Депутаты Госдумы от «Общероссийского народного фронта» подготовили соответствующие поправки в законодательство. По их мнению, такие преступники должны содержаться исключительно в тюрьмах, чтобы уменьшить возможность распространения экстремистских идей среди криминального контингента.

В пояснительной записке к документу отмечается, что «лица, представляющие экстремистские религиозные течения и осужденные за преступления террористического характера», проявляют особую активность в местах лишения свободы. С одной стороны, своим поведением они противопоставляют себя основной массе осужденных и провоцируют межэтнические конфликты, которые могут привести к совершению тяжких преступлений, с другой — адепты экстремистских течений, имея более высокий уровень образованности, способны увлечь радикальной идеологией значительные массы заключенных.

— Нынешние условия содержания заключенных создают предпосылки для пропаганды радикальных идей в этой среде. Тем более что находящиеся в местах лишения свободы больше подвержены восприятию экстремистских призывов: люди озлоблены, многие считают, что их осудили незаслуженно. Так что там вспаханная почва, чтобы сеять зерна антиобщественных идей, — полагает первый зампред комитета ГД по делам национальностей Михаил Старшинов, один из соавторов законопроекта.

Согласно приведенной в пояснительной записке статистике, за преступления террористического и экстремистского характера в пенитенциарных учреждениях в прошлом году находилось 1680 человек. Из них в следственных изоляторах — 537, в тюрьмах — 24, в исправительных колониях — 1119. То есть большинство экстремистов содержится в условиях, где нет особых препятствий для пропаганды их идей. При этом изолировать радикалов от основного контингента отбывающих наказание при действующем законодательстве очень сложно, поскольку они, как правило, не нарушают порядка и не поддерживают тюремной субкультуры. Поэтому в ОНФ предлагают подозреваемых и осужденных по экстремистским и террористическим статьям помещать исключительно в тюрьмы, камерный режим содержания в которых ограничивает возможности нежелательного общения арестантов.

— По нашему мнению, это оптимальный вариант. Его, кстати, поддерживают в Службе исполнения наказаний, с которой мы проводили консультации. Эта мера сможет существенно уменьшить возможности экстремистской пропаганды и агитации в местах заключения, — подчеркнул парламентарий.

Зампред комитета ГД по уголовному законодательству Александр Ремезков («Единая Россия») считает предложение изолировать экстремистов правильным.

— Ужесточение условий содержания — это правильно. Там много фанатически настроенных людей, пока они отбывают наказание, очень многих могут сагитировать. Их нужно изолировать так же, как больных проказой, которых помещают в лепрозорий, — подчеркнул единоросс.

Член комиссии по реформе пенитенциарной системы СПЧ, председатель Совета общественных наблюдательных комиссий Мария Каннабих также считает предложение депутатов обоснованным, но труднореализуемым.

— Мысль неплохая, но пока неосуществимая. У нас всего семь тюрем в стране, так что выбирать не из чего, все содержатся в исправительных колониях. Если будут строить новые тюрьмы, тогда появится возможность отделить этих осужденных от общей массы, — поясняет правозащитница.

Справка: на подобном контингенте уже специализируется тюрьма «Полярная сова» в зоне вечной мерзлоты.

Сергей Подосенов

10/02/2014

Источник: Известия