В России снова развернулась дискуссия об уместности ношения в общественных местах никабов – женских головных уборов, практически полностью закрывающих лицо, оставляя открытыми только глаза. На этот раз тему поднял глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он заявил, что не знает, почему в некоторых странах нельзя носить никабы, а в России – можно, и призвал ввести запрет на их ношение.

«Что происходит сегодня? В Дагестане последний теракт кто совершил? Исламисты-террористы. В ростовской тюрьме кто совершил? Террористы-исламисты. Поэтому срочно Госдуме надо реагировать на эти явления. Коль мы завозим сюда людей (я считаю, что не надо), мы должны регулировать их поведение в том числе через принятие новых законов», – объяснил глава следственного ведомства.

Масла в огонь подливают скандалы, связанные с ношением никабов. На днях стало известно, что в Хасавюрте врач на приеме попросила пациентку-дагестанку снять головной убор. В дело вмешались активисты, врачу пришлось приносить извинения, она была уволена, сообщают СМИ. Громкости этому скандалу добавила национальность теперь уже бывшего работника клиники – она русская.

Остроту теме запрета ношения никаба придает то обстоятельство, что эта мера рассматривается ее сторонниками, как правило, в национально-религиозном контексте. Из слов Александра Бастрыкина получается, что запрещать данную одежду нужно потому, что носить ее предпочитают мигранты из мусульманских стран, которые так бросают вызов российским обычаям. Между тем в том же Дагестане за никабы вступились и некоторые местные жители. При этом уже многократно было проговорено – в том числе мусульманскими лидерами, – что никабы не имеют никакого религиозного значения, что это просто удобно в жарких песчаных арабских странах. В России нет никаких природных оснований для подобного стиля в одежде.

С другой стороны, считается, что никаб выбирают люди, отличающиеся определенным религиозным рвением, может быть даже радикального толка. Но это не может служить надежным основанием для запрета – не признавать же ношение никаба пропагандой экстремизма. Чем это отличается от борьбы с хиппи, стилягами, панками, рокерами в советское время?

Нужно подчеркнуть, что в светском государстве правила должны быть одинаковыми для всех и всюду – что в Москве, что в Дагестане. А между тем в последнем есть любители не только носить никаб, но и, например, мерить допустимую длину шорт у туристов и заставлять их переодеваться.

Важно помнить, что, помещая вопрос ношения никабов в культурный контекст, мы создаем социальную проблему. Национальные и религиозные лидеры выступают против запрета не потому, что поддерживают никаб, а потому, что чувствуют в запрете дискриминацию.

Но есть один фактор, который способен снять опасения такого рода, – это требования безопасности. Когда мы видим на улице человека с чулком на голове, мы распознаем в нем грабителя. Как сообщают СМИ, у одного из дагестанских террористов нашли никаб – так он якобы собирался уйти от преследования. Неизвестно, как долго ему удалось бы играть в Абдуллу из «Белого солнца пустыни», но это уже серьезный аргумент для сторонников запрета никаба. Если и запрещать, то любую одежду, полностью закрывающую лицо (в том числе балаклавы, например), и обосновывать этот шаг нужно исключительно требованиями безопасности.

Редакция "Независимой газеты"

Источник: