Конституционная реформа, провести которую Украина обязалась согласно Минским соглашениям, похоже, откладывается. Группа депутатов Верховной рады обратилась в Конституционный суд с просьбой разъяснить технический момент о сроках голосования. Пока вопрос будет рассматриваться, продленная с прошлого года парламентская сессия может завершиться. Не исключено, что процесс придется начинать с самого начала.

Минские соглашения предполагали, что до конца 2015 года Украина утвердит новый конституционный раздел о децентрализации власти. В нем планировалось предусмотреть особый статус той части Донбасса, которая контролируется ДНР и ЛНР.

Республики настаивали на том, чтобы Киев согласовал с ними текст, и внесли свои предложения. Однако украинские депутаты проигнорировали эту инициативу в процессе подготовки раздела о децентрализации.

В проекте, разработанном Верховной радой, понятие «особый статус» не фигурирует. В нем одной строкой сказано о том, что отдельные районы Донецкой и Луганской областей могут рассчитывать на особый порядок самоуправления согласно отдельному закону. Украинские депутаты в прошлом году уточняли, что расширенные полномочия местной власти Донбасс получит только после проведения выборов согласно украинскому законодательству и под контролем международных организаций. Затем требования были уточнены: обязательным условием для организации таких выборов и наделения новой власти Донбасса новыми полномочиями является отмена результатов не признанных украинской стороной выборов глав и парламентов республик.

Но даже такие формулировки, категорически отвергаемые со стороны ДНР и ЛНР, устроили не всех в украинском обществе и в Верховной раде. 31 августа, когда парламент рассматривал проект конституционного раздела в первом чтении, у здания прошли акции протеста, вследствие которых погибли четыре человека. В тот же день Радикальная партия Олега Ляшко заявила, что ее фракция выходит из состава парламентской коалиции – в знак протеста против конституционной реформы, которая якобы вредит национальным интересам Украины.

Президент Петр Порошенко в начале осени сказал, что финальное голосование за конституционный раздел состоится в декабре. Но к концу года ситуация в Верховной раде обострилась из-за подготовки к голосованию за проект госбюджета на 2016 год. Депутаты отмечали, что закулисные конфликты не позволяют собрать необходимое в данном случае конституционное большинство в 300 голосов для окончательного утверждения нового раздела Конституции.

Действующий Основной закон предусматривает, что «законопроект о внесении изменений в Конституцию считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной рады за него проголосовало не менее двух третей от ее конституционного состава». В декабре депутаты пошли на хитрость: несмотря на каникулы, они не объявили о том, что предыдущая парламентская сессия, в ходе которой требовалось проголосовать за реформу, закрыта. То есть сейчас формально продолжается осенняя сессия, и депутаты соберутся на следующей неделе.

В начале года речь шла о том, что голосование за конституционный раздел состоится с 26 по 29 января. Представители разных фракций сходились во мнении, что необходимого количества голосов нет. В середине месяца в Киев приехали специальные представители канцлера Германии и президента Франции Кристоф Хойсген и Жак Одибер. На этой неделе они проводили встречи с депутатскими фракциями и группами, убеждая их в необходимости проголосовать за раздел о децентрализации.

В данном вопросе голоса в поддержку реформы однозначно готов был дать «Оппозиционный блок». Его лидеры Юрий Бойко и Сергей Левочкин после встречи с немецким и французским посланцами поддержали идею мирного урегулирования путем выполнения Минских соглашений, в числе которых и конституционная реформа. Такого единодушия, как отмечают источники «НГ», нет в других фракциях. Даже представители пропрезидентской и пропремьерской команд сомневаются, что Украина должна сейчас выполнять обязательства.

