Верховная Рада Украины после долгих прений все же отправила в отставку премьер-министра Арсения Яценюка и назначила на этот пост спикера парламента, бывшего мэра Винницы Владимира Гройсмана. За эти решения, которые принимались пакетом, проголосовали 257 депутатов при 226 необходимых. Далее парламент утвердил и состав кабинета министров, за который проголосовали 239 народных избранников. От предыдущего правительства он отличается тем, что в нем нет ни одного иностранца, зато будет пять вице-премьеров вместо трех.

Министром экономического развития и торговли, а также первым вице-премьером стал Степан Кубив, который в 2014 году не очень долго и не очень успешно руководил Нацбанком Украины. Вокруг этой должности, наравне с Минэнерго и Минздравом шли самые горячие споры. В итоге за энергетику будет отвечать Игорь Насалик из Блока Петра Порошенко, а вот должность «главного врача» пока осталась незанятой — договориться по этой кандидатуре не удалось.

На своих постах остались министр обороны Степан Полторак, министр иностранных дел Павел Климкин, министр внутренних дел Арсен Аваков, министр юстиции Павел Петренко и министр информполитики Юрий Стець. Таким образом, ключевые должности остались неизменными. Место главы финансового ведомства занял Александр Данилюк из аппарата президента, а министром по вопросам оккупированных территорий стал Вадим Черныш, нынешний председатель Агентства по вопросам Донбасса. Спикером Верховной Рады назначили одиозного нардепа от «Народного фронта» Андрея Парубия, вице-спикером — Ирину Геращенко от БПП.

Новоназначенный премьер представил в Верховной Раде свою программу. Он пообещал решить вопрос субсидий и экономически обоснованных тарифов, вернуться к налоговой реформе, ввести институт детективов и внедрить военную полицию. Из более значимых, правда менее выполнимых инициатив Гройсман предложил разработать Государственную стратегию восстановления территориальной целостности Украины и привлечь международную поддержку для программы «деоккупации» Крыма. Верховная Рада проголосовала за программу премьера только с третьего раза, но зато теперь у этого кабинета есть иммунитет от роспуска на год.

В своей инаугурационной речи Владимир Гройсман сказал о главных угрозах украинскому государству. И, как ни странно, это не Россия. «Это коррупция, это неэффективность государственного управления. И это популизм, который является не меньшей угрозой Украине, чем враг на востоке нашей страны», — заявил премьер, добавив, что будет непримирим к коррупции. Петр Порошенко, в свою очередь, заявил, что новый кабинет и коалиция должны будут внести в Конституцию страны реформы, необходимые для децентрализации, и следить за реализацией Минских соглашений.

В России уже оценили более умеренную риторику Гройсмана. Так, глава комитета по международным делам российского парламента Алексей Пушков предположил, что новый кабинет будет более успешным, чем команда Яценюка. «Сейчас для Украины важна не столько идеология, сколько практическая, разумная, здравая политика. Если Гройсман пойдет по этому пути, то я думаю, что его премьерство может быть по результатам более успешным, — сказал Пушков. — Мне кажется, эта замена будет либо нейтральной с точки зрения отношений между Киевом и Москвой, либо, скажем, снимет некоторые раздражающие моменты, ту целенаправленную линию на разрыв всех и всяческих связей, которую проводил премьер Яценюк».

Но можно ли на самом деле ждать от кабинета Гройсмана отхода от агрессивной антироссийской линии и перехода к конструктиву?

— Безусловно, Владимир Гройсман имеет несколько другой политический и личностный темперамент, чем Яценюк, — говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин.

— Таких истеричных и провокационных заявлений, которые мы слышали от бывшего премьера, от него будет значительно меньше. Но надо совершенно четко учитывать, что принципиальных изменений позиции по отношению к выполнению Минских соглашений ждать не приходится. Не нужно строить иллюзий на этот счет.

«СП»: — Но ведь даже Порошенко сказал, что это задача нового кабмина?

— Это просто риторика. Да, он сказал, что надо внести изменения в Конституцию, но только когда перестанут стрелять. Не случайно во время «Прямой линии» с Владимиром Путиным было сделано в определенной степени сенсационное заявление о том, что Москва поддерживает идею Порошенко о введении вооруженных миротворцев ОБСЕ на линию раздела. Раньше российское руководство возражало против такого варианта.

«СП»: — О чем говорит такое изменение позиции?

— Думаю, о том, что российское руководство не ждет быстрого выполнения Минских соглашений со стороны Киева и хотя бы таким образом стремится обезопасить ДНР и ЛНР от спонтанных действий со стороны Украины. По крайней мере, если вооруженные миротворцы будут находиться на линии разграничения, начать боевые действия украинской армии будет очень затруднительно.

