Беседа с известным публицистом русской общины Латвии, редактором дискуссионного портала IMHOclub Юрием Алексеевым.

Прибалтика известна как край брутальных националистов. Почему же они сейчас не восстали против планов Брюсселя по завозу в их регион иммигрантов из Африки и Ближнего Востока?

– Послушайте, да ведь в наших краях настоящих-то националистов и нет в принципе! Как бы удивительно это ни звучало для непосвященного, но дела обстоят именно так. Подлинный, не узко этнический национализм – не всегда отрицательная вещь, поскольку руководствуется, в первую очередь, интересами своего народа и государства. Скажем, в Финляндии тоже правят националисты, но они сумели выстроить нормальные отношения с Россией, поскольку видят в этом пользу для своей экономики. Прибалты же не националисты, они русофобы – а это разные вещи. Для наших «эрзац-нациков» главной целью является, чтобы русским было как можно хуже, чтобы они, в идеале, вовсе исчезли бы. Поэтому, когда появилась перспектива вселения в Прибалтику беженцев из Африки и Ближнего Востока, «нацики» отнеслись к этому достаточно спокойно. Ну, поворчали для проформы… А вот если бы вопрос стоял о принятии нескольких сот русских, а не арабов и африканцев, они бы на дыбы встали! Кто-то «особо умный» даже предложил менять «русских колонистов» на беглецов из Ливии – это тоже ведь яркий симптом… Кто угодно, лишь бы не русские!

Пока что власти обещают, что в регион завезут лишь несколько сотен беженцев. По-вашему, этим и ограничится?

– Нет, этим, конечно же, не ограничится. Пока что запускают лишь пробный шарик. Там, где примут несколько сотен, вполне разместятся со временем несколько тысяч, а потом и десятки тысяч… Европа уже задыхается от миллионов иммигрантов из третьего мира, ей нужно куда-то сбывать излишки. Причем, будут делать так, чтобы те беженцы, которые окажутся в Прибалтике, ее бы не покидали. Если бы сюда людей просто присылали на поселение, они бы тут надолго не задержались. Все же у нас тут регион чересчур прохладный для южан, бедноватый, да и не слишком гостеприимный. Иммигранты быстренько свалили бы отсюда в какие-нибудь более теплые страны – в конце-то концов, в пределах Шенгена можно передвигаться свободно. Но беженцев хотят привязать к Прибалтике пособиями – то есть, их получение будет связано с пребыванием строго на определенной территории. Как только куда-то съезжаешь, пособие теряется. Это значит, что если кто-то из иммигрантов и сбежит из Прибалтики, то только самые активные, те кто желает устроиться на работу и обеспечивать себя самостоятельно. У нас же здесь с рабочими местами туговато… А останутся, выходит, те, кто собираются жить на социальные подачки и завещать детям поступать так же. Среди беженцев подобных персонажей с иждивенческой психологией очень много. Они станут существовать на пособие, рожать детей, дабы увеличить его размеры. А плодовитость у выходцев из третьих стран завидная, европейцам о такой можно лишь мечтать. Поскольку же свободного времени у этих людей окажется выше крыши, многие из них займутся разными околокриминальными, а то и прямо уголовными делишками.

Это я так говорю не из предубеждения, а опираясь на опыт стран Западной Европы, столкнувшихся с нашествием мигрантов. Мы видим, что во многих крупных городах ЕС образовались черные «тауны», обитатели которых не работают уже целыми поколениями, торгуют наркотиками, жгут машины на улицах, нападают на прохожих. Полиция в такие места по ночам заходить боится, законопослушные граждане обходят опасные районы за километр. Подобное готовятся устроить и у нас в Прибалтике – такое в итоге и получится. И будет еще очень хорошо, если с беженцами к нам не завезут исламистов-террористов, скрытых сторонников ИГИЛ и других подобных организаций, ибо в этом случае станет совсем уж «весело».

Быть может, прибытие «третьей силы» все-таки примирит титульное население Прибалтики с местными русскими?

