Профессор Дамасскского Университета Садик Аль-Азм, специалист по Европейской философии, является известным критиком радикальных мусульманских движений. После выхода в отставку в звании EmeritusProfessor он преподаёт в Антверпене (Бельгия). В последнее время - в Принстонском университете. В 2004г. он получил премию Эразма.

Она присуждается под патронажем Королевской семьи Голландии за особые достижения в социальной или культурной областях.   Недавно профессор Садик Аль-Азм опубликовал свой доклад под названием "Что такое исламизм?", с которым он выступит в июле 2006 в Мюнхене на Международной конференцииEuroscienceOpenForum влиятельной общественной организацииEuroscience. Текст доклада помещён в вышедшем 15 февраля с. г. интернет-журнале Newsletter 3 (http://www.esof2006.org/blog_list.php4). В докладе даётся весьма чёткое и достаточно подробное определение того, что представляет собой современный исламизм.   Вследствие важности предмета и высокой квалификации автора мы не можем удержаться от того, чтобы не привести перевод этой статьи целиком. Она раскрывает предмет полно и понятно, по сути - даже не нуждается в разъяснениях, но, тем не менее, требует, по нашему мнению, определённого комментария "с другой стороны", который и приводится вслед за переводом этой статьи. Итак:  

     Исламизм - это крайне воинственная и мобилизующая идеология, развитая на основе избранных священных писаний, текстов, легенд Ислама, исторических прецедентов, организационного опыта и современных обид и печалей. Всё это представляет собой защитную реакцию (курсив всюду наш, авторы) против долговременной эрозии главенствующей роли Ислама в общественной, институциональной, экономической, социальной и культурной жизни мусульманских обществ в 20-ом столетии.   Эта идеология вводится в практику через возрождение давнишнего понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных и агрессивных формах, войны против окружающего мира язычества, многобожия, идолопоклонства, безбожия, атеизма, предательства и неверия, известного этой идеологии как вероотступничество (Jahiliyyah) 20-ого столетия.(Jahili, джахили, - сознательное, умышленное игнорирование норм ислама - прим. авторов)   Окончательная цель исламизма состоит в спасении современного мира от этого состояния - Jahili, навязанного ему современным Западом. Это должно произойти таким же способом, каким возвышение и быстрое распространение Ислама 13-цать столетий назад спасло мир от очень похожего состояния Jahili, доминировавшего над миром тогда.   Результаты претворения в жизнь этого великого спасительного проекта в настоящее время вполне очевидны и проявляются:

       
      -- в процессах ре-исламизации, которые происходят уже сейчас в лишь "номинально" мусульманских странах и обществах,  -- во внутреннем вооруженном джихаде против отступнических режимов, доминирующих сейчас во всех так называемых мусульманских государствах и правящих всеми так называемыми мусульманскими областями и  -- во внешнем великом джихаде против глобального нечестивого союза Западных современных крестоносцев с миром Еврейства, Сионизма и Израилизма.  -- Исламизм как идеология и практика:

 

   (a) Это - фундаментализм, потому, что он представляет себя подлинным движением возвращения к теперь уже забытым "основным принципам" (usul) и "основам" (usus) Ислама и их восстановления, со специальным акцентом на забытом было императиве и обязательности самого Джихада.   (b) Это - возрождение, потому, что он представляет себя основным элементом двойного процесса: восстановления таких основных принципов, как активная вера и действенные обряды в жизни мусульман, и возрождения бездействующих в настоящее время масс мусульманского мира путём введения их в жизнь, сердца, умы и государственные структуры забытых основных мусульманских принципов.   (c) Это - интегрализм, потому что его непосредственная цель состоит в объединении всех автономных аспектов, областей и сфер современного общества и жизни, включая социальный, экономический, политический, культурный, научный, эстетический, внутренний, персональный, религиозный, духовный и т.д. - под властью религии Аллаха и правления в соответствии с его законами Шариата.   (d) Это - теократизм, потому что его объявленная программа имеет своей целью восстановить Аллаха как Haimiyyah, т.е. Верховную власть или Владычество, над всеми его бунтующими человеческими существами в современный период вообще и 20-ом столетии (видимо опечатка, следует читать 21-ом - прим. авторов) в особенности через создание истинно мусульманских государств и государственных аппаратов.   (e) Это - теономизм (в буквальном переводе "главенство законов Господа" - прим. авторов), потому что его непосредственная цель - прямое, буквальное и всестороннее выполнение и применение закона Шариата, данного Аллахом. Этот закон является абсолютным, цельным и не могущим быть объектом каких либо человеческих обсуждений.   (f) Это - терроризм, из-за провозглашённой им открыто потери надежды на возможность использования какого-либо иного метода и/или средств достижения целей и программ исламизма, кроме немедленной и прямой атаки на внутреннего и внешнего врага так жестоко, неожиданно, сильно, эффективно и уничтожительно, как только это возможно. При этом не должны учитываться долговременные последствия успеха или неудачи такой борьбы. Напротив, следует презирать их , - разрушительные последствия, и пренебрегать их социальными, политическими и экономическими последствиями даже для самого исламизма. И всё это потому, что для исламизма наиболее важно поразить врагов там, где это для них наиболее болезненно. А ничто не может быть более болезненным, чем взрыв их невинных граждан и просто случайных прохожих.     