«СП»: — Но согласится ли на это Украина? Одно дело заявлять, а другое — действительно вводить миротворческие войска?

— Сложно сказать. Украина — это такое место, где никогда нельзя говорить «никогда». Но Порошенко будет трудно отказаться от этой позиции, потому что он ее продвигал достаточно давно. Другое дело, что могут начаться споры по составу миротворцев, по их статусу и количеству. Это тоже может быть предметом для саботажа, если в Киеве на самом деле не хотят введения миротворцев. Они могут не отказываться, но вставлять палки в колеса. Точно так же, собственно, происходит с Минскими соглашениями.

«СП»: — Продолжит ли новый кабмин сотрудничество с МВФ, и вообще удастся ли оживить экономику страны?

— Успешное сотрудничество с МВФ возможно, но они выделяют кредиты, которые нужно отдавать. Мы у себя это проходили и знаем, что это такое. Главная проблема Украины — отрицательный внешнеэкономический баланс. Киев отказался от торговли с Россией, в том числе присоединившись к европейским санкциям. Но при этом в рамках договора о зоне свободной торговли с Европой получил жесточайшие квоты на экспорт своей продукции. Поэтому у государства расходы явно превышают доходы.

В этой ситуации Гройсман, будь он хоть семи пядей во лбу, не сможет изменить ничего. И его со временем ждет судьба Яценюка, у которого рейтинг упал до нуля. Чудес не бывает. Что касается отсутствия иностранных министров, которых в прошлом кабинете было несколько, это говорит о поверхностном подходе к проблеме. В конце концов, можно было успешно работать и с варягами, если бы была эффективная программа действий. Но если такой программы нет, а ее нет, то самый что ни на есть лучший украинский министр с украинским именем и фамилией ничего сделать не сможет.

— Поскольку в этом кабинете остаются такие люди, как Аваков, Полторак и некоторые деятели из «Народного фронта», особых изменений политики правительства не будет, — уверен преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачёв.

— Да, сам Гройсман тщательнее выбирает слова, чем Яценюк, и со стороны премьера откровенных и грубых антироссийских выпадов будет меньше, но что касается остальных министров — это смена шила на мыло. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

«СП»: — То есть кардинальных изменений в политике правительства ждать не стоит?

— Скорее всего, не стоит. Хотя бы потому, что основная линия политики Украины определяется не на Украине. В Киеве происходит лишь самодеятельность, которая им исторически свойственна. Недаром говорят, что где два украинца, там три гетмана. Как бы ни звали премьера — Яценюк, Гройсман, Садовый или даже Тимошенко — ключевые решения все равно будут приниматься за пределами страны. Кроме того, думаю, кабинет Гройсмана долго не просуществует.

«СП»: — Почему?

— Потому что в президентской фракции уже началось брожение. Споры между командами Порошенко и Яценюка никуда не денутся. Никакое вмешательство извне не способно урегулировать эти конфликты. Коалиция крайне неустойчива, и вероятность того, что там вскоре останется не 226, а 180 депутатов, крайне велика. Неизвестно, какой прием этим министрами окажут в Раде, что будут делать Олег Ляшко и полевые командиры из числа депутатов. Да и сами министры могут друг с другом не поладить.

Это снова будет «лебедь, рак и щука» — бесконечные споры и дрязги. В таких условиях эта политическая конструкция вряд ли долго просуществует. Скорее всего, им все же придется готовиться к досрочным выборам, если не осенью, то следующей весной. Назначение Гройсмана — это отсрочка неминуемого, но вряд ли это надолго.

«СП»: — А что с Донбассом и Минскими соглашениями?

— Скорее всего, здесь тоже ничего не изменится. Минский процесс будет тормозиться украинской стороной, потому что внутри власти согласия не наблюдается. Команда Яценюка более воинственна, Порошенко — чуть менее. При принятии решений в любом случае придется принимать во внимание и мнение радикалов из числа тех же полевых командиров или партии Ляшко. Даже если представить, что Порошенко и Гройсман хотят уладить все с Донбассом, вряд ли им позволят это сделать.

«СП»: — Сможет ли это правительство разобраться с проблемной экономикой, которую оставил им Яценюк?

— Первый вопрос, который возникает — это степень профессионализма этих людей. Их подбирали по причинам близости и хороших отношений с теми или иными начальниками. Поэтому в их квалификации, уровне образования и подготовки возникают большие сомнения. Чтобы поправить дела в украинской экономике нужно прекратить войну, сбалансировать отношения с Россией, да и с Евросоюзом, дать народу рабочие места. Но пока что мы видим массовое закрытие предприятий и бегство на заработки из всех областей, в том числе западных, которые считаются главной опорой действующей власти.

