Спустя несколько дней после захвата группировкой «Талибан» Кабула открытым остается вопрос, контролирует ли она всю территорию Афганистана. Есть заявление Амруллы Салеха, вице-президента страны при Ашрафе Гани, в котором он призывает к сопротивлению талибам. Базой сопротивления новым хозяевам Афганистана может стать ущелье Панджшер. Пока тем не менее новости о боях с талибами не поступают.

Вооруженная и обученная американцами афганская армия, насчитывавшая 300 тыс. человек, исчезла с ошеломляющей легкостью. О том, что она вообще была, напоминают только кадры трофеев, захваченных талибами, и сами талибы, порой патрулирующие улицы Кабула, будучи одетыми в камуфляжную форму солдат войск Ашрафа Гани. Между тем есть признаки того, что ситуация в стране со сменой власти не стабилизируется, и гражданская война не прекратится.

В среду поступили сообщения о том, что талибы открыли огонь по демонстрации в поддержку афганского флага, которая прошла в городе Джелалабаде, что в провинции Нангархар. Телеканал Al Jazeera сообщает о как минимум 2 убитых. По данным агентства Pajhwok талибы применили силу к снимавшим разгон демонстрантов. Несмотря на это, видео происшедшего в интернете довольно много. Судя по ним, демонстрация была не особенно многолюдной.

Нет сообщений о том, что события в Нангархаре как-либо связаны с заявлением Салеха. Он в своем Twitter выпустил обращение, в котором осудил бегство Ашрафа Гани. «Я нахожусь в стране и исполняю обязанности президента. По Конституции Афганистана, в случае бегства, отставки или смерти главы государства страной руководит вице-президент», – написал Салех. В качестве нового лидера страны он призвал сограждан к сопротивлению талибам. Известно, что Салеха поддержал Ахмад Масуд – сын известного командира моджахедов Ахмад-Шаха Масуда, убитого талибами в 2001 году. Соответственно его базой может стать ущелье и одноименная провинция Панджшер. Это единственная часть Афганистана, которая точно не занята талибами. Большинство местных жителей – таджики, лояльные семейству Масудов. Следует также иметь в виду, что представителей этого этноса в руководстве «Талибана», по-видимому, нет. Во всяком случае, все знаковые фигуры группировки – этнические пуштуны. Не случайно Таджикистан относится к числу государств, наиболее негативно относящихся к смене власти в Кабуле. Во вторник стало известно, что посольство Афганистана в Душанбе признало легитимным лидером страны именно Салеха. Его портреты там появились вместо портретов Гани.

Директор российского Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар предположил, что противники талибов, концентрирующиеся в Панджшере, могут подтолкнуть новые власти к формированию переходных структур, некоего коалиционного правительства. Тогда до боевых действий дело не дойдет.

По крайней мере, политический офис «Талибана» в Катаре предпринимает действия, которые похожи на попытку договориться с потенциальными или действительными противниками группировки в Афганистане. Иранское агентство Irna передает, что в Кабуле состоялась встреча одного из лидеров политического крыла талибов Анаса Хаккани с видными представителями свергнутой власти. Упомянуты имена бывшего соперника Гани на двух президентских выборах Абдуллы Абдуллы, кстати, таджика по национальности; экс-президента Хамида Карзая; одного из самых известных командиров моджахедов времен войны с советскими войсками Гульбеддина Хекматиара; председателя верхней палаты прекратившего свою работу афганского парламента Фазла Хади Муслимьяра.

Официальный представитель «Талибана» Забихулла Муджахид ранее подтверждал, что группировка находится в контакте с Абдуллой Абдуллой. Характерно, что талибы отказывались договариваться только с Гани. Его они считают безусловной американской марионеткой. Таких же заявлений в адрес Абдуллы Абдуллы, пользующимся авторитетом среди таджиков Афганистана, группировка не делает.

Помимо Панджшера другая потенциально проблемная для талибов территория Афганистана – это Хазарджат, регион, населенный хазарейцами. Большинство из них – шииты. «Талибан» же считается группировкой суннитских радикалов и пуштунских националистов. Это стало причиной жестоких боев между талибами и отрядами хазарейцев в 1990-х и начале 2000-х годов. О тех событиях группировка напомнила в эту среду. Живущий в Европе пакистанский правозащитник Салим Джавед написал в Twitter, что талибы взорвали памятник командиру хазарейского ополчения Абдуле Али Мазари, установленному в провинции Бамиан. Мазари был жестоко убит талибами в 1995 году. 

Геннадий Петров

19.08.2021

Источник: НГ