Комментарий авторов:   Перед вами информация эксперта, который компетентно и откровенно говорит об исламизме. Его осуждающая интонация очевидна. Налицо - желание предупредить об огромной опасности тех, кто готов слушать. Предупреждая других, автор определённо рискует сам, зная нравы тех, кого он представляет европейской научной аудитории. И тем более удивительны, правда, лишь на первый взгляд, определённые неточности статьи, которые мы хотим отметить..   Так, в первом абзаце говорится об исламизме, как о защитной реакции против всяких напастей. Однако трудно, если не потерять полностью слух и зрение, воспринимать исламистский шабаш по всему миру как защиту. Ограничимся недавними примерами. Бандиты, орудовавшие во Франции осенью прошлого года, несчётные толпы "искусствоведов - анти - карикатуристов" сейчас, - как мало это похоже на защиту! А если это защита, то каковым разумно ждать нападение?!   Во втором абзаце мы выделили политеизм как объявленную цель атаки исламистов. А куда делись христианство и иудаизм? Регулярные, борьбой за веру обусловленные, нападения исламистов в христианских станах и против христиан и их культовых объектов в других странах (к примеру, в Индонезии) и областях (к примеру, в палестинской автономии), атаки против Израиля и иудаизма, взрывы в Индии - всё это говорит о том, что политеизм - отнюдь не единственное религиозное течение, которому исламизм объявляет войну. Конечно, среди теологов-мусульман распространено мнение, согласно которому христианство относится к политеизму, из-за Троицы - Бога - Отца, Сына и Святого духа. Однако в иудаизме Триединства нет, что не мешает исламизму считать иудаизм врагом.   Теперь по поводу того, что исламизм собирается спасти мир, подобно тому, как он якобы сделал это 13 веков назад.   В целом, если у кого-либо оставались сомнения в методах борьбы и конечных целях исламистов, они должны рассеяться после чтения статьи профессора Садика Аль-Азма.   Нас и весь остальной мир хотят вернуть в седьмой век, спасти от безбожья и духовной нищеты. Т.е. замыслы по "спасению" идут много дальше претензий "зеленых", согласных на жизнь где-то в 17-ом или 18-ом веках. Но тут возникает вопрос, их видимо различающий: а как со всей современной техникой? Согласны ли исламисты жить без современной медицины, добывать огонь чуть ли не трением, забыть о книгопечатании и тем более - Интернете, а воевать кинжалами и копьями? Исламисты в Иране ведут себя как-то по-иному.   Конечно, в одном наш мусульманский коллега прав: действительно, первоначальное арабское нашествие было в некоторых местах благом - например, в Испании 8-го века, в сравнении с господствовавшими там вандалами. Но в других странах, в Северной Африке и Южной Европе, на Кавказе, в Персии, на западе Индии арабское нашествие разрушило давние очаги культуры, не принеся взамен по сути ничего своего. То, что на сегодня нередко считается достижением исламской культуры, было фактически заимствованием у ранее ими завоёванных народов. К примеру, несмотря на запрет рисования, мусульманство заимствовало у персов искусство миниатюры. Так называемая арабская математика фактически заимствована из Индии и Египта.   Стремительный успех нашествия объясняется вовсе не всепобеждающей силой идеологии Мухаммеда, а тем, что незадолго до начала его проповедей Римская империя, точнее, обе ее половины, были, в основном, уже сокрушены варварами, азиатскими пришельцами, а Персия подвергалась непрерывным атакам тюрок.   В истории Новейшего времени исламизм представляет собой третью идеологическую попытку завоевания мирового господства, после коммунизма и нацизма. Однако будучи дисперсно распределенным по миру, не имея ясно выделенных центров, он поэтому может представлять собою еще большую угрозу нашей цивилизации и жизни. Нанести ему один и притом решительный удар, по-видимому, невозможно, поэтому абсолютно прав американский министр обороны Рамсфелд, говорящий о неизбежно длительной войне, войне во имя жизни нашей, наших детей и внуков.   Работая над этой заметкой, мы обнаружили, разумеется, в интернете, статью того же автора "Time out of joint" по поводу событий 11 сентября 2001 г. Она проясняет, по нашему мнению, природу тех оценок, с которыми мы полемизируем в нашем Комментарии, и которые нам представлялись хоть и заслуживающими фрейдовского анализа, но с оговорками. Увы, это была ошибка. Прочтите этот отрывок и убедитесь сами.  

