомнил он. Министр также отметил, что киевские власти «не могут или не хотят контролировать экстремистов». «Обстрел безоружных в пасхальную ночь – это запредельно», – заявил Лавров.

Напомним: в ночь на воскресенье, 20 апреля, в Славянске произошла перестрелка. Неизвестные лица – предположительно, радикалы из «Правого сектора» – напали на один из блокпостов, выставленных на северном въезде в город бойцами сил самообороны Славянска. По данным милиции Донецкой области, столкновение произошло в районе села Былбасовка, куда в 2.20 (3.20 мск) подъехали четыре автомобиля. Их пассажиры открыли огонь по дежурившим на блокпосте ополченцам Донецкой Народной Республики, в ответ тоже раздались выстрелы. В результате возникшей перестрелки со стороны ополченцев погибли три человека, еще трое получили ранения. По данным телеканала «Россия 24», погибли и двое из числа нападавших — их тела якобы забрали с собой их товарищи.

По итогам ночного столкновения «народный мэр» и командир батальона самообороны Славянска Вячеслав Пономарев обратился к руководству России с просьбой ввести в регион миротворческие силы «для защиты от Национальной гвардии и «Правого сектора»».

«Тот, кто сознательно ведет линию на развязывание гражданской войны, надеясь, видимо, спровоцировать большой, серьезный, кровопролитный конфликт, занимается преступной политикой. И мы будем эту политику не только осуждать, но и пресекать», – заявил Сергей Лавров.

Тем не менее, сегодня очевидно, что реализация принятого в Женеве сценария по деэскалации зашла в тупик. Лидеры Народного ополчения Славянска заявили, что не станут сдавать оружие до тех пор, пока не будут разоружены боевики «Правого сектора» и других радикальных группировок, поддерживающих власти в Киеве. Кроме того, противники украинских властей в Донецкой и Луганской областях считают, что обнародованное в Женеве требование освободить «незаконно захваченные здания и улицы» касается не только юго-восточных регионов, но и Киева. Они напоминают, что Крещатик и прилегающие кварталы по-прежнему удерживают активисты Майдана, фактически превратившие главную улицу столицы в палаточный лагерь.

Как теперь выглядят перспективы деэскалации на Украине?

– Эпизод с нападением на блокпост в Славянске демонстрирует, что попытка навести мосты с Киевом бесполезна, – считает замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько. – По большому счету, Киев не хочет вести переговоры с мятежным Юго-Востоком. На мой взгляд, нападение бойцов «Правого сектора» на блокпост было инициировано именно киевскими властями. И.о. президента Украины Турчинову такая тактика удобна: действуя руками радикалов, он всегда может сказать западным партерам: ребята, извините, но мы не всегда можем контролировать радикалов. Да, это наносит имиджевый ущерб Киеву, зато позволяет сохранить свободу маневра. Киевские власти при такой позиции всегда могут направить отряды украинских националистов на Юго-Восток, снабдив их оружием и техникой, и одновременно снять с себя ответственность за происходящее. Можно сказать, нападением на блокпост в Славянске «Правый сектор» поздравил подписантов женевского соглашения с Пасхой – тем более, православный праздник на этот раз совпал по дате с католическим. И эта акция отлично показывает всю «ценность» соглашений в Женеве.

«СП»: – Зачем Киеву обострять обстановку?

– Киев, с момента заключения соглашений в Женеве, де-факто не выполнил ни одного пункта из них. Он не собирается ни разоружать «Правый сектор», ни упразднять Национальную гвардию. Он не собирается предлагать сколь-нибудь масштабные проекты жителям Юго-Востока, выпускать арестованных активистов из числа сторонников федерализации. Киев лишь делает шаги, которые имитируют бурную деятельность по деэскалации.

