Накануне президентских выборов в Египте, которые пройдут 26-27 мая, резко активизировались сторонники свергнутого президента-исламиста Мохаммеда Мурси. 20 мая в результате теракта в Каире погибли три и были ранены девять полицейских. Власти закрыли все университеты - главные очаги нестабильности, а также объявили о введении усиленных мер безопасности. Наиболее вероятный победитель выборов фельдмаршал Абдель-Фаттах ас-Сисси оказался в парадоксальной ситуации: для борьбы с исламистами ему необходима помощь главного спонсора - США, однако заручиться ею он может, лишь ослабив давление на оппонентов.

Теракт рядом с крупнейшим исламским университетом Аль-Азхар в Каире вынудил военное руководство Египта принять решение о закрытии высших учебных заведений по всей стране. Военный переворот, в результате которого был свергнут представитель движения "Братья-мусульмане" Мохаммед Мурси, породил опасное для властей брожение среди египетской молодежи, требующей предотвратить установление "военной диктатуры" и восстановить в должности бывшего президента. Спецоперации египетских спецслужб, в результате которых сотни студентов оказались под арестом и десятки погибли, лишь усилили протесты накануне выборов, которые пройдут в начале следующей недели и, как ожидается, приведут к власти бывшего министра обороны Абдель-Фаттаха ас-Сисси. Согласно свежим опросам, он должен одержать убедительную победу над своим единственным соперником - социалистом Хамдином Сабахи.

Главная же опасность для военного руководства исходит от исламистских группировок, жертвами которых с момента военного переворота в июле прошлого года стали около 500 силовиков, в том числе помощник главы МВД Мохаммед Саид. Радикальная группировка "Ансар Бейт аль-Макдис" ("Защитники Иерусалима"), взявшая на себя ответственность за большинство терактов, в том числе последний, пообещала усилить давление на власти перед выборами, ежедневно устраивая взрывы на улицах столицы.

Фельдмаршал Абдель-Фаттах ас-Сисси не раз обещал навести порядок и покончить с радикальными исламистами, однако, по мнению экспертов, одержать окончательную победу над противниками ему мешает целый ряд обстоятельств.

Во-первых, накануне выборов фельдмаршалу нужно заручиться максимально широкой поддержкой населения, а это не позволяет развернуть полномасштабные репрессии против исламистов, которые продолжают пользоваться поддержкой, в том числе благодаря репутации пострадавших. Суды Египта за последние месяцы вынесли смертные приговоры в общей сложности почти полутора тысячам человек, несколько тысяч получили за участие в массовых беспорядках внушительные тюремные сроки. Однако в последние недели сотни человек по распоряжению властей оказались на свободе, а приговоренным к казни вердикт был смягчен.

Во-вторых, на защиту исламистов встали США. Несмотря на сближение Каира с Москвой и богатыми монархиями Персидского залива, Вашингтону, как главному спонсору Египта, по-прежнему нет серьезной альтернативы, а Госдеп регулярно требует "прекратить репрессии против исламистов, покончить с массовыми процессами и отменить вынесенные приговоры".

Необходимость учитывать мнение США, а также растущая радикализация загнанной в подполье исламистской оппозиции едва ли позволят будущему президенту Египта выполнить предвыборное обещание, согласно которому он намерен восстановить стабильность в стране в течение двух лет.

А тем временем в Ливии, где в последние дни развернулись настоящие боевые действия между различными противобортсвующими группировками, отставной ливийский генерал Халифа Хафтар, интервью с которым публикует египетская газета "Аль-Ватан", заявил что в стране не останется ни одного члена исламистской ассоциации "Братья-мусульмане".

"Мы начали операцию под кодовым название "Достоинство Ливии", которая потрясла не только нашу страну, но и весь мир. И сейчас мы хотим истребить всех экстремистов и террористов, - сказал он. - Мы не желаем, чтобы кто-то из "братьев" был на ливийской земле, и не позволим впредь никому из этой группировки остаться в Ливии. Мы не отступим, пока окончательно не расправимся с ними, с "Аль-Каидой" или другими, которые являются ничем иным, как ответвлениями "братства" под разными названиями".

По словам Хафтара, он и его соратники "не остановятся до тех пор, пока не будет свергнуто правительство, потерявший всякую легитимность Всеобщий национальный конгресс (Временный парламент – ВНК), и ливийский народ заживет спокойно". Опальный военачальник выразил уверенность в том, что действующие в Ливии вооруженные подразделения милиции, "как только будут обезглавлены, долго не протянут". "Нас поддержали МВД, ПВО, спецназ, одно за другим присоединяются племена, а эти группировки еще пока существуют только в Триполи и нескольких районах страны", - подчеркнул он.

Хафтар также пообещал, что будет судить всех, кто "посягнул на кровь и достояние" ливийцев. "Правосудие ждет тех членов Конгресса, причастность которых к этим преступлениям будет доказана, и это не обсуждается, - отметил он. - Сейчас для нас крайне важно восстановить права ливийского народа, который ради них вышел на улицы во время "революции в 17 февраля".

Говоря о своем видении переходного периода, особенно после того, как лояльные генералу военные объявили о приостановке работы ВНК, Хафтар заявил, что либо "Совет 60-ти" (Конституционная ассамблея), либо Высший судебный совет должны будут избрать "временного президента" (временную гражданскую администрацию) и премьер-министра. Они, сказал военный, займутся подготовкой и проведением всеобщих выборов, после чего вся власть перейдет к депутатам нового парламента, а затем будет избран президент. Одновременно с этим должен быть запущен общенациональный диалог между всеми группами ливийцев, политиками и представителями гражданского общества.

Между тем, Хафтар не исключил возможности выдвижения на пост президента, "если этого потребует народ". "Прежде всего, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что я начал действовать с целью вернуть безопасность и стабильность моему народу с помощью верных сынов нации, очистить страну от терроризма и экстремистов и восстановить достоинство Ливии, которую она потеряла из-за этих такфиристов. И это моя первоочередная задача, - отметил он. - Во-вторых, у меня нет никакого желания баллотироваться на пост президента, но если этого захотят ливийцы, тогда я пойду на выборы. Ведь это воля народа, и, в конце концов, именно люди выбирают тех, кто ими управляет".

Хафтару также задали вопрос о поддержке его действий со стороны Египта и параллелях с происходившими год назад в соседней стране событиями, когда армия под руководством занимавшего тогда пост министра обороны Абдель Фаттаха ас-Сиси свергала исламистов, а сам фельдмаршал позднее, "откликнувшись на волю народа", заявил об участии в президентских выборах и теперь имеет практически 100-процентные шансы стать победителем.

"Это неправда, и я не хочу отвечать на такие вещи, - заявил генерал. - "Достоинство Ливии" - это абсолютно наша, ливийская операция, у которой нет никакой внешней поддержки".

22.05.2014

Источники: Коммерсант, ИТАР-ТАСС

 

 

Отставной генерал Хафтар обещает "очистить" Ливию от всех "Братьев- мусульман"