Вряд ли экономическая ситуация в стране исправится. Если сейчас это полный ноль, он может максимум прибавить несколько десятых. Можно, конечно, и это считать достижением, но оно весьма сомнительно. Страна катится вниз по наклонной, и пока ничто не говорит о том, что этот процесс прекратится и начнется подъем. Я не вижу воли и способности пересмотреть нынешнюю экономическую политику в украинском руководстве.

«СП»: — В МВФ говорили о том, что до окончания политического кризиса они не будут выделять Украине кредиты. Продолжат ли они свою финансовую поддержку сейчас?

— Мне кажется, они несколько раз подумают, прежде чем это сделать. Они уже поняли, что давать деньги Украине — это все равно, что кидать их в черную дыру. Или подогнать мощный пылесос к хранилищу с деньгами. Вот сейчас этот жовто-блакитный пылесос втягивает все эти кредиты МВФ, ЕС и других организаций. Вряд ли им это нравится.

Мария Безчастная

15.04.2016

Источник: svpressa.ru

Винницкие идут. Кого берет с собой в украинское правительство Владимир Гройсман

На Украине радостно заявили о преодолении политического кризиса. После нескольких месяцев ожесточенного противостояния Верховная Рада все же заменила на посту премьер-министра Арсения Яценюка спикером парламента Владимиром Гройсманом и существенно обновила состав правительства. На самом деле причин для дальнейшего углубления кризиса теперь даже еще больше.

«Я вам покажу, как надо работать!»

Назначая Владимира Гройсмана премьер-министром Украины, парламент должен был выйти из весьма пикантной ситуации, связанной с формализацией отставки Арсения Яценюка. Во избежание неприятных сюрпризов голосовать решили «пакетом» за отставку и назначение, плюс туда включили и приятный бонус для уже уволенного главы правительства — отзыв февральского признания работы кабмина Яценюка неудовлетворительной. К такому явно неконституционному способу утверждения премьер-министра, по идее, должно было возникнуть немало процедурных вопросов. «Не начинайте плохо, это не достойно государства», — буквально умоляли бывшие партнеры по коалиции из «Самопомощи». Однако положительное для Гройсмана решение все же было принято без оглядки на правила, причем со сравнительно большим запасом. Его кандидатуру поддержали 257 депутатов при 226 необходимых. Правда, есть любопытный нюанс — коалиция, сформированная «Блоком Петра Порошенко» (БПП) и «Народным фронтом», суммарно отдала за нового премьера лишь 206 голосов. Избежать позорного провала Гройсману помогли отдельные внефракционные депутатские группы «Воля народа» (16 депутатов из 19, близка к экс-спикеру Верховной Рады Владимиру Литвину), а также близкая к Игорю Коломойскому группа «Возрождение», подкинувшая еще 23 голоса.

Любопытно, что во многом именно стараниями «Возрождения» Яценюк избежал отставки в феврале. Также стоит отметить, что против назначения бывшего мэра Винницы премьером проголосовали сразу 50 депутатов, а это совсем нетипично для Украины. Обычно несогласные с мнением большинства предпочитают воздержаться или же не голосовать вовсе, чтобы не усложнять себе жизнь лишней враждой. В этот раз все было иначе. В противники Гройсмана открыто записались даже отдельные представители БПП и «Народного фронта», давая понять, что легкой жизни у него не будет. Таким образом, фундамент для конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти уже заложен. Гройсмана назначали под достаточно громкие крики «Позор!» со стороны его оппонентов. Тот сдерживаться не стал. «Я вам покажу, что такое управление государством!» — то ли пообещал, то ли пригрозил он.

Понятно, что, говоря о своих целях на посту премьера, соратник Порошенко обещал существенную поддержку «всем и вся» — от аграрного сектора до культурных учреждений. Однако он все же выделил три стратегические проблемы, которыми намерен заняться в первую очередь: коррупция, неэффективность государственного управления и популизм, уточнив, что «все это является не меньшей угрозой для Украины, чем враг на востоке нашей страны».

Порошенко в качестве одного из достоинств нового главы кабинета министров называет молодость. Владимиру Гройсману всего 38 лет, он самый молодой премьер-министр в истории Украины. С 24 лет — депутат горсовета Винницы, в 28 лет при финансовой и политической поддержке команды Порошенко стал мэром города и руководил им два срока подряд. Весной 2014 года оказался в первом правительстве Яценюка, причем сразу на посту вице-премьера, а после досрочных парламентских выборов осенью 2014 года возглавил Верховную Раду.

Правительство для своих

Вслед за новым премьером Верховная Рада утвердила и состав правительства. Это решение поддержали 239 депутатов, что существенно меньше, чем количество голосов, отданных лично за Гройсмана.

