Несмотря на то, что после вывода американских войск Афганистан оказался брошен на произвол судьбы, местным властям удалось удержать ситуацию в стране под контролем. Преодолев ряд финансовых, организационных и гуманитарных проблем, Движение талибов малыми шагами приближается к созданию уникальной модели государства, основанной на умеренном исламе и шариате.

С чего все начиналось? 

Почти три года прошло после того, как США вывели свой воинский контингент из Афганистана в августе 2021 года. С тех пор непризнанный мировым сообществом эмират под началом пришедшего к власти Движения талибов (ДТ) начал вести самостоятельную жизнь.

Сформированное ДТ правительство на тот момент находилось в ужасном смятении. Бывшие мятежники не знали, как решать внутренние и внешние проблемы. Талибы являются сторонниками исламских правил для своей страны, в то время как международное сообщество предпочитает им светские стандарты государственного устройства .

Несмотря на опасения многих западных столиц, а также лояльных режиму А.Гани афганцев, ДТ начали свою повестку с позитива, признав свободу вероисповедания и объявления всеобщей амнистии. Кроме того, талибы начали вести борьбу с атрибутами погрязшей в коррупции прошлой власти, основой которой являлось пособничество международному терроризму, наркотрафик и незаконный оборот оружия. Такие шаги приветствовали многие афганские профессиональные военные, уставшие от бесчинств и безнаказанности военноначальников на местах (на фото одно из сформированных спецподразделений Движения "Талибан").

Сложности на пути к созданию эмирата 

Первые серьезные проблемы начались при попытках сформировать правительство. Так, остававшееся ранее вне поля зрения непуштунское население в лице таджиков, узбеков, хазарейцев, и других национальностей первоначально не признали ДТ в качестве власти в стране. Были опасения, что в Афганистане разразится еще одна гражданская война. Однако этого удалось избежать. Достижение инклюзивной и наиболее полной по объему представленности структуры кабинета министров и по-прежнему остается для властей нерешенной задачей. ДТ предпринимает шаги и в этом направлении, правда не так быстро, как этого хотели зарубежные страны. Похоже, лидеры движения осознали, что в современном глобальном сообществе ни одна нация не может оставаться в стороне от социальной, политической или дипломатической изоляции.

Параллельно на Афганистан оказывалось сильное давление извне по правочеловеческой повестке и проблематике доступа женщин к получению образования. В западной прессе активно раскручивались темы ущемления граждан Афганистана в базовых правах и свободах. Дискриминация подавалась в основном как способ выдавливания из непризнанного эмирата лояльных прежнему режиму афганцев.

По мнению западников, лидеры ДТ должны убедить международное сообщество в том, что они уважают права человека, особенно права женщин, а также международное право и политику ООН. С этой целью внешние игроки продолжают навязывать Кабулу секуляризм, который однозначно не предусматривает сочетание демократии с исламским контролем.

Что происходит на самом деле   

Придя к власти, талибы столкнулись с рядом вызовов и сложностей. В первую очередь, необходимость исправить ситуацию в экономической сфере. С учетом заморозки афганских средств за рубежом и колоссального оттока финансов из страны вместе с бежавшими лоялистами режима Гани, экономика новообразованного государства объективно оказалось в удручающем состоянии. В таких условиях население Афганистана в значительной степени по-прежнему пребывает в зависимости от гуманитарной помощи международных доноров и ООН. При этом ДТ, приветствуя нормы международного права, демонстративно уничтожает маковые поля и отказывается от криминальных доходов от сбыта наркотиков.

Одновременно с этим гуманитарную ситуацию в Афганистане осложняют природные катастрофы, такие как землетрясения, наводнения и заморозки. Уничтожение урожая и гибель большого числа трудоспособного населения еще сильнее подкосили шаткое экономическое равновесие в стране.

Однако даже с учетом этих обстоятельств талибам удалось стабилизировать обстановку в стране. Фокус на обеспечении безопасности является, по мнению ДТ, краеугольным камнем для иностранного капитала и инвестиций в «эмират». В этих целях местные власти стремятся проводить курс на пуштунизацию слабо поддающихся контролю центра районов государства. Как правило, ротация кадров из провинции в провинцию помогает притушить межэтнические конфликты и клановые разборки. Такая стратегия, по мнению руководства ДТ, должна была улучшить имидж Афганистана и доказать мировому сообществу его способность создать полноценное государство, управляемое на основе шариата.

Вместе с тем радикальные тергруппировки, действующие на территории Исламского эмирата Афганистан продолжают вести игру против всех. Наиболее многочисленны среди них афганский филиал ИГИЛ «Вилаят Хорасан» и «Аль-Каида» (террористические группировки, запрещенные в РФ), использующие высокий протестный потенциал уязвимых в финансовом плане слоев населения, как самого Афганистана, так и соседнего Пакистана. Так, например, ИГИЛ ВХ, активно задействует свой мобилизационный ресурс в обеих странах с целью организации провокаций в Индии, Центральной Азии и Иране. Наиболее резонансным был недавний обмен пощечинами Ирана и Пакистана из-за провокаций со стороны исламистов  в Белуджистане.

Взгляд в будущее 

Несмотря на нападки со стороны Запада, ДТ все же удалось стабилизировать ситуацию в стране. Используя весьма скудные финансовые инструменты, Афганистан начал реанимировать национальную экономику. Стабилизация ситуации в сфере безопасности и подавление террористического подполья сделало непризнанный эмират более привлекательным с инвестиционной точки зрения.

Если на конец 2021 года из крупных экономоператоров в Афганистане присутствовали только турецкие и катарские авиалинии, то к настоящему моменту на территории ИЭА присутствуют представители китайского бизнеса.

В декабре 2023 года Казахстан исключил ДТ из своего списка терорганизаций, после чего наблюдалась активизация делового сотрудничества. Такой вариант рассматривают также и другие страны СНГ, граничащие с Афганистаном на севере Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Впереди еще целый ряд нерешенных вопросов, включая реорганизацию внутри государства и за его пределами, установление мира по всей территории страны, завоевание доверия афганцев, улучшение условий их жизни, налаживание связей с соседями, борьба с наркотиками и незаконным оборотом оружия и многое другое. Однако уже сейчас можно сказать, что Афганистан взял верный курс.

Бахтиар Урусов, политический обозреватель, Казахстан

Источник: