Препятствия, стоящие на пути расширения торгово-экономического сотрудничества, проблемы региональной и глобальной безопасности — это основные темы, которые будут обсуждать президенты Узбекистана и России в ходе переговоров 10 декабря, считает независимый эксперт и журналист Сергей Ежков

Этот визит Владимира Путина в Ташкент действительно транзитный, по пути в Дели, хотя сам факт транзита не принижает его значимость. Основной темой переговоров, как мне представляется, станет торгово-экономическое сотрудничество, а точнее, препятствия, стоящие на пути его расширения. Основные претензии друг к другу стороны, как известно, высказали в ходе шестнадцатого заседания узбекско-российской межправительственной комиссии, прошедшей днями ранее в Ташкенте. Узбекистан озабочен существенным снижением экспорта легковых автомобилей узбекской сборки в Россию, озабочен, думаю, и существенным снижением объемов природного газа, покупаемого «Газпромом». Узбекистану необходима нефть по приемлемым ценам (в стране системный дефицит дизельного топлива и бензина), Узбекистан хотел бы нарастить объемы экспорта в Россию сельскохозяйственной продукции и так далее.

Налицо целый ряд проблем, которые невозможно разрешить без участия первых лиц двух государств. Помните, как посетовал Ислам Каримов на саммите ШОС в Душанбе на то, что ему не удается обстоятельно побеседовать со своим российским коллегой? Это не возрастная обидчивость узбекского лидера, а действительная потребность в откровенном и продолжительном разговоре. Несмотря ни на что, Россия по-прежнему остается стратегическим экономическим партнером Узбекистана и стратегическим политическим союзником этой страны. Расхожие домыслы о некоем «шатании» Узбекистана от России к США и обратно — не более чем домыслы и предположения, базирующиеся на внешних, но никак не на фундаментальных признаках. Хотя сам факт стратегического партнерства совсем не исключает трений и пробуксовки. Такая деталь: 5 декабря 2014 года, выступая с программной речью ко Дню Конституции, Ислам Каримов перечислил самых значимых для его страны иностранных инвесторов, среди которых была американская GM, немецкая MAN, ряд южнокорейских и китайских компаний, но не было ни одной российской. К примеру, в перечне отсутствовал ЛУКОЙЛ, хотя именно ЛУКОЙЛ — долгожитель на узбекском рынке разведки и добычи углеводородов.Случайность? Нет. В речах президента Узбекистана ничего случайного не бывает. Почему? Ответ на этот вопрос, скорее всего, можно будет дать после визита Владимира Путина.

Понятно, что, встретившись, два президента не обойдут стороной проблемы региональной и глобальной безопасности. Перспективой расползания террористической угрозы с территории Афганистана на постсоветские государства Средней Азии в равной степени обеспокоены оба. Однако это вовсе не означает распространения военного присутствия России на территорию Узбекистана. Внешнеполитическая концепция этой страны исключает наличие на своей территории иностранных вооруженных формирований в виде военных баз или в какой-то иной форме. Другое дело — укрепление и расширение контактов оборонных и разведывательных ведомств в плане сбора информации о происходящем, совместных аналитических разработок, целью которых станет превентивная локализация грозящей опасности. Накопленный обеими странами опыт в этом направлении послужит благом для обеих сторон. При всей бесспорной военной мощи стран НАТО Россий была и остается основным союзником Узбекистана в случае попытки дестабилизации извне общественно-политической ситуации или локальных боевых столкновений с далеко идущими последствиями в форме насильственной смены государственного строя.

Третье, казалось бы, малозначимое. Ислам Каримов, на мой взгляд, искренне симпатизирует своему российскому коллеге. В политике, президенте России Владимире Путине он видит равного себе, а быть может, себя, но моложе. Поверьте, далеко не в каждом руководителе государства Ислам Каримов видит себе равного. С равным можно говорить откровенно, с равным можно говорить о многом, равному можно довериться. Устойчивые и доверительные отношения при таком раскладе — самый надежный залог того, что Узбекистан и Россия сумеют преодолеть разногласия по всем аспектам сотрудничества. Вот это, наверняка, и станет ожидаемым результатом визита Путина в Ташкент.

Сергей Ежков, Ташкент

09.12.2014

Источник: ИА REGNUM

Ташкентский гамбит. О чем Владимир Путин намерен договориться с Исламом Каримовым

10 декабря, президент Российской Федерации Владимир Путин посетит с официальным визитом Узбекистан, где обсудит с Исламом Каримовым вопросы торгово-экономического сотрудничества. Однако, как полагают специалисты, опрошенные «Лентой.ру», основной темой переговоров станет безопасность в Средней Азии. Грядущий предвыборный цикл в Узбекистане послужит лишь фоном для встречи глав государств.

Полет нормальный

Повестка переговоров представляется на первый взгляд не слишком широкой. Основное явно связано с чисто бюрократическим продлением ряда договоров из пакета документов о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и республикой Узбекистан (договору исполняется 10 лет). Об этом свидетельствует и немногословный анонс пресс-службы президента Российской Федерации. Главы государств обсудят между собой «ключевые вопросы дальнейшего развития российско-узбекского стратегического партнерства», причем речь пойдет, в основном, о «торгово-инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах». Вторым блоком переговоров числятся актуальные проблемы региональной безопасности, включая ситуацию в Афганистане.

Ислам Каримов, в отличие от Нурсултана Назарбаева, старается не ввязываться без лишнего повода в международные проблемы и создание межгосударственных образований, предпочитая двусторонний формат переговоров. Какие-то дипломатические прорывы в отношениях с Узбекистаном случаются крайне редко (последняя громкая новость — о приостановке участия республики в ОДКБ), а большинство межгосударственных контактов хоть и имеют зачастую большое значение, редко попадают в заголовки ведущих новостных изданий.

И даже то единственное, что обсуждали в СМИ за несколько недель до визита, связано с внутренней политикой республики — 21 декабря в Узбекистане состоятся парламентские выборы, важные для политической реформы, осуществляемой в стране. Дело в том, что республика находится как раз на стыке перехода от одной (президентской) к другой (парламентско-президентской) модели правления — сокращаются сроки президентских полномочий, но усиливается роль партий. И поскольку Владимир Путин приезжает в Ташкент накануне выборов, об этом стоит поговорить.

Перед выбором

В условиях узбекской политики, которая до сих пор жестко ориентируется на клановую структуру, политическая реформа имеет принципиальное значение: понятно, что борьба за контроль над законодательным органом внутри страны ведется нешуточная. С оглядкой на это любители теорий политических заговоров указывают на визит Путина как ключевое звено во внутренней политической борьбе: дескать, Ислам Каримов будет решать свои внутриполитические проблемы с помощью России — потому как слишком короткий срок отделяет официальный визит российского президента от электоральной кампании в Узбекистане. Однако эта версия не вполне соответствует действительности.

Сразу вслед за парламентскими выборами в Узбекистане стартует президентская кампания. Согласно предварительным оценкам (точная дата будет определена по результатам парламентских выборов), выборы главы государства состоятся 22 марта 2015 года. Мартовское волеизъявление, понятно, гораздо важнее декабрьского. Но парламентские выборы определят региональную и клановую конфигурацию одного из центров власти, и президентская кампания будет строиться на ее основе. Ряд традиционно не раскрывающих своих имен узбекских политологов, близких к центрам принятия решений в республике, и вовсе считают, что в марте 2015 года в Узбекистане может быть поставлен вопрос о транзите власти. А уже это, вкупе с непредсказуемостью конфигурации законодательного органа власти, делает бесполезными любые стратегические договоренности между президентами.

Особенно это актуально в свете явно непростых процессов, которые сопровождают как политическую реформу, так и предвыборную кампанию. Напомнить можно и очевидное усиление роли исламистов в региональной политике, и не очень понятный скандал, связанный с противостоянием дочери президента республики Гульнары Каримовой и председателя службы национальной безопасности Рустама Иноятова, а также беспокойную границу Узбекистана с Таджикистаном и Афганистаном. Все эти факторы способны существенно повлиять на проводимую Ташкентом политику. Вряд ли имеет смысл лезть в эту среднеазиатскую политическую кашу — гораздо выгоднее сейчас слегка дистанцироваться, переключившись на общие вопросы двусторонних отношений, которых между Россией и Узбекистаном всегда множество.

Особое место

В частности, это комплекс проблем, связанных с потоком трудовых мигрантов, которых исправно поставляет на российский рынок Узбекистан. Или вопрос закупок вооружения, причем рассматривать его можно как в рамках ОДКБ, так и отдельно. Есть, вероятнее всего, в повестке встречи глав государств и пункт экспорта-импорта узбекских овощей и фруктов на российский рынок. Немаловажными являются и вопросы не очень больших в масштабах России закупок объемов газа в Узбекистане. Внешнеполитический блок, если исходить из логики последних месяцев, будет представлен обсуждением афганской проблематики и усиления Китая в экономике Узбекистана.

«Вряд ли президенты подпишут какие-то слишком масштабные документы или соглашения, — утверждает источник «Ленты.ру», близкий к переговорной рабочей группе Узбекистана. — Скорее, они обсудят пролонгацию договора о стратегическом партнерстве и договорятся по паре-тройке второстепенных вопросов». По мнению источника, в настоящий момент для российского президента важнее всего информация «из первых рук» о ходе политической реформы и ее последствиях для Узбекистана, с которым у России в последние годы не было крупных дипломатических конфликтов.

Отчасти согласен с узбекским чиновником и специалист сектора Средней Азии центра изучения проблем стран ближнего зарубежья РИСИ (Российского института стратегических исследований) Иван Ипполитов. По его мнению, «на повестке дня стоят вопросы безопасности стран Центральной Азии и России, особо актуальные на фоне вывода основных сил международной коалиции из Афганистана». «Узбекистан как одна из важнейших опор безопасности Средней Азии в этих обстоятельствах особенно важен для России. Нет сомнений, что именно обсуждение безопасности составит существенную часть программы визита Владимира Путина в Узбекистан», — полагает эксперт.

Кроме того, Ипполитов указывает на предвыборную повестку: «Перед Узбекистаном — выборы в парламент 21 декабря, президентские — 22 марта 2015 года. Это уже само по себе серьезный повод для проведения встреч с руководством государств, являющихся важнейшими партнерами Узбекистана, среди которых Россия занимает особое место».

Михаил Пак

09.12.2014

Источник: Lenta.ru