Минские соглашения стали своего рода мантрой у различных российских и западных политиков. В том смысле, что о необходимости их выполнения говорят все — Барак Обама в Ганновере, Россия и НАТО на заседании совместного совета, Франсуа Олланд и Ангела Меркель в частных выступлениях. И даже некоторые украинские политические лидеры.

Накануне к выполнению Минских договоренностей и предоставлению особого статуса Донбассу призвала депутатов Рады помощник государственного секретаря США Виктория Нуланд в ходе визита в Киев. Спорным остается вопрос об ответственности за выполнение «Минска-2», которую Киев и часть западных лидеров возлагают на Москву, а Россия и республики Донбасса, в свою очередь, — на Украину.

Сейчас на очереди помимо условного «перемирия», нарушения которого фиксируются ОБСЕ на регулярной основе, и разминирования территорий стоят согласованная с Донецком и Луганском конституционная реформа с предоставлением особого статуса Донбассу, а также проведение местных выборов в республиках, недавно перенесенных с 24 апреля на 24 июля этого года. Вопрос о проведении голосования также упирается в прописанную во втором варианте Минских договоренностей необходимость принятия Киевом согласованного с республиками закона о выборах на Донбассе. Все спорные вопросы, таким образом, упираются именно в волю киевского режима. Однако президент Петр Порошенко, представитель Украины на Минских переговорах Роман Бессмертный, другие украинские чиновники и политики не перестают придумывать новые невыполнимые условия, откладывая решение принципиальных вопросов на неопределенный срок. Таким образом, даже при поверхностном взгляде на общий ход Минских переговоров вопрос о том, кто в действительности ответственен за их саботаж отпадает сам собой.

Тем не менее, сейчас снова появилась надежда, что Киев все-таки форсирует работу по выполнению Минских договоренностей, и на встрече Трехсторонней контактной группы 29 апреля будет достигнут существенный прогресс. Во-первых, существенно усилилось давление Запада на Украину. Косвенные признаки этого — провал референдума о вхождении Украины в ЕС в Нидерландах, анонсированный BBC документальный фильм, где озвучена версия о вине Украины в крушении «Боинга» в 2014 году, упоминавшийся выше визит Виктории Нуланд в Киев. Надежду на то, что западные страны в частных контактах с властями Украины стали более настойчиво убеждать Киев выполнять Минские договоренности, высказал на пятой международной конференции по безопасности в Москве глава российского МИД Сергей Лавров. Будущее покажет, будет ли это давление ограничиваться лишь заявлениями или, например, Запад, как уже озвучивала спецпредставитель МИД России Мария Захарова, окончательно перекроет любое (будь то официальное или теневое) кредитование Украины.

Вторая причина для того, чтобы надеяться на выполнение Минских соглашений, связана с украинской внутренней политикой. С формированием правительства Владимира Гройсмана, назначением нового председателя Верховной Рады подходит к концу, как надеются в Киеве, украинской политический кризис. Глава фракции «Блок Петра Порошенко» в Верховной Раде Юрий Луценко уже охарактеризовал новую перестановку в украинских верхах как проявление «признаков разума». Новый спикер украинского парламента Андрей Парубий уже заявил о своей приверженности «Минску-2». «Я являюсь сторонником Минских соглашений, чтобы наши граждане на временно оккупированной территории, как и другие граждане Украины, могли воспользоваться своим правом и выбрать тех руководителей, которые будут управлять громадами по принципу доверия, а не по принципу, у кого больше банды боевиков», — пояснил он.

С другой стороны, тот же Парубий продолжает озвучивать тезис о наличии на Донбассе российских Вооруженных сил, несмотря на то, что подобное не зафиксировали ни американские спутники слежения, ни наблюдатели ОБСЕ. Владимир Гройсман же вместо конкретных предложений по проведению конституционной реформы и выборов на Донбассе начал свою деятельность с популистских заявлений о разрыве дипломатических отношений с Россией.

Однако любое укрепление президентской вертикали (а Гройсман и Парубий, в отличие от ушедшего в отставку Арсения Яценюка, состоят с Порошенко в одной фракции, и являются абсолютно подконтрольными ему политиками) лишает возможности сваливать на разногласия между различными ветвями власти любые проволочки, связанные с конституционной реформой или с принятием закона о выборах на Донбассе. К тому же, и у России, и у Запада появляется возможность более эффективно использовать рычаги давления на Киев, зная, что, если Порошенко пообещал что-то сделать, в правительстве никто не будет ему препятствовать. Сам президент Украины недавно отменил запланированную на весну этого года седьмую волну мобилизации в армию, мотивировав это желанием увеличить денежное обеспечение «сил украинской обороны». Однако также это может свидетельствовать и о намерении мирного разрешения конфликта на Юго-Востоке и отказе от очередного наступления на Донбассе.

В любом случае, сейчас, когда политические разногласия в высших эшелонах власти в Киеве закончились, наступил наиболее благоприятный момент для выполнения Минских договоренностей. Тем более, что, судя по событиям последних дней, связанных с, по сути, бунтом региональных элит, украинские армия и Национальная гвардия могут оказаться куда нужнее на Волыни, в Закарпатье или Одессе, чем на Донбассе.

Вадим Самодуров

28.04.2016

Источник: svpressa.ru