– Думаю, нет. Видите ли, в чем дело – русофобия прибалтов, она довольно определенного свойства, из серии «ничего личного». Только шкурный интерес. Бытовой русофобии в Прибалтике, по сути, почти что и нет. Своего рода парадокс. На уровне законодательства, политики власти, отношения государства русофобия у нас процветает. Принято огромное количество разных нормативных актов, направленных на то, чтобы как-то ущемить русских. Но в обыденном быту никакой национальной ненависти между, скажем, латышами и русскоязычными не замечаю. Почему? Просто изначально была поставлена цель по устранению конкурентов. Требовалось расчистить для «своих» «поляну» на рынке труда, в чиновничьем аппарате, в приватизации промышленного советского наследия, в «распиле» оставшихся от СССР активов.

Закон о негражданах был принят в начале 90-х именно ради того, чтобы вытеснить русскоязычных из всех этих сфер, выкинуть их из игры. На одного делить всегда приятнее, чем на двоих. Все нормы, ограничивающие право русских на использование родного языка – в официально-деловой сфере, в образовании – также были направлены на то, чтобы обеспечить «титульному населению» преимущественное право на места в госаппарате, в учебных заведениях, в медицине и т. д.

Но, повторяю, никакого физиологического неприятия русских у латышей нет! Соответственно, местные русские никак не станут конкурировать с чернокожими переселенцами – мы-то здесь никогда не жили поколениями на европейские пособия. Ну а беженцев обещает содержать Евросоюз, то есть, они не лягут бременем на местного налогоплательщика. И пока иммигранты не начнут грабить и насиловать латышей на улицах, те станут к ним относиться достаточно индифферентно: ну есть и есть, что поделаешь…

Недавно в Латвии предложили создать институт помощников Центра госязыка – предполагается, что эти люди будут высматривать и доносить, если кто «не употребляет латышский язык там, где это требуется». Как, по-вашему, может сказаться эта инициатива на общественном климате?

– Вообще-то, эти добровольные помощники всегда здесь существовали – просто сейчас их хотят оформить официально. С того самого дня, как только появилась языковая инспекция, когда ввели штрафы за недостаточное знание латышского, нашлось достаточное количество суровых бабушек, которые при случае с удовольствием «стучали». Скажем, на тех несчастных продавцов в магазинах, которые изъяснялись на латышском недостаточно чисто. Потом этих продавцов вызывали к себе языковые инспектора, экзаменовали, штрафовали … Но сейчас данная тема уже не слишком-то актуальна. Те из русских, кто работает в местах, где знание латышского действительно необходимо, давно уже его выучили, получили соответствующие удостоверения.

Нынче назрела проблема противоположного свойства: выросло молодое поколение латышей, многие из которых не знают русского. И они сейчас проигрывают на рынке труда молодым русским ребятам, хорошо владеющим обоими языками. Ведь сегодня экономика нашего государства состоит, в значительной степени, из сектора обслуживания – а там русский необходим. Кто меня может заставить посещать заведение, где меня не могут обслужить на родном языке? Да я развернусь и пойду в соседнее! Сейчас молодым латышам, не знающим русского, невероятно трудно устроиться в транспорт, в логистику, в сферу коммуникаций, в гостиничный и ресторанный бизнес. Поэтому прибалты вновь начинают усиленно учить этот язык. Жизнь, знаете ли, имеет обыкновение расставлять все по местам.

Недавно специалисты ООН подсчитали, что Латвия и Литва заняли второе и третье места в мире по депопуляции. Жители стремительно покидают эти страны и переезжают в государства с лучшими условиями жизни. Почему же власти Литвы и Латвии не принимают мер, чтобы остановить отток населения?

– Просто власти Латвии и Литвы не субъектны – точно так же, как не обладают субъектностью и сами эти государства. Это всего лишь марионетки, в точности исполняющие волю кураторов. Скажем, голубой мечтой латышского чиновника является не развитие Латвии, а собственный уход на повышение куда-нибудь в Брюссель. Архетипический пример являет наш бывший глава правительства Валдис Домбровскис, автор знаменитого высказывания о «латвийской истории успеха». На самом же деле Домбровскис продемонстрировал лишь личную историю успеха, когда после почти шести лет разорительного для народа Латвии правления – при нем загубили на корню почти всю «социалку» - он избрался депутатом в Европарламент и уехал. Какой нормальный правитель страны добровольно откажется от своего статуса и пойдет каким-то там девятисотым чиновником в большой колхоз под названием Европарламент? Только прибалт! Потому что здешний премьер-министр – он, по сути, никто и ничто, реальной власти почти ноль. Настоящие решения принимают «большие дяди» из-за океана. Поэтому лучше пробиваться в Брюссель, там хоть зарплата больше! Когда даже премьеры сваливают «гастарбайтерами» за бугор, то чего можно ждать от такого государства?

