Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин ответил на вопросы «ВЭС 24» о том, почему президент Кыргызстана Садыр Жапаров объявил о выдвижении на второй срок за два года до выборов.

– Что стоит за решением действующего президента баллотироваться на второй срок сейчас, за два года до выборов?

– Да, действительно есть определенные вопросы, почему именно сейчас произошло анонсирование участия Садыра Жапарова в предстоящих выборах, которые будут только через два года. В качестве одной из версий можно предположить, что это заявление – попытка обозначить свои долгосрочные планы. Если посмотреть, скажем так, на объяснительную часть сообщения, то оно предполагает, что в ближайшее время планируется запустить крупные экономические проекты, такие как Камбаратинская ГЭС, рассматривается возможность участия китайских компаний в строительстве железной дороги – это все, повторюсь, долгосрочные проекты, которые требуют серьезных инвестиций и, соответственно, имплементации их долгосрочности. Возможно, это заявление было сделано как раз для демонстрации того, что Кыргызстан планирует выполнять свои обязательства, а для усиления своей позиции обозначает, что президент, который будет подписывать соглашения, будет находиться у власти.

Есть и другой момент: усилившаяся борьба и разные слухи внутри тандема. Например, с момента прихода к власти многие эксперты говорили, что возможен разрыв тандема, все обозреватели рассматривают совместные появления на публике либо перестановки в государственном аппарате в контексте того, чей это человек – президента или главы ГКНБ.

В любом случае президент обозначает свои планы, что и после 2026 года он намерен оставаться у власти.

– В Кыргызстане всех пугают государственным переворотом…

– Относительно государственного переворота... В основном под подозрением в стране находятся люди, которые вряд ли могли бы быть рассмотрены в качестве реальной альтернативы правящему тандему, по большей части это выглядит как конспирологические действия властей. Они работают на опережение, чтобы обозначить, так сказать, один очень важный момент: любая оппозиция в случае планов использования традиционного механизма смены власти в Кыргызстане будет находиться под контролем специальных служб. Делается это для того, чтобы всем было понятно – нужно использовать конституционные инструменты, а не прибегать к тем силам, к которым привыкли во время «цветных революций».  

Антон Беднов

Источник: