ФСБ России заявляет об активном использовании террористами и "их кураторами за рубежом" для связи мессенджера Telegram, в том числе при теракте в метро Санкт-Петербурга 3 апреля.

"В ходе оперативного сопровождения расследования теракта 3 апреля этого года в метрополитене Санкт-Петербурга ФСБ России получена достоверная информация об использовании террористом-смертником, его пособниками и зарубежным куратором мессенджера Telegram для сокрытия своих преступных замыслов на всех стадиях организации и подготовки террористического акта", - утверждается в поступившем в понедельник, 26 июня, в СМИ сообщении Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ России.

Ведомство указывает, что "в ходе оперативно-розыскных мероприятий по выявлению законспирированных ячеек международных террористических организаций фиксируется тотальное использование их членами интернет-мессенджеров для осуществления конспиративной связи между собой и своими кураторами из заграницы". "Наиболее активно членами международных террористических организаций на территории РФ используется мессенджер Telegram, предоставляющий террористам возможность создавать секретные чаты с высоким уровнем шифрования передаваемой информации", - заявляют в ЦОС ФСБ.

Давление властей РФ на Telegram

На прошлой неделе глава Роскомнадзора Жаров дважды публично выступил на тему Telegram. В понедельник он пообещал обратиться к создателю мессенджера Павлу Дурову с тем, чтобы тот предоставил данные, необходимые для внесения Telegram в так называемый реестр организаторов распространения информации. В пятницу, 23 июня, Жаров в самом деле опубликовал на сайте своей организации обращение к Дурову, в котором писал: "Время, отведённое Роскомнадзору законом на принятие решения, истекает. Поэтому я публично обращаюсь к команде Telegram и лично Павлу Валерьевичу Дурову: исполните российское законодательство! Выбор за вами", - говорилось в заявлении за подписью Жарова. По его словам, в случае фактического отказа от исполнения обязанностей организатора распространения информации Telegram в России должен быть заблокирован.

На это заявление Дуров все-таки отреагировал, назвав инициативу ведомства "саботажем государственных интересов". "Парадоксально, что на повестке дня в России нет блокировки контролируемых США Whatsapp или Facebook Messenger, но активно обсуждается блокировка нейтрального по отношению к России Telegram. Как только Telegram блокируется, переписка российских чиновников, их общение с друзьями и родственниками и прочие чувствительные данные через WhatsApp/Viber перейдут в подконтрольные Америке облака Apple iCloud/Google Drive", - написал он.

На этом обмен мнениями не закончился, и Жаров публично пожаловался на Дурова, упрекнув того в "нейтральном отношении к террористам". Дуров же напомнил чиновнику, что Telegram обрабатывает запросы на удаление террористических материалов со всего мира - и ни в одной стране Telegram не был заблокирован за "нейтральность" в этом вопросе.

Перед ФСБ подключилось телевидение

В конце прошедшей недели глава Роскомнадзора Жаров заявил, что времени для урегулирования конфликта с Telegram остается немного. "Мы используем последнюю возможность коммуникации и диалога. Я не могу сказать, что мы готовы и будем блокировать Telegram завтра, но я повторяю, что время ограничено, оно исчисляется днями, и мы будем в эти дни ждать ответа Павла Дурова", - сказал Жаров в эфире программы "Итоги недели" телеканала НТВ.

"При оптимистическом варианте - он отвечает, мы вносим мессенджер Telegram в реестр организаторов распространения информации, и на этом работа Роскомнадзора заканчивается. Павел Валерьевич продемонстрировал, что он готов работать в российском правовом поле, ну и пока все", - сказал Жаров. По его словам, спецслужбы неоднократно сигнализировали, что Telegram является "если не основным, то одним из основных каналов коммуникаций для террористов".

Дуров в ответ упрекнул чиновника в незнании принципов шифрования коммуникации (Жаров по образованию врач). "Ни в одной стране мира не заблокированы все подобные мессенджеры или все сервисы VPN. Чтобы победить терроризм через блокировки, придется заблокировать интернет", - заявил он. Кроме того, по его словам, требования о передаче спецслужбам ключей от шифрования мессенджера невыполнимы.

"Это требование не только противоречит 23-й статье Конституции РФ о праве на тайну переписки, но и демонстрирует незнание того, как шифруется коммуникация в 2017 году", - заявил Дуров. Он объяснил, что "в 2017 году обмен секретной информацией построен на оконечном шифровании, к которому у владельцев мессенджеров нет и не может быть "ключей для дешифрации".

Дуров прокомментировал заявление об использовании Telegram при подготовке теракта

Информация об использовании Telegram террористами при подготовке взрыва в метро Санкт-Петербурга вызывает вопросы у владельца мессенджера Павла Дурова.

"Время появления информации о том, что почти три месяца назад Telegram якобы использовался при подготовке теракта, вызывает вопросы. Печально, если спецслужбы России эксплуатируют подобную трагедию как предлог для усиления своего влияния и контроля над населением", - написал Дуров в своем аккаунте "Вконтакте" в понедельник.

"Шифрование этих сервисов (Telegram или WhatsApp) либо одинаково защищает всех пользователей, либо всех их ставит под удар. Отказ от оконечного шифрования в отдельно взятой стране сделает десятки миллионов людей беззащитными от атак хакеров и шантажа коррумпированных чиновников", - пояснил Дуров.

"Более того, ослабление шифрования во всех мессенджерах приведет к подрыву национальной безопасности страны в целом, так как иностранные спецслужбы неизбежно тоже получат доступ ко всей переписке граждан России. При этом риск терактов не исчезнет - как показали события в Париже, для проведения теракта достаточно одноразовых телефонов и обычных CMC без всякого шифрования", - сказал владелец Telegram.

26.06.2017

Источник: INTERFAX.RU

Telegram получил месседж от ФСБ.  Спецслужба вскрыла схему коммуникаций террористов

26 июня ФСБ РФ заявила, что недавний теракт в метро Санкт-Петербурга готовился через Telegram. Как следует из материалов уголовного дела, заказчиком этого преступления выступал лидер базирующейся в Сирии террористической организации этнических узбеков «Туахид валь-Джихад» Сирожиддин Мухтаров (Абу-Салах аль-Узбеки). Его же сторонники, по версии следствия, стояли за подготовкой еще как минимум двух терактов в Москве, в том числе в метро, которые удалось предотвратить чекистам. Причем всякий раз для переговоров боевики активно использовали Telegram.

Все три теракта, самоподрыв смертника Акбаржона Джалилова 3 апреля в вагоне поезда на перегоне станций «Сенная площадь» и «Технологический институт-2», а также запланированные боевиками весной 2016 и 2017 годов атаки в центре Москвы и на станции столичного метро «Теплый Стан», готовились по одному и тому же сценарию.

Как установили сотрудники ФСБ, расследовавшие подготовку терактов или занимающиеся оперативным обеспечением раскрытия СКР уже совершенного в Санкт-Петербурге взрыва, на будущих организаторов экстремистских ячеек представители «Туахид» выходили через телефонные контакты их родственников и друзей, которые приезжали в Сирию, чтобы воевать на стороне боевиков. Так, например, произошло с уроженцем Ошской области Киргизии Анваржаном Тошболтоевым, который сейчас знакомится с материалами дела о подготовке теракта в центре столицы — боевики, по версии ФСБ, на праздничных мероприятиях в мае 2016 года планировали взорвать бомбы и обстрелять участников мероприятий из автоматов.

Как рассказал на допросе Тошболтоев, вскоре после того как уехал в Сирию и вступил в «Туахид» его старший брат, ему на мобильный телефон позвонил некий Мохаммад, представившийся боевым товарищем его родственника. Сирийский собеседник, как рассказывал Анваржан, расположил его к себе уважительным обращением и искренним желанием помочь в сложной ситуации. Узнав, что у Анваржана болеет ребенок, пообещал передать необходимые для лечения деньги и подыскать хорошего врача. Знакомство, таким образом, продолжилось, а когда начались разговоры на религиозные темы, Мохаммад попросил своего собеседника перейти с мобильной связи на мессенджер Telegram.

По интернету новый приятель стал рассказывать Анваржану, как роскошно живут его земляки в Сирии, какие у них автомобили, жены и зарплаты, начисляемые, по его словам, исключительно в евро. Затем Мохаммад попросил Анваржана оказывать сирийским «братьям» небольшие и, казалось бы, невинные услуги. Например, встретиться с некой «женщиной в хиджабе и с коляской» возле станции метро «Кузьминки», взять у нее $700 и купить на эти деньги недорогие мобильники. Затем — спрятать эти аппараты в урну, сфотографировать место и по тому же Telegram отправить фото Мохаммаду. Выполнив указания, Анваржан получил на следующий день сообщение с благодарностью от «московских братьев», которые с его помощью получили средства связи.

В процессе дальнейшего общения с Мохаммадом Анваржан все больше проникался его радикальными идеями. Через месяц он согласился перевозить уже не только телефоны, но и оружие, а к апрелю 2016-го, благодаря стараниям сирийского «друга», и сам стал убежденным экстремистом. Через мессенджер он дал байат — клятву верности лидерам «Туахида», структурно входящего в более крупную запрещенную в России террористическую организацию «Джебхат ан-Нусра», а затем, по их указанию, сформировал в Москве бригаду из своих земляков для совершения теракта. Деятельность опасной ячейки спецслужбам удалось своевременно пресечь.

По схожей схеме был завербован и 20-летний узбек из Бухары Мухаммадюсуф Ашуров, работавший в Москве, по его выражению «погрузчиком» (оператором погрузчика) на заводе прохладительных напитков. Ашуров с группой набранных им подсобных рабочих с того же завода, по версии следствия, готовил подрыв станции метро «Теплый Стан» в мае этого года. Предполагаемые боевики, помимо бомбы, приготовили автоматы и гранаты, чтобы атаковать пассажиров после совершения теракта, но были своевременно нейтрализованы. Сейчас уголовное дело о подготовке теракта расследуется.

Ашуров, по его словам, попал под влияние пропагандиста «Туахида» по имени Умарджон. Благодаря долгим ночным беседам с сирийским другом, грузчик, по его словам, проникся идеей создания всемирного халифата и ведения джихада против «неверных». Наслушавшись все тех же рассказов про жен-красавиц и зарплату «от €2 тыс.», которую якобы платят «командирам боевых подразделений» в Сирии, Ашуров запросился на войну. Однако Умарджон сказал ему, что для вступления в ряды «вооруженного сопротивления» нужно сначала завоевать авторитет какой-нибудь громкой акцией по месту жительства.

После запланированного и одобренного руководством «Туахида» теракта в метро Умарджон обещал Ашурову и трем его коллегам-грузчикам паспорта на новые фамилии, деньги и даже авиабилеты на перелет из Москвы в Стамбул. Отметим, что путем этих виртуальных бесед и обещаний четверо обычных грузчиков всего за пару месяцев превратились в убежденных радикалов. Все они заявили на допросах, что добровольно вступили в террористическую организацию и считают «свои действия правильными».

По схожей схеме, с использованием мессенджера, как следует из вчерашнего сообщения ФСБ, была сформирована и террористическая ячейка в Санкт-Петербурге. В отличие от московской бригады ее костяк составили повара и официанты, работавшие в суши-барах и ресторанах. Один из них, выходец из Киргизии Джалилов, привел в действие бомбу, а его соратников, уже собиравшихся покинуть Россию с тем, чтобы отправиться в Сирию, задержали сотрудники ФСБ.

По версии следствия, за этой акцией, так же как и за двумя другими, стоял лидер «Туахид валь-Джихад» 27-летний Сирожиддин Мухтаров, действующий через посредников, которые вели переговоры под разными именами, перемещаясь между Сирией и Турцией. Про самого боевика, ставшего в Сирии Абу-Салахом аль-Узбеки, известно немного: когда-то он перебивался мелкими заработками на стройках и автоперевозках в России, потом уехал получать исламское образование за границу, но в итоге возглавил отряд террористов из своих земляков.

Кстати, никто из них, по данным спецслужб, добравшись до Сирии, обещанных благ так и не получил. Как следует из показаний вернувшихся в Россию экс-боевиков, 40 дней им пришлось провести в «учебке», курсантам которой не положено ни денег, ни жен, а потом их отправили в бой, во время которого отряд был практически полностью уничтожен.

Сергей Машкин

27.06.2017

Источник: kommersant.ru