На первый взгляд, визит секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева 30 сентября в Баку выглядит весьма интригующе. Обе трактовки цели командировки такого важного человека из Москвы, как российская, так и азербайджанская, явно стараются скрыть суть переговоров. Однако, нет никаких сомнений, что вместе с приветствием и наилучшими пожеланиями президент Российской Федерации передал важное послание Ильхаму Алиеву и получил ответ. Наверняка благоприятный.

Информвойна разгорается

В последние месяцы Азербайджан стал получать чувствительные удары на фронтах информационной войны, которую США, почти не скрывая, развязали против непокорных экс-республик СССР. Разумеется, главное направление атак — это Россия. Однако достается и остальным, причем Азербайджану, как одному из самых крепко стоящих на ногах государств постсоветского пространства — больше других. Причина, разумеется, банальна и меркантильна: нефть и газ.

Американцы, начавшие борьбу за европейский газовый рынок, выдавливают конкурентов по всем канонам развитого капитализма, отработанным за последние полтора века. То есть любыми способами, включающими и явно неспортивные. Россия в полной мере ощутила на себе влияние оркестра мировых СМИ, впопыхах закрашивающего ее самыми темными оттенками. Дошла очередь и до Баку, поскольку "Южный газовый коридор", который республика прокладывает в Европу, тоже мешает воплотить "американскую мечту" — привязать к своему сжиженному газу европейских вассалов.

Причем, Вашингтон явно спешит, и не только потому, что Москва и Баку уже строят свои потоки, но и потому, что в этом активно участвует Анкара — самый важный на Ближнем Востоке и вместе с тем самый проблемный член НАТО.

То, что Ильхам Алиев принял посланца своего российского коллеги спустя каких-то два дня после встречи Владимира Путина и Реджепа Эрдогана, разумеется, не случайно. С Азербайджаном, как и с Турцией, Россия активно восстанавливает взаимовыгодные отношения после нескольких прохладных лет, а в США за процессом наблюдают с явной тревогой.

Совершенно очевидно, что все три страны должны выглядеть в глазах европейцев нежелательными партнерами. Сжиженный газ из США достаточно дорог, объяснить избирателям, почему покупать нужно именно его, а не дешевый азербайджанский или российский, доставленный в Европу через Турцию, довольно трудно. Поэтому международный медиахолдинг не жалеет красок: Путин, Эрдоган и Алиев объявлены свирепыми нарушителями прав человека, преследующими журналистов и угнетающими собственное население. Противостоять постоянным вбросам информации непросто, как и доказывать экономическую выгоду трубопроводного газа по сравнению со сжиженным.

Добавляет проблем курдский вопрос и война в Сирии. Азербайджан, Россия и Турция, хоть и по разным причинам, но все же против создания нового государства по итогам референдума, прошедшего неделю назад в Иракском Курдистане. На словах не приветствует плебисцит и Белый дом, хотя известно, что американцы помогали его проведению. Именно им выгоден хаос на Ближнем Востоке, который неизбежно последует, если перед четырьмя странами, где проживают курды, — Турцией, Сирией, Ираком и Ираном возникнет угроза потери обширных территорий. Государства, как правило, не отдают свои земли добровольно, без кровопролитной войны.

Это та самая чувствительная проблема, о которой упоминал Владимир Путин, сожалея об упущенных возможностях после инцидента со сбитым российским самолетом в 2015 году. Которые, к счастью, теперь опять появились. Нет сомнений, что референдум в Ираке был одной из главных тем переговоров в Анкаре. Турции, как, конечно, и Азербайджану, важно знать мнение России по этому вопросу. От ответа на него зависит, как будут развиваться экономические и политические взаимоотношения между тремя нашими странами в дальнейшем.

Такие разные "легитимные устремления"

Сложность в том, что мы имеем дело с противоречием, заложенным в Устав ООН. С одной стороны, архитекторы послевоенного мироустройства зафиксировали нерушимость прочерченных на тот момент границ, с другой – провозгласили право народов на самоопределение. Как безболезненно увязать эти два взаимоисключающих принципа, до сих пор непонятно. Причем Запад под предводительством США и Восток, на острие которого сегодня оказалась Россия, имеют принципиально разные подходы к этому жизненно важному вопросу.

"Если мировая карта расчерчена и утверждена на мировом "верху", то неважно, что происходит внутри границ (войны, междоусобицы, полная анархия и т. п.), неважен внутренний реальный правовой и конституционный процесс: государство остается государством, поскольку его границы "утверждены". Можно сказать, что речь идет о формальной концепции государства, — очерчивает проблему доктор наук, заведующий кафедрой юридического факультета МГУ, профессор Леонид Головко. — В результате появляются разного рода failed states, которые в реальном смысле государствами не являются, но формально таковыми признаются (Сомали, Ливия и т. п.). Это своего рода "государства в коме", чья жизнедеятельность поддерживается искусственно и извне. Что с ними делать, никто не знает. Отсюда проблемы нынешнего Ирака, сложность оценки референдума в Иракском Курдистане с юридических позиций".

А поскольку нет универсального критерия, все страны трактуют появление новых государственных образований по-своему. Например, американцы продвигают идею "легитимных устремлений" (legitimate aspirations) народов — для них мир динамичен и неустойчив, границы могут двигаться в разных направлениях. То есть в удобных для себя случаях они отдают приоритет самоопределению народов, а не нерушимости границ, как было, например, в случае раздела Югославии. Этот термин упоминается в Национальной стратегии 2015 года, встречается в речах президентов, постоянно используется в пресс-релизах Белого дома, прежде всего применительно к странам Ближнего Востока. Однако, как известно, крымчанам в legitimate aspirations было отказано. Что автоматически превращает вроде бы единый принцип в образчик двойных стандартов.

Азербайджан, Россия и Турция, натерпевшиеся от американского вмешательства в их внутренние дела, обречены на союзнические или хотя бы на взаимовыгодные отношения. Если использовать американское политологическое изобретение, это и есть наши "легитимные устремления".

Павел Шипилин для Sputnik Азербайджан

02.10.2017

Источник: https://ru.sputnik.az/expert/20171002/412120941/zachem-nikolaj-patrushev-priezzhal-baku.html