Еще несколько лет назад невозможно было себе представить, что в Казахстане остро встанет языковой вопрос, как и вопрос межнациональных отношений. Нет, не на официальном уровне. Здесь как раз-таки все благодушно и благополучно. Многонациональное государство, дружба народов, Казахстан – наш общий дом и всё такое. Конфликт медленно, но верно зреет на уровне бытовом. Общественном. Только власти почему-то этого не хотят замечать.

Официально – одно, в быту - другое

Ещё довольно свеж в памяти скандал, произошедший еще до печально известной пандемии, когда группа девиантно мыслящих немолодых людей, называющих себя общественными активистами, выступила с предложением о переименовании Парка имени 28-ми героев-панфиловцев в Алма-Ате. Прозвучало это в социальных сетях, где вызвало массу как гневных, так и поддерживающих комментариев.

И ведь это не первая, да и не последняя подобная инициатива. Признаться, благодаря этому, уже давно складывается впечатление что Казахстан одновременно живет в двух параллельных реальностях – официальной и неофициальной. В первой – единство этносов, дружественные и союзнические отношения с соседями, интеграция, ЕАЭС, ШОС и, что немаловажно, память о героях Великой Отечественной войны, в которой все народы некогда одной большой страны, как один встали на ее защиту. И защитили. И не просто защитили, а избавили мир от «коричневой чумы».

Во второй – новые тренды, ориентированные в противоположную сторону. Вознесение себя над всеми остальными, ненависть к соседям, попытки растоптать те основы, что являются скрепами дружбы народов, осквернение священной памяти, фальсификация летописи и переворачивание исторических фактов с ног на голову. Это в Казахстане теперь называют новой волной патриотизма.

На гребне этой волны, будучи убежденными в том, что действуют интеллектуально и мейнстримно, пытаются заявлять о себе так называемые новые патриоты, от которых за версту несет оголтелым нацизмом и даже фашизмом. Весь их патриотизм, в общем-то, в том и заключается. Они, между прочим, сами признают, что их духовные и политические вдохновители и предшественники служили полицаями на оккупированных территориях СССР и в иностранных легионах фашистской армии.

Процесс переименований населенных пунктов в республике эти люди считают ничем иным, как своими победами в битвах за державу. И, вдохновляясь ими, штурмуют новые высоты очищения республики от всего, как они говорят, чужого.

Не отдавая отчета своим действиям, так называемые новые патриоты с усиленным «патриотическим» задором «топят» за то, чтобы вырвать из людских сердец память о советском прошлом, и заставить отказаться от всего, что так или иначе о нем напоминает. За снос памятников, за новые названия улиц, городов и сел, переписывание учебников истории, подмену традиций и праздников. За то, чтобы все напрочь забыли, что в республике когда-то строился социализм, были бесплатными образование и медицина, не было беспризорников и попрошаек на улицах, расцветали наука, культура и искусство со стопроцентной занятостью населения. А по индустриальному потенциалу Казахская ССР входила в пятерку сильнейших во всей Азии. На их языке это называется «десоветизацией» и «декоммунизацией».

Но если уж топить, то топить до конца. Действуя в таком духе, им следовало бы «топонуть» еще и за снос 90 процентов всех зданий и сооружений по всему Казахстану. Они ведь были построены в советский период, а значит, если мыслить логически, являются памятниками ненавистному прошлому. Но это так, к слову.

По одним лекалам

Очевидно, что им не дают покоя лавры декоммунизаторов из Украины и балтийских «вымиратов», с усиленным национально-патриотическим рвением сносящих памятники советским героям, освободившим мир от фашизма, и сбивающих таблички с названиями улиц в их честь.

Чем, или даже кем навеяны подобные настроения в этих странах, хорошо известно. Как известен и расчет на то, что это повлечет за собой цепную реакцию повсюду на постсоветском пространстве. И он в какой-то мере оправдывается. Подобные инициативы, если не начались, то уже выдвигаются и в Казахстане. И если дать им волю, то работы впереди у десоветизаторов много. Памятники героям, скульптуры сталеваров, рабочих, колхозников, доярок, шахтеров. Все, что с их точки зрения, мешает молодому независимому государству развиваться, проводить реформы, увеличивать зарплаты и пенсии, способствует катастрофическому обесцениванию национальной валюты и т.д. Словом, по их твердому убеждению, во всем виновата неправильная символика, навязанная… кем бы вы думали? Ну, конечно же, Россией.

Один претендующий на роль лидера данного деструктивного движения этакий «новый патриот» (его имя не стоит называть, дабы не делать ему рекламы) развернул весьма бурную деятельность в социальных сетях. Там он демонстративно выставляет свои фотографии в форменной военной одежде с фашистской символикой. На некоторых снимках он не менее демонстративно имитирует гитлеровские усики и вскидывает правую руку в фашистском приветствии. И, что характерно, находит немало сочувствующих и поддерживающих его. В этом можно убедиться, почитав комментарии к его постам.

Но, к счастью, есть и другая точка зрения. В одном случае его, к примеру, назвали вскормленным горбачевской перестройкой олухом, деградировавшим после конца его правления в более примитивное существо.

Возможно, это резкое определение. Но примитивность мышления тут налицо. Ведь в его понимании это и есть политическая борьба за светлые высоты счастья и прогресса, демократических ценностей и повального процветания.

Печально во всем этом то, что точка этих альтернативно мыслящих товарищей мало по малу свое берет. Они, конечно же, могут обидеться на то, что мы их назвали товарищами. Но зато с удовлетворением для себя прочитают, что термин Великая Отечественная в казахстанских официальных источниках уже почти не употребляется. Сейчас в республике практически на всех уровнях война называется исключительно Второй Мировой.

Плохо скрываемый смысл здесь в том, чтобы стереть из памяти высочайший героизм, проявленный в боях, и заставить казахстанцев считать эту войну лишь одной войн, коих в истории человечества происходило немало.

Более того, термин Великая Отечественная, в соответствии с «прогрессивными» мыслями новых патриотов, некоторым из которых удалось пробраться в высокие эшелоны власти, несет в себе негативную идеологическую нагрузку. И поэтому тот факт, что более миллиона жителей Советского Казахстана наравне со всеми сражались в самой кровопролитной войне за всю историю мира не только за свою землю, но и за свободу народов Европы, на официальном уровне упоминается все реже и реже.

Разумеется, не без интересантской помощи извне (в чем такой интерес, хорошо известно) в стране выросли «национальные», а если быть точнее, нацистские кадры. Многие из них по сей день продвигают на иностранные гранты идеи, типа «Казахстан для казахов» и «Все, кто не говорит по-казахски, – чемодан, вокзал, Россия».

При этом Казахстан все еще остается одним из самых многонациональных государств в мире.

Источник: