Англоязычные журналисты и политологи в целом по-прежнему склоны оценивать действия Кремля в Крыму как "неприкрытую агрессию". Однако все чаще раздаются голоса, призывающие к более взвешенной оценке происходящего.

"Посвященные Украине дискуссии быстро перерастают в словесные перепалки двух сторон, каждая из которых забрасывает соперника ложными дихотомиями, настаивая на том, что все аспекты этого разворачивающегося кризиса можно свести к выбору "или-или", хотя, на самом деле, обе точки зрения в той или иной степени соответствуют действительности", — пишет достаточно консервативная британская газета The Guardian.

Как отмечает издание, одна сторона громко осуждает Россию за ее вооруженное вторжение в Крым, которое нарушает украинский суверенитет. Их оппоненты считают, что Запад не смеет критиковать Россию, если США, Британия и их союзники вторглись в Ирак 11 лет назад. "В этом и заключается выбор: либо Россия ошибается, либо Запад. Такого, чтобы ошибались обе стороны, просто не может быть. Хотя может", — заключает издание.

Отметим также, что нынешний конфликт в Крыму чем-то напоминает события в Калифорнии в середине XIX века, в результате которых эта территория перешла от Мексики к США. Тогда несколько сотен американских колонистов, составлявших, кстати, ничтожный процент населения региона, заключили в тюрьму мексиканского коменданта и провозгласили создание Калифорнийской республики. Менее через месяц на помощь восставшим прибыл американский десант, республика была ликвидирована, а колонисты влились в ряды американской армии.

Конечно же, сейчас совсем другая эпоха, и, как отмечает та же The Guardian, Владимира Путина обвиняют как раз в том, что он действует "методами XIX века". Однако отказался ли бы от применения военной силы Барак Обама, если бы граждане его страны компактно проживали бы во враждебном им государстве, и просто мечтали бы о присоединении к США? Даже если принять во внимание, что вторжение в Афганистан и Ирак предприняла администрация Джорджа Буша, то, в любом случае, Обама пока не остановил эти войны.

Более того, администрация Обамы фактически осуществила агрессию в Ливии, продолжает наносить удары при помощи беспилотников по афганской и пакистанской территориям.

Угроза безопасности миллионов соотечественников гораздо более весомый повод для агрессии, чем достаточно туманная опасность исламских террористов. Поэтому можно фактически не сомневаться, что, оказавшись на месте Путина, американский президент действовал бы не менее решительно. Причем его в этом поддержало бы даже большинство левых американцев.

Примечательно, что общественное мнение в США в целом гораздо более позитивно оценивало военную интервенцию в Афганистане, чем войну в Ираке, так как действительно были основания предполагать, что террористы, совершившие нападение на США 11 сентября 2001 года, скрываются на афганской территории. Защита же соотечественников для американцев – дело просто святое.

В случае украинско-российской коллизии Вашингтон явно не желает принимать в расчет сложность ситуации, в которой сейчас оказался Кремль.

"Лучшее, что могли бы сейчас сделать Россия, США и Евросоюз – это перестать бороться между собой за Украину (всю целиком или ее отдельные части), согласовать пакет помощи для нее, а также подписать новый пакт о безопасности в Европе с участием России, допустим, в формате НАТО-ОДКБ. В противном случае украинский сценарий, скорее всего, повторится в Молдавии и, возможно, в других местах на постсоветском пространстве", — считает профессор Монтерейского института международных исследований в Калифорнии Гордон Хан.

По мнению эксперта, в крымском противостоянии виноваты все стороны, в том числе и Запад. "Я думаю, что раскол на Украине стал продолжением истории с расширением НАТО. Хотя администрация Обамы и перестала эту тему педалировать, но полностью от нее не отказалась. Похоже, Белый дом молчаливо поддерживал игру Евросоюза, особенно не задумываясь над тем, какие контрмеры может предпринять в ответ Россия и чем все это обернется для Киева. Запад есть за что упрекнуть: и за расширение НАТО и Евросоюза, и за заигрывание с коррумпированным режимом Януковича (лишь бы только тот согласился пойти в ЕС), и за потакание антирусской кампании предыдущей администрации (Ющенко) вокруг языка и Голодомора", — говорит Гордон Хан.

При этом важнейшим средством ослабления влияния России на Украине была откровенная поддержка Западом возрождения украинского самосознания. Так, один из видных американских политологов не без гордости рассказывал корреспонденту "Росбалта", что в начале 1990-х годов посоветовал украинским властям перевести на украинский мультфильмы, чтобы новое поколение было меньше подвержено русскому влиянию.

В реальности национальная идентичность тесно связана с политическими мотивами. Например, в Черногории ориентированные на Запад жители республики считают себя черногорцами, а ориентированные на Россию – сербами. Конечно же, такая точка зрения явно ангажирована, но при этом на Западе впадают в прямо противоположную крайность.

Так, весьма симптоматична недавняя статья в американском журнале The New Republic профессора университета Северной Каролины Клауса Ларреса и вашингтонского аналитика Питера Ельцова. Отмечая, что язык и национальность не одно и то же, авторы приходят к сенсационному выводу, что многие русскоязычные в Украине, а также других государствах СНГ больше не считают себя русскими. К счастью, столь крайних оценок придерживаются не все американские исследователи.

По мнению Гордона Хана, урегулированию украинского кризиса может способствовать международная конференция с участием США, Евросоюза, России, умеренного крыла нового украинского правительства и Партии регионов. "Необходимо провести расследование относительно всех виновных в актах насилия в ходе демонстраций, кем бы они ни были – сторонниками режима или оппозиции, и все, кто провоцировал насилие, должны быть пожизненно изгнаны из политики. Пожизненно! Конференция должна одобрить проведение референдума по новой конституции, предусматривающей децентрализованную федеративную политическую систему, по статусу Крыма внутри Украины и относительно вступления (либо невступления) Украины в Евросоюз", — предлагает профессор.

Игорь Ротарь, Сан-Диего

13.03.2014

Источник: rosbalt.ru