Острый военно-политический кризис, разразившийся в Крыму, заставил весь мир обратить свой взор на крымских татар – небольшой по численности народ с трудной и извилистой судьбой.

В истории коренных жителей полуострова было немало взлетов и падений. Однако трагических страниц, пожалуй, оказалось все же больше.

Потеря собственной государственности, аннексия их родины с последовавшей массовой эмиграцией крымских татар в Турцию.

Наконец – сталинская депортация, в ходе которой народ потерял почти половину своей численности, и трудное возвращение домой, совпавшее с крушением СССР.

Сегодня, когда весь мир, затаив дыхание, гадает, чем закончится кризис в Крыму, крымские татары вновь оказались в самом эпицентре событий.

В российско-украинском противостоянии они сделали ставку на Украину, но, как это ни парадоксально, могут оказаться в выигрыше при любом раскладе.

Разговор с Путиным

Одной из главных новостей минувшей недели стала поездка лидера крымских татар, депутата Верховной Рады Украины Мустафы Джемилева в Москву.

Более 20 лет он возглавлял Меджлис (представительный орган) крымскотатарского народа, но в прошлом году уступил эту должность своему давнему соратнику Рефату Чубарову.

Тем не менее, именно Джемилев по-прежнему во многом определяет политическую позицию крымских татар. Как и раньше, с его мнением считаются политики, с ним встречаются иностранные дипломаты и лидеры государств.

В Москве Джемилев обсудил крымскую ситуацию с бывшим президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым, однако главным событием стал состоявшийся в этот же день телефонный разговор крымскотатарского лидера с Владимиром Путиным.

В ходе беседы, длившейся целых полчаса (!), российский лидер гарантировал крымским татарам безопасность и пообещал, что сделает все возможное, чтобы они не пережили еще одной трагедии.

Более того, по информации Джемилева, Путин заверил, что Россия будет способствовать решению тех крымскотатарских проблем, которые в течение многих лет в украинском государстве не решались.

Гарантии безопасности из уст президента России прозвучали далеко не случайно. Дело в том, что крымские татары оказались главным и едва ли не единственным препятствием на пути у тех сил, которые инициировали отделение Крыма от Украины.

С самого начала кризиса на полуострове Меджлис выступил за территориальную целостность страны и призвал своих соотечественников, а также всех остальных жителей полуострова бойкотировать сепаратистский референдум, назначенный парламентом автономии на 16 марта.

Не будет преувеличением сказать, что эту позицию поддержали подавляющее большинство крымских татар. Немало противников референдума было и среди людей других национальностей, проживающих в Крыму.

В результате крымское население фактически раскололось на две части – тех, кто страстно желает присоединить полуостров к России, и тех, кто хотел бы оставить все как есть.

На твердую позицию Меджлиса не повлиял и личный разговор Путина с Джемилевым (последний, кстати, оказался единственным украинским политиком, с которым президент РФ пообщался за все время кризиса в Крыму).

При этом, судя по всему, гарантии из уст российского лидера не особо успокоили крымских татар. Уже через день после встречи с Путиным Джемилев призвал ввести в Крым миротворческие силы ООН.

«Войска ООН или НАТО начинают применять свои силы, когда уже широкомасштабно льется кровь. А мы хотели россиян перехитрить.

Мы хотели бы, чтобы применили эту силу до того, как нас начнут резать. Вот в чем проблема», - сказал лидер крымских татар, выступая в штаб-квартире НАТО.

Слухи о возможных этнических чистках и провокациях по отношению к крымским татарам уже породили на полуострове атмосферу страха.

Одни семьи временно покинули полуостров, другие – ограничились тем, что вывезли из Крыма женщин с детьми. А некоторые из тех, что предпочли никуда не уезжать, на всякий случай упаковали документы и ценные вещи.

Крымскотатарская молодежь организовала дежурство возле мечетей и кладбищ. Кроме того, в темное время суток молодые люди присматривают за порядком в местах компактного проживания крымских татар.

К счастью, за все время кризиса в Крыму каких-либо особых эксцессов либо провокаций на межнациональной почве не случилось.

Напротив, в некоторых регионах полуострова крымские татары совместно с русскими и представителями других национальностей организовали совместное дежурство возле культовых объектов.

На ошибках учатся

Появлению нынешнего крымского кризиса во многом способствовали ошибки Киева в национальной политике. Если быть точным, никакой национальной политики у властей Украины все эти годы и не было.

У русских, проживающих в Крыму, были свои поводы для недовольства – начиная с отсутствия русскоязычных инструкций к лекарствам и заканчивая требованием публиковать рекламу исключительно на украинском языке. Не меньше нареканий в адрес Киева было у крымских татар.

На протяжении всех 25 лет, прошедших с момента возвращения крымскотатарского народа на свою родину, украинские власти так и не удосужились принять закон о восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку, на чем настаивал Меджлис.

Крымские татары постоянно жаловались на дискриминацию при приеме на работу.

В частности, они не были представлены во власти пропорционально своей численности. Финансирование программы возвращения и обустройства репатриантов с каждым годом сокращалось, хотя многие крымскотатарские поселки до сих пор не имеют воды, дорог и газоснабжения.

Провалами Киева в национальной политике поспешили воспользоваться власти автономии, пытающиеся сейчас отделить Крым от Украины. Они пообещали крымским татарам едва ли не все, чего они требовали все последние годы.

Представителям Меджлиса предложили несколько высоких должностей в правительстве и других органах власти автономии.

Крымскотатарские поселки пообещали благоустроить на средства, которые якобы целевым назначением придут из России. Наконец, Верховный Совет Крыма принял постановление «О гарантиях восстановления прав крымскотатарского народа и его интеграции в крымское сообщество», согласно которому Меджлис и Курултай (национальный съезд) должны быть официально признаны в автономии.

В документе также указано, что в органах власти республики будет обеспечено гарантированное представительство крымских татар на уровне 20% (при том, что их доля в населении Крыма составляет не более 15%). Кроме того, крымскотатарскому языку пообещали статус официального.

В Меджлисе по достоинству оценили реверансы со стороны местной власти, однако не изменили свою позицию по отношению к референдуму. Лидеры крымских татар также категорически отказались принимать участие в формировании правительства Крыма.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что крымскотатарский народ, оказавшийся обладателем «золотой акции», теоретически может выиграть при любом развитии событий. Украинские власти уже заявили, что готовы рассмотреть вопрос о расширении полномочий Автономной Республики Крым.

При этом они устами премьер-министра Арсения Яценюка пообещали защитить "каждое меньшинство в Украине", независимо от вероисповедания и языка.

Представители новой украинской власти уже открыто признают ошибки своих предшественников в сфере национальной политики и, в частности, в крымскотатарском вопросе, и обещают исправить их. Главное условие при этом – конечно же, сохранение украинского статуса Крыма.

Российские власти также не скупятся на обещания крымским татарам. Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко уже открыто заявила, что, в случае вхождения Крыма в состав России, крымскотатарский народ получит свою национальную и культурную автономию.

Кроме этого, по ее словам, крымские татары будут в рамках действующего российского законодательства пользоваться всеми правами, которые предусмотрены для репрессированных народов.

Но любые радужные перспективы могут открыться перед крымскотатарским народом только в том случае, если на полуострове вновь воцарится мир, а крымские татарки распакуют обратно ценные вещи и документы…

Ленур Юнусов, Симферополь

17.03.2014

Источник: uznews.net