Так что депопуляция региона – это вполне закономерный, понятный процесс. Еще лет пятнадцать назад, когда Латвия только собиралась вступать в Евросоюз, я предупреждал, что кончится это все тем, что самые активные и умные отсюда разъедутся. Останется страна лузеров и пенсионеров – и к этому, в общем-то, пока все и идет. Тут живут нынче либо чиновники, либо престарелые, либо неоперившаяся молодежь, либо та публика, которой, попросту говоря, все пофиг. Именно потому, что наиболее пассионарная часть населения отсюда разъехалась, не наблюдается и массовых протестов по поводу гибельного курса страны.

А местные русские испытывают какие-то патриотические чувства по отношению к государствам Балтии?

– Русские на Прибалтику рукой махнули уже давно. Когда-то было желание: «Ребят, ну давайте вместе что-нибудь сделаем, страна-то как бы хорошая». А нам: «Нет-нет, мы сами. Валите, мы вас и близко не допустим к кормилу. Будем все делать самостоятельно». Ну, мы заняли выжидательную позицию, запаслись попкорном и глядим, как у литовцев, эстонцев и латышей выходит… А получается у них из рук вон плохо – еще какие-то пятнадцать-двадцать лет и эти народы совершенно рассеются по лицу земли, растворятся среди других этносов. Останутся какие-нибудь балалаечно-лапотные сообщества, которые станут собираться, на радость этнографам, по выходным, вспоминать язык предков и исполнять старинные песни. Те, кто переехал за границу, уже в следующем поколении меняют идентичность. В Европе за века уже исчезли десятки и сотни малых народностей, влившихся в другие, более крупные и жизнестойкие национальные общности. Очень жаль, конечно, но участь народов, заболевших какими-то фобиями, примитивным местечковым этно-национализмом обыкновенно оказывается незавидной. Подобная идеология – вернейший способ привести и государство и народ к краху. Пока латыши дружили с русским народом, они развивались, увеличивались в численности, переживали культурный расцвет. Сейчас же они имеют то, что имеют…

В последнее время местных жителей пугает наплыв подразделений НАТО в регион. Если на стене появляется ружье, так оно ведь может и пальнуть…

– Если не дай Бог, дойдет до прямого военного конфликта между США и Россией, то Прибалтикой, разумеется, он не ограничится. Это будет тотальная война, и наш маленький край не станет играть в нем какой-то сверхважной роли. Хотя, по правде сказать, в возможность подобной войны я не верю. Россия является слишком серьезным противником, чтобы США решились напасть на нее вооруженною силой. Американцы привыкли воевать со странами, которые намного уступают им по силе и технологическому развитию. Одно дело побомбить средневековый Афганистан высокоточным оружием и совсем другое – связываться со страной, обладающей ядерным арсеналом. Более вероятным выглядит «украинский вариант» - раскачать прибалтов и восточноевропейцев таким образом, чтобы повоевать с Россией их руками. Хотя, как по мне, и он тоже не выгорит. Прибалтика слишком малочисленная, а народец здесь довольно прагматичный, рациональный и холодный по темпераменту – в отличие от больных на голову бандеровцев. Что бы там ни изрекали наши чиновники, но простой народ сражаться ни с кем не хочет. Например, в этом году в Литве возобновили призыв в армию – и что? Там не сумели набрать даже пятнадцати процентов призывников. Остальные быстренько смотались, и пришлось запугивать их уголовным преследованием, чтобы заставить идти «отдать долг родине». Люди даже служить в армии не хотят! А уж если объявят мобилизацию, то, предполагаю, в Прибалтике быстро не останется ни единого человека призывного возраста – в течение недели все просто-напросто сбегут куда подальше.

Как вы оцениваете политику РФ по отношению к зарубежным соотечественникам?

