Последние события в Татарстане показали, что республика стала объектом деятельности различных организаций, цель которых дестабилизировать ситуацию в регионе и в стране. Сегодня отчетливо проявляются направления, по которым пытаются разломить общество. Оттого все больше возникает насущная потребность в осознании угрозы и понимании процессов, которые могут угрожать межнациональному и межрелигиозному благополучию в республике.

Одним из таких моментов является сотрудничество радикальных татарских националистов с религиозными фундаменталистами. Данный союз выглядит достаточно странно, если не сказать больше. Идеологии двух движений не просто не имеют ничего общего, но и попросту противоречат друг другу. Достаточно сказать, что одни выступают за независимость Татарстана, другие же рассматривают республику как часть всемирного Халифата – исламского государства, где, естественно, ни о каком развитии татарской культуры и говорить не приходится. Просто потому что исламисты вообще не признают национальностей, а, следовательно, и их права на самоопределение.

Однако если представить, что главным стимулом их деятельности являются не идеологические убеждения, а деньги, то тогда их союз вполне объясним и преследует определенные цели.

Сотрудничество националистов с фундаменталистами началось еще в апреле 2012 года. Именно в то время Союз татарской молодёжи "Азатлык" организовал пикеты с требованием отставки тогда еще муфтия республики Илдуса Файзова за его попытку отстранить от руководства мечетью "Кул Шариф" скандально известного имама Рамиля Юнусова, впоследствии – хоть и при других обстоятельствах – все равно покинувшего свой пост.

Надо сказать, что роли в данном союзе изначально были определены достаточно четко: националисты занимаются организационными вопросами, исламисты обеспечивают массовость, финансируют мероприятия, а также осуществляют "спонсорскую помощь" видным представителям радикального националистического движения республики.

В последующем данная схема еще не раз находила своё применение, в том числе и на митингах "против притеснения мусульман" в июле-августе прошлого года. В данных акциях активное участие приняли члены запрещенной экстремисткой организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами". При этом один из митингов вообще прошёл в соответствии с нормами шариата – с разделением его участников на женскую и мужскую половины.

Несмотря на то, что председатель СТМ "Азатлык" Наиль Набиуллин в дальнейшем публично признал ошибку союза с исламистами, все же тесные связи между ними сохранилась и по сей день. На это указывают два факта.

Во-первых, в состав СТМ "Азатлык", став заместителем председателя организации, вошёл сторонник радикального Ислама Айрат Шакиров, именующий себя "шейх Умар". Контакты между ним и Наилем Набиуллиным как раз зародились в период первых совместных акций националистов и фундаменталистов. Так что можно предположить, что Шакиров приставлен к Набиуллину, с тем, чтобы контролировать его движения и в случае необходимости направлять их в нужном русле.

Во-вторых, ряд националистов, скажем так старой гвардии, забыв о своих традиционных требованиях – в защиту татарского языка, культуры, нации – "вдруг" переориентировались на лозунги религиозной тематики. Например, в защиту Ислама, против притеснения мусульман и т.д.

Яркими представителями таких пертурбаций являются Рафис Кашапов и Фаузия Байрамова. Здесь нет ничего удивительного. По сведениям наших источников, оба этих персонажа неоднократно получали и получают гонорары за поддержку представителей радикальных религиозных движений в республике и вовлечение татарских националистов в акции исламистов. Отчасти это им удается. Так, серия пикетов СТМ "Азатлык" в нынешнем году, приуроченная ко "Дню памяти татарского народа", началась с акции протеста "против притеснения мусульман в России".

Однако надо отметить, что участники данного союза изначально неравноправные партнеры. Исламские фундаменталисты, имея обширные зарубежные финансовые ресурсы, соответственно "заказывают музыку", и, значит, играют в коалиции главенствующую роль. При этом татарские националисты выступают в качестве ведомых и подчас в погоне за деньгами забывают о своих националистических взглядах и идеях.

Так или иначе, симбиоз двух идеологий может привести к достаточно опасным последствиям для республики, которые заключаются в появлении линий разлома в обществе как по этническому, так и по религиозному принципу. Например, последние события демонстрируют, что усилия радикалов как раз направлены на создание конфликтных ситуаций и негативных отношений между татарами и русскими, татарами и кряшенами, мусульманами и православными, а также другими внутриэтническими и внутриконфессиональными группами в республике.

Замалиев Айрат

06/12/2013

Источник: KazanFirst