Прежде всего бросается в глаза отсутствие в кабинете министров иностранцев, в том числе представителей команды Саакашвили. Первым вице-премьером (фактически, главным заместителем Гройсмана) и министром экономики стал Степан Кубив, депутат от «Блока Петра Порошенко». Ранее он выполнял почетную миссию представителя президента страны в Верховной Раде. Кубив — типичный «майданный» политик. Во время госпереворота на Украине в 2014 году он был комендантом Евромайдана в Киеве, в благодарность получил пост главы Нацбанка. Уже в июне 2014 года Кубив покинул хлебную должность, однако именно в короткий период его правления произошла первая волна девальвации гривны. Интересно, что в 2010 году Кубив баллотировался на должность мэра Львова, но с треском проиграл выборы, заняв лишь пятое место.

Вице-премьеров у Гройсмана сразу шесть. Исполнилась давняя мечта Киева — теперь в правительстве есть вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Этот пост доверили депутату БПП Иванне Климпуш-Цинцадзе. Разъяснений, зачем кабмину столько вице-премьеров, не последовало.

Сохранили свои посты ключевые соратники Арсения Яценюка — глава МВД Арсен Аваков, министр юстиции Павел Петренко, а также министры, непосредственно назначаемые президентом, — глава МИД Павел Климкин и прославившийся «дебальцевским котлом» и сдачей аэропорта Донецка министр обороны Степан Полторак.

Пожалуй, самое интересное в этом правительстве — приход в центральную власть представителей винницкой команды Гройсмана. Таковых сразу трое, и это еще не окончательный вариант, поскольку пока, например, не назначен глава Минздрава. Должность вице-премьера получил Владимир Кистион, который в Виннице был заместителем мэра. Министерство соцполитики возглавит Андрей Рева, вице-мэр Винницы при Гройсмане. Министром кабмина (чиновник, отвечающий за организационную часть работы правительства) назначен еще один выходец с малой родины президента — Александр Саенко. Новый премьер лоббировал своих людей с впечатляющим упорством — на второй план отступили даже конкретные должности. Например, еще 12 апреля Реве прочили Минздрав, а Кистиону — управление Донбассом.

Новое загадочное министерство «временно оккупированных территорий» возглавит Вадим Черныш, ранее занимавший пост главы Агентства по вопросам Донбасса. Ряд экспертов называли эту структуру бутафорской и обвиняли Черныша в том, что он занимается только тем, что ждет от Запада финансовую помощь для «украинского» Донбасса. О функционале и полномочиях нового министерства ничего не известно, вероятно, они пока вообще не прописаны. Новоявленный министр прессы избегает. В целом, создание этого ведомства на Украине встретили с недоумением, справедливо кивая на то, что всеми вопросами так называемой АТО занимается министерство обороны, а конфликт двух ведомств из-за полномочий сейчас требуется меньше всего.

Радикальная Рада

В связи с уходом Владимира Гройсмана в правительство депутаты парламента выбрали себе нового спикера. Им предсказуемо стал представитель «Народного фронта» Андрий Парубий. Также активный участник госпереворота зимы 2014 года, комендант палаточного городка в центре Киева, руководитель «Самообороны Майдана». Ранее он был среди лидеров Социал-национальной партии Украины, послужившей базой для националистической партии «Свобода». Известен как один из главных русофобов Киева. В марте 2014 года, например, будучи секретарем Совнацбеза, он выступил с инициативой ввести визы для граждан России. «Те, кто работает в России, все равно не будут нашими союзниками, поэтому нам наплевать на их интересы», — сказал он. Во многом его усилиями российские телеканалы были запрещены на Украине.

Под стать главе Рады и представитель «Блока Петра Порошенко» Ирина Геращенко, избранная первым заместителем председателя парламента. В свое время она возглавляла пресс-службу Виктора Ющенко.

Новое руководство Рады начало свою работу с конфуза. Депутаты не смогли поддержать программу действий правительства, предложенную Гройсманом. Чтобы выполнить эту формальность, дающую кабмину иммунитет от отставки на год, понадобились три попытки голосования и ожесточенные кулуарные торги при вмешательстве самых высоких патронов. Это лишний раз показывает шаткость созданной на Украине политической конструкции, а значит, о выходе из кризиса речь не идет. «Заклятые друзья» из лагерей Порошенко-Яценюка, обиженные партии Тимошенко, Садового и Ляшко только и ждут удобного момента, чтобы воспользоваться слабостью партнеров. Новый виток политического кризиса не за горами.

Николай Подгорный (Киев)

14.04.2016

Источник: Lenta.ru