Эту позицию подробно изложил Хойсгену и Одиберу лидер Радикальной партии Олег Ляшко. После встречи он написал в своем блоге, что представители Германии и Франции изо всех сил убеждали украинских депутатов в безальтернативности выполнения Минских соглашений. Те в ответ говорили, что украинская сторона уже сделала первые шаги навстречу – в 2014 году был принят закон об особом порядке самоуправления в Донбассе, в 2015 году – проголосовали за проект конституционной реформы в первом чтении. «Взамен не получили ничего, – отметил Ляшко. – Мы убеждены, что внесение изменений в Конституцию Украины не приведет ни к выводу российских войск из оккупированных территорий, ни к разоружению боевиков, ни к закрытию границ с РФ».

По мнению лидера Радикальной партии, окончательное утверждение конституционной реформы только ослабило бы переговорные позиции. «Россия хочет впихнуть в Украину эту контролированную Кремлем раковую опухоль сепаратизма, чтобы ее метастазы разрастались по всему государственному организму, ослабили и убили его изнутри. Они хотят разрушения и уничтожения нашей страны. Но если раньше пытались достичь этого силой оружия, то теперь хотят сделать путем внесения изменений в Конституцию, которые запустят «парад суверенитетов» украинских регионов», – пояснил украинский политик. Такой точки зрения придерживаются многие депутаты, даже те, кто обычно не разделяет позицию лидеров Радикальной партии.

За неделю до принципиально важного голосования выяснилось, что 300 голосов в поддержку конституционной реформы так и нет. Если бы голосование провалилось, то это значило бы, что к вопросу можно вернуться не раньше чем через год. И все это время украинскую сторону упрекали бы в том, что она нарушила свои обязательства по Минским соглашениям. Поэтому, пытаясь выиграть время, депутаты обратились в Конституционный суд с запросом о том, что понимать под определением «следующая очередная сессия» – обязательно ли это следующая по порядку за нынешней сессией или любая будущая сессия, следующая по порядку.

Если Конституционный суд примет вторую из изложенных позиций, то это будет означать, что в окончательном варианте Верховная рада имеет право проголосовать за конституционную реформу необязательно на сессии, которая завершается 29 января. Голосование может состояться и на сессии, начинающейся 2 февраля.

Источники «НГ» отмечали, что важна не только суть решения суда, но и сроки, в которые оно будет принято. По их словам, нельзя исключить, что в ближайшие дни в Верховной раде соберется конституционное большинство для утвердительного голосования. Тогда вопрос может быть вынесен на рассмотрение на следующей неделе. Но вероятность такого развития событий, по словам информированных источников, ничтожно мала.

Действия депутатов, вероятно, согласованы с Порошенко. Уполномоченный по вопросам мирного урегулирования Ирина Геращенко написала в соцсети: «Президент положительно оценивает инициативу депутатов, которые обратились в Конституционный суд». Она пояснила, что окончательно утверждать раздел Конституции о децентрализации имеет смысл после того, как в Донбассе будет виден прогресс в вопросах обеспечения безопасности и решения гуманитарных проблем: «И давить нужно на страну-нарушителя и оккупанта – на РФ».

Порошенко обсудил сложившуюся ситуацию с вице-президентом США Джозефом Байденом. Встреча состоялась вечером в среду 20 января в рамках форума в Давосе и длилась в закрытом режиме около четырех часов. По ее итогам Порошенко сообщил: «Отдельно мы обсудили «дорожную карту» конституционных изменений». Он отметил, что Украина, как и США, исходит из того, что альтернативы Минскому процессу для урегулирования ситуации в Донбассе не существует. Но обязательства должны выполнять обе стороны. «Мы договорились о скоординированных действиях, которые должны обеспечить режим прекращения огня, обстрелов, обеспечения беспрепятственного доступа представителей ОБСЕ и к пунктам хранения тяжелого оружия, и к границе», – рассказал Порошенко.

В Киеве все громче говорят о том, что Германия и Франция, подталкивающие Украину к выполнению обязательств в одностороннем порядке, фактически занимают пророссийскую позицию. На официальном уровне эти претензии не звучат, но их высказывают многие депутаты и эксперты. Они же обращают внимание на то, что в Европе далеко не все разделяют позицию Меркель и Олланда.

Татьяна Ивженко (Киев)

22.01.2016

Источник: НГ