– К огромному сожалению, Россия после 1991 года до сих пор не выработала эффективной стратегии относительно стран ближнего зарубежья и оставшихся там соотечественников. Я человек, родившийся в Советском Союзе, который, по сути, являлся Большой Россией. Но вышло так, что Россия отхлынула, словно море, оставив нас трепыхаться на берегу, словно рыбешек... Меня лично это не изменило – я был и остался тем же самым русским, хоть и живу теперь в трехстах километрах от российской границы. Но кроме меня после распада СССР за пределами России осталось, на минуточку, двадцать пять миллионов русских соплеменников. Это настоящая беда. РФ в 90-е занималась сама собой, ей было не до отвалившихся окраин, не до оставшихся за рубежом русских. Сейчас страна постепенно начинает подниматься, но зарубежными соотечественниками по-прежнему интересуется не слишком. На мой взгляд – жаль! То, что сейчас происходит на Украине – явный результат ошибок и упущений Москвы. Россияне решили, что достаточно иметь в той или иной стране прикормленную элиту и все будет хорошо. Но это отнюдь не так, поскольку потенциальный противник пасся и действовал на постсоветских территориях все минувшие четверть века – и вот он как раз крайне умело работал не только с элитой, но и занимался переформатированием мозгов населения в целом. Таким образом, целое поколение воспиталось в духе примитивного этнического национализма и русофобии. Снова посмотрим на ту же Украину: там среди тех, кто сначала орал на майдане «Москаляку на гиляку!», призвал к «священной войне с кацапами», а потом ехал на Донбасс в составе карательных подразделений, сплошь и рядом можно найти людей с чисто русскими именами и фамилиями!

Надеюсь, события последних лет вправят мозг тем российским чиновникам, кто отвечает за работу с зарубежными соотечественниками – и они чуть-чуть изменят свою политику. Вопрос тут даже не в деньгах, они здесь не самое главное…

А что именно главное?

– За пределами России выросло целое поколение молодых соотечественников, многие из которых в РФ и не бывали-то никогда. Естественно, им гораздо легче навесить на уши какие-то дикие байки об их исторической родине, как о стране одних только коррупционных чиновников, медведей с балалайками, да грязных некультурных «ватников». Поэтому России нужно научиться работать с молодежью сопредельных государств. Главным рычагом такой деятельности, способом создания привлекательного образа страны, должно стать качественное образование. Нужно привлекать активную и умную молодежь из зарубежного Русского мира в российские вузы, обучать ее на совесть. При нынешнем положении вещей заграничному соотечественнику не так-то легко перебраться в РФ и поступить там в университет – иностранцу, даже если он русский, придется выложить за это немалые деньги.

Вот и вдалбливаются не видевшей России молодежи стереотипы, что там сплошная дикость, грязь, бардак, преступность. И, с другой стороны, люди, которым довелось побывать в РФ, поездить по ней, убеждаются, что это вполне себе развитое, культурное государство с большим потенциалом. Достаточно ведь было бы устраивать хотя бы какие-то льготные экскурсии для зарубежных школьников! Взять, скажем, автобус, загрузить в него школяров и покатать их по Золотому Кольцу! Свозить их в Псков, в Новгород, в Петербург, поводить по музеям. Юнцы должны проникнуться своей этнической родиной, почувствовать любовь к ней – но сейчас ведь они ее просто не видят! У меня молоденькая родственница пятнадцати лет минувшей зимой съездила в Россию на экскурсию. Вернулась в таком неподдельном восторге, взахлеб рассказывала о впечатлениях… Потом она показывала фотки в своем классе, а сверстники дивились и ахали: «Неужели это и есть Россия?!». У недорослей просто шаблон порвало – Россия представлялась им каким-то Мордором, а на деле оказалась красивой страной, населенной веселыми и добрыми людьми. Я думаю, что Москва сейчас очень много упускает, не занимаясь простыми, на первый взгляд, и незамысловатыми вещами. Ведь как раз в Западную Европу и США нашу молодежь возят частенько – на то и предусмотрены множество действующих программ по культурному обмену, участие в которых либо бесплатное, либо совсем недорогое. Пожить, поучиться, осмотреться… Так и выращивается в наших краях прозападная молодежь.

России нужно немедленно включаться в конкурентную борьбу за своих заграничных соотечественников и отнестись к этому делу самым серьезным образом. Ведь наше поколение, которое любит и знает Россию, оно со временем уйдет по естественным причинам. Стало быть, нужно воспитывать пророссийскую молодежь – хотя бы из чувства самосохранения. В противном случае, западная пропаганда сделает этих людей недоброжелателями России. Может статься, лет через пять-семь будет уже поздно.

Беседу вел Владимир Веретенников

04.09.2015

Источник: stoletie.ru