      "В арабской исламской культуре существует строгий запрет на злорадство, даже в адрес смертельного врага. Но сейчас было бы трудно найти араба, сколь угодно благоразумного, культурного, утончённого, в чьём сердце не было бы места злорадству по поводу страданий американцев 11 сентября. Я сам с трудом пытался сдержать это чувство, контролировать и скрывать его в тот день.   Как араб, я знаю кое-что о власти возмездия в нашей культуре и его снедающей силе. Но я не понимаю мою собственную постыдную реакцию на массовое убийство невиновных. Было ли оно вызвано плохими новостями из Палестины на той неделе, или удовлетворением от вида пусть кратковременно униженной грубой мощи, или видом франкенштейновских чудовищ, заботливо взращённых США, и внезапно бросившихся на своих хозяев, или естественным возмущением слабых и задвинутых на обочину империй от её центра, или, в данном случае, центра центров?"     Опять таки, признательность вызывает откровенность автора, его желание разобраться в себе и ему подобных. Напомним, что это пишет человек, работающий во времена событий в Европе и США, преуспевающий по нормальным стандартам, в том числе и за счёт сограждан жертв нападения 11.09.2001. Стоит услышать и запомнить, чтобы избавиться от лишних иллюзий, и про "власть и снедающую силу возмездия" в арабской культуре. Странно, однако, что говорит он о "возмездии", когда "на местности" мы сплошь и рядом видим неспровоцированную агрессию, растущую наглость требований, поток угроз и ультиматумов.   Но среди причин своих и подобных себе интеллектуалов малодостойных ощущений он первой выделяет "плохие новости из Палестины на той неделе(!)". И этого достаточно, чтобы испытать удовлетворение от гибели более 3000 ничего плохого арабам не сделавших людей? Воистину, плохо обстоит дело с моральными стандартами в этой арабской культуре, если даже наличие образования и приличного уровня жизни оставляет носителя культуры на пещерном уровне, хотя и с самосожалением.   Мягко говоря, странно звучат слова и о невыносимой грубой мощи, которую очень хочется видеть униженной, при этом кормясь от неё, и кусая, мысленно, разумеется, эту кормящую руку. И уж совсем прискорбны разговоры о "естественном возмущении слабых". Десятилетиями "слабые" жители так называемых "лагерей беженцев" в палестинской автономии собирают со всего мира помощь, вместо того, чтобы изменить свою власть, и, начав работать, обеспечить себе и своим семьям достойную жизнь.   Профессор Садик Аль-Азм должен был бы знать, что выпускники восьми открытых Израилем на сегодняшней территории автономии университетов не смогли создать интеллектуальной элиты своего народа, способной помыслить о чём-то, кроме того, чтобы взрывать, захватывать и взрываться. Чтобы быть не на чужих задворках, надо стать чем-то большим, нежели общемировым пугалом.    

М. Амусья, М. Перельман, профессора физики (Иерусалим)

"Что такое Исламизм?"

проф., д-р Садик Дж. Аль-Азм

"Прервалась связь времён"

(опубликовано в Boston Review в октябре-ноябре 2004)

http://world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml 

21.02.06   Иерусалим