Усиливающаяся конкуренция между исламом и христианством и между религиозными течениями внутри самих этих конфессий по влиянию на умы людей и общественно-политические процессы является одной из характерных черт современной религиозной ситуации в Кыргызстане.

Мечети, церкви, молельные дома, религиозные движения и организации, не ограничиваясь обращением людей в свою религию и удовлетворением повседневных потребностей верующих, активно продвигают в общественную жизнь собственные идеологические и политические интересы. Даже в деятельности внецерковных религиозных течений со всей очевидностью просматриваются идеологические и политические цели, хотя они и не выражаются открыто. Учитывая данные тенденции, можно предположить, что если эти процессы не будут поставлены под жесткий государственный контроль, то всё более ускоряющийся темп вовлечения религиозных движений в общественно-политическую жизнь неминуемо приведет их к политической самоорганизации. Иными словами, несмотря на законодательный запрет, они превратятся в самостоятельные политические силы, что в условиях многоконфессиональности и нестабильности общества чревато тяжелыми последствиями. Страна окажется в плену межконфессиональных конфликтов, а при нынешнем стремительном падении образованности молодежи, архаизации повседневной жизни людей, особенно сельского населения, при потере народом веры в восстановление полноценного государственного управления, активизации радикальных и экстремистских религиозных сил вполне вероятно установление доминирования одной религии, и как следствие – страна может шагнуть к теократии.

Политизация религии вызвана, с одной стороны, стремлением самих религиозных общин к установлению в религиозной сфере общества своего доминирования посредством активного участия в политических процессах; с другой стороны – втягиванием религии в политику и вмешательством государства в деятельность религиозных общин. Точнее, вмешательством коррумпированных чиновников, старающихся взять под контроль аккумулирующиеся в религиозной сфере денежные средства (например, при государственной регистрации религиозных общин, обслуживании их сотрудничества с иностранными религиозными организациями, организации хаджа мусульман в Мекку, выделении земель под строительство мечетей и церквей и т. д.), что вынуждает верующих организовываться и противостоять этому. Политизация религии также вызвана и старанием политических сил использовать религиозный фактор в борьбе за власть (к примеру, полная основанность предвыборных программ и призывов отдельных политиков и их партий на постулатах конкретных религий; активное использование религиозных общин в разрешении межнациональных конфликтов, в недопущении конфликтов между противостоящими митингующими и т. д.). Так, в прекращении кровавого конфликта, произошедшего в июне 2010 г. между кыргызами и узбеками, огромную роль сыграли именно служители мечети. Политические события 2005–2011 гг. насыщены такого рода фактами. Кроме того, на политизацию религии начинает оказывать сильное влияние ее возросшая интеллектуальная база, особенно в исламе, что связано с активным вхождением в его ряды в последние годы молодежи и людей средних лет, получивших светское образование. Именно эта прослойка верующих выступает за превращение религиозной общины в самостоятельную организованную силу, обосновывает и формулирует ее политические интересы, выдвигает различные идеи по разрешению противоречий между национальными интересами и интересами конкретных конфессиональных течений, ставит под сомнение конституционное закрепление светскости государственного устройства.

В настоящее время религиозные общины продвигают в общественно-политическую жизнь свои политические интересы преимущественно через активное участие в публичных обсуждениях острых проблем развития страны, давая им религиозное объяснение и предлагая способы их разрешения, основанные на религиозном миропонимании. К примеру, практически во всех выступлениях религиозных деятелей в СМИ и на публичных мероприятиях в обязательном порядке делается акцент на коррупцию должностных лиц. Методично распространяется мысль о том, что все беды страны, в том числе и коррупция, связаны с отступлением людей от божественных предписаний и что только политика, строящаяся на религиозных принципах, в том числе и шариата, может вывести страну на путь стабильного развития. Такие утверждения становятся всё более убедительными и действенными по мере того, как отдельные религиозные течения вроде свидетелей Иеговы, баптистов, традиционных и современных течений ислама добиваются успехов в разрешении проблем в отдельных семьях. Довольно показательны их успехи в лечении наркоманов и возвращении молодых людей из преступности и проституции в нормальную жизнь, а также в оказании адресной поддержки наиболее обездоленным слоям населения. Мусульманскими общинами Кыргызстана специально для решения этих проблем созданы и успешно работают такие неправительственные организации, как: «Адеп Башаты», «Дил Мурогу», «Мутакалим», «Ислах», «Тейба», «Конгресс мусульман Центральной Азии» и др.

В этой сфере достаточно хорошие результаты показывают созданные и христианскими религиозными течениями многочисленные НПО. Другой способ распространения религиозными движениями своего влияния в политике – это «проталкивание» новообращенных во власть, а также всяческое стимулирование перехода в свою религию высокопоставленных чиновников и политических деятелей. Газеты изобилуют информацией о том, что тот или иной известный чиновник или общественный деятель обращен в ту или иную религию. Подобного рода факты большей частью связаны с Церковью Муна, свидетелями Иеговы и мусульманскими религиозными организациями. Свидетельством усиления влияния религии на политику служит также и регулярное участие государственных деятелей и чиновников во всех больших религиозных мероприятиях верующих, хотя для многих это является всего лишь отводом внимания общественности от их коррумпированности.