Например, ячейка «Правого сектора» в Житомирской области согласилась добровольно сдать областному управлению Службы безопасности Украины «коктейли Молотова». Конкретно, боевики сдали 21 ящик с бутылками с зажигательной смесью, и две 50-литровые бочки готового «коктейля». В СБУ этот шаг назвали «следствием взаимного понимания необходимости деэскалации напряжения в обществе, важности соблюдения положений женевских соглашений, и общей с правоохранительными и специальными органами региона скоординированной позиции относительно защиты национальной государственности и территориальной целостности Украины в условиях внешней угрозы».

Но если здраво взглянуть на вещи, подобное разоружение – чисто декоративное. «Правый сектор», напомню, захватил во Львове армейский склад, и завладел несколькими сотнями единиц стрелкового оружия, гранатометами, пулеметами. Но это оружие он почему-то не сдает.

На мой взгляд, Киев – как и его хозяева с Запада – не отступил от цели задавить Юго-Восток. Женевские соглашения киевским властям были нужны только для того, чтобы на законных основаниях разоружить сторонников федерализации. А в конечном итоге – силой заставить жителей Донбасса сдаться. В таких условиях о полноценном диалоге между сторонами украинского конфликта и речи быть не может, сейчас диалог идет сквозь прорезь прицела.

«СП»: – Что, в таком случае, ждет Украину?

– Боюсь, ничего хорошего. Если ситуация будет развиваться в рамках тренда, обозначенного в Славянске, Украину ждет гражданская война. Вопрос только в том, будет ли ее характер вялотекущим или интенсивным.

– Нынешние киевские деятели пришли к власти на штыках «Правого сектора», и не собираются отказываться от услуг радикальных националистов, – уверена генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив, член Общественной палаты РФ Вероника Крашенинникова. – Символично, что трагедия в Славянске случилась сразу после Женевы, и в пасхальные дни, на время которых было объявлено перемирие.

Слова на встрече в Женеве были сказаны правильные: необходимо предпринять шаги по деэскалации напряженности, воздерживаться от насилия, запугивания и провокационных действий, отвергнуть любые проявления экстремизма и расизма. Однако есть серьезные опасения, что эти слова так и останутся словами.

«СП»: – Почему вы так считаете?

– Прежде всего, эти слова могут быть превратно истолкованы и Вашингтоном, и Киевом. Мы это уже проходили. В случае с Ливией, например, когда «бесполетная зона» обернулась 30 тысячами часов вылетов боевой авиации НАТО. Или в случае с Сирией, когда соответствующие женевские соглашения, предполагавшие создание «переходного правительства, сформированного при согласии всех сторон», были истолкованы Вашингтоном и его союзниками как уход Башара Асада. Есть опасения, что и в случае с Украиной формальные заявления будут передернуты.

Во-вторых, имеется риск, что требования, сформулированные в Женеве, будут предъявлены только восточно-украинской стороне. Как точно сказал один из активистов в Донецке, по идее, нынешнее киевское руководство само должно освободить занимаемые помещения, поскольку пришло к власти незаконным путем.

Наконец, третья группа рисков связана с тем, что ответственным за мониторинг на Украине назначена ОБСЕ. Эта организация известна своей предвзятостью.

Поэтому женевские соглашения – лишь этап длинного пути по урегулированию украинского конфликта. К сожалению, сами по себе они не принесут должного результата.

«СП»: – Что нужно делать в данной ситуации?

– Киевские власти, на мой взгляд, продемонстрировали, что не обладают суверенитетом, и действуют под диктовку Вашингтона и отчасти Брюсселя. Поэтому Россия должна усилить давление на США, и через американцев обеспечить подчинение Киева женевским соглашениям.

Кроме того, Киев успел подписать политическую часть договора об ассоциации с Евросоюзом. Это подразумевает, в частности, его военно-политическое сближение с Западом. Для Востока Украины, как и для России, подобное сближение неприемлемо. Это значит, что в диалоге с американцами необходимо настаивать еще и на прекращении военного сотрудничества Киева с НАТО, и двустороннего военного сотрудничества с США…

Андрей Полунин

21.04.2014

Источник: svpressa.ru