Политические амбиции различных религиозных течений, миссионерские усилия мировых христианских и мусульманских религиозных центров и несовершенство закона о свободе вероисповедания делают неизбежными внутри- и межконфессиональные противостояния. Противостояние же внутри конфессии может приобрести острый характер еще и из-за сильного различия социальной базы ее течений. В таких мусульманских фундаменталистских течениях, как ваххабиты, «Хизб-ут-Тахрир» и др., состоят, в основном, люди среднего и молодого возраста, активно занимающиеся малым и средним бизнесом, а по этнической принадлежности преимущественно узбеки. Традиционный ислам представлен большей частью сельским населением, имеющим низкий уровень образования, а в городах – выходцами из сельской местности. Его этнический состав образуют представители народов, традиционно исповедовавших ислам. Расширяют свои социальные базы и такие сектантские импортированные исламские течения, как «Ахмадия», «Акрамия» и др. Они основной упор делают на малоимущие слои населения, а также на городскую молодежь. Христианство в Кыргызстане так же, как ислам, можно разделить на три течения: харизматические церкви, православие и внецерковные христианские религии. Большую часть членов таких харизматических церквей, как Союз евангелистов, христиане-баптисты, Церковь Иисуса Христа, пятидесятники и др., составляют русские, немцы, кыргызы и корейцы, с преобладанием высокообразованных, достаточно обеспеченных городских жителей. Православие является одной из широко распространенных в республике религий и включает в себя все слои славянских этносов страны. Доминантой внецерковных христианских религиозных течений выступает городское население. Помимо вышеназванных религиозных общин, а также кришнаитов, в последние годы быстрыми темпами набирают силу тенгрианцы (доисламское верование кыргызов), привлекая в свои ряды высокообразованных людей и только кыргызов. Эта группа верующих, несмотря на свою малочисленность, обладает большим конфликтным потенциалом. Дело в том, что носители этого верования под исламом понимают всего лишь религиозную форму средневековой культуры арабов и категорически не приемлют того, чтобы девушки надевали хиджабы, мужчины – халаты и калоши, а молодые люди носили бороды, считая это традициями арабов.

В нынешних социально-экономических условиях дальнейшее усиление влияния религии на общественно-политические процессы и, в целом, на повышение религиозности населения республики становится практически неизбежным. Во-первых, ратификация нашей страной многих международных документов о защите прав человека на свободу вероисповедания и убеждений привела к созданию либерального законодательства. Принятые законы предоставляют полную свободу действий религиозным организациям для обращения ими людей в свою религию (бедные и малоимущие за гроши готовы принять любую веру и беспрекословно выполнять поручения духовных учителей). Во-вторых, продолжающийся долгое время кризис общества всё больше усиливает в людях сомнение в возможности человека самому, без помощи Бога, справиться с трудностями. В-третьих, кризис науки и образования, обусловленный снижением финансирования, сопровождается широким распространением, в особенности среди молодежи, ненаучных, большей частью религиозных взглядов на жизнь. Например, в связи с широким обсуждением таких этически неоднозначных проблем, как эвтаназия, легализация абортов, изменение пола и др., религиозная риторика в публичной сфере заняла довольно заметное место. В-четвертых, неспособность государства эффективно управлять социальной сферой способствует широкому проникновению религии в такие социальные институты, как семья, образование, здравоохранение, культура и право. Если государство в полной мере не восстановит свою роль в этой сфере, общественная значимость религии возрастет многократно. В-пятых, широкое распространение массовой культуры и открытое пренебрежение нравственными ценностями оказывает разлагающее воздействие на молодежь, что в нашем полутрадиционном обществе может стать еще одной причиной бегства людей в религию.

Таким образом, чтобы возвращение религии в политику не стало причиной межконфессиональных конфликтов, нам ни в коем случае нельзя отказываться от принципа разделения церкви и государства. Ведь секуляризация государственной власти является единственным исторически проверенным способом недопущения религиозных войн. В условиях многоконфессиональности, притом что внутри религий тоже существует множество противостоящих друг другу течений, нейтральная мировоззренческая позиция государства крайне необходима. Наряду с этим беспристрастность СМИ и обязательность плюрализма мнений в них по религиозным вопросам нужно закрепить специальным законом. Также очень важно обеспечение равных прав между религиозными меньшинствами и приверженцами доминирующих религий. Следует исключить создание политических партий по религиозным признакам. Принять все необходимые меры по устранению коррупции в государственных структурах, занимающихся религиозными вопросами. Учитывая всё более усиливающуюся политизацию религии, необходимо разработать и ввести в государственную статистику показатели, отражающие состав и движение верующих.

01/03/2012