«ВЭС 24» решил посмотреть на внешнеполитические векторы Казахстана без привычного критицизма, а в рамках модели realpolitik. Рассмотрим в этом разрезе конкретный кейс, а именно открытие специального класса в учебно-образовательном центре НАТО в Казахстане.

Если не запрещено, значит, можно 

Признаться, мы испытали некоторое недоумение из-за вчерашнего торнадо в российских медиа, подхвативших сюжет с открытием миротворческого центра НАТО в Казахстане с участием американского посла Дэниела Розенблюма. Подавалось это как очередная антироссийская сенсация, что говорит о вопиющем невежестве российских журналистов и их слабой информированности, а в конечном итоге, чрезвычайно слабом интересе к региону. Дело в том, что учебный центр под кураторством американцев, декларативно предназначенный для подготовки миротворцев, появился в Казахстане еще тогда, когда многие авторы, бодро рапортовавшие последние пару дней об очередном предательстве Казахстана, пешком под стол ходили. Хронологию вопроса относительно «НАТО в РК» хорошо обозначил телеграм-канал Бараева

«Правильнее это считать неким специальным учебным классом «внутри» открытого еще в 2008 году на базе Военного института Сухопутных войск США первого в Центральноазиатском регионе центра «Партнерство во имя мира» (КАЗЦЕНТ). В 2010 году КАЗЦЕНТ признан Северо-Атлантическим альянсом как 19-ый учебно-образовательный центр НАТО. Смысл существования отдельной натовской «школы миротворцев» в Казахстане заключается именно в создании предпосылок для регулярной организации военных учений. А смысл учений – в создании альтернативы силам ОДКБ (…) Зачем это нужно Казахстану – вопрос к президенту Токаеву. Многовекторность – дело хорошее, конечно, но только до тех пор, пока миротворцы не превращаются в инструмент разжигания региональной войны»

Выходит, никакой сенсации нет. Российские эксперты, грозно пучащие глаза на Казахстан, просто немного не в теме, что республика взаимодействует с НАТО (и довольно плотно) уже больше десятилетия. Чего ж вы раньше-то молчали, голуби? Разумеется, указанный нами факт не делает действия Казахстана менее опасными для России – шутка ли, НАТО в том или ином виде укрепляет позиции со страной, у которой совершенно космическая протяженность границы с Россией. Причем в силу разных обстоятельств (как то: разного рода интеграционные проекты) эта граница абсолютно проницаема, такой, извините, дуршлаг. 

Громы и молнии, которые российские инфлюенсеры щедро кидали в сторону Астаны, выглядят особенно забавно на фоне заверений официальных российских властей в вечной дружбе с Казахстаном и многочисленных поздравлениях с Днем республики. Невольно начинаешь размышлять, а кто в этой ситуации более идиот: журналисты или власти? Ну можно же было как-то согласовать позиции – либо поздравляем, либо бомбим. И то, и другое одновременно делать довольно сложно. 

Мы сейчас поразим российских экспертов в самое сердце, но набор казахов на службу в указанный миротворческий центр (читай: НАТО) осуществляется как минимум с 2015 года. Полистаем пожелтевшие страницы казахстанской прессы восьмилетней давности: 

«На базе Национального университета обороны имени Первого Президента РК – Лидера нации в Астане и учебного центра «Партнерство во имя мира» Военного института Сухопутных войск в Алматы организованы курсы языковой подготовки военнослужащих ВС РК. В настоящее время здесь обучаются 34 человека (в 2015 году – прим. ред.). Курсы проводятся в рамках международной языковой программы IMED и рассчитаны на шесть месяцев. Слушателям, успешно освоившим начальные уровни английского языка, предоставляется возможность продолжения обучения в США. Военный институт языков штата Техас предлагает углубленное изучение английского языка с дифференцированием по военным специальностям»

Неожиданно, да? Возражали тогда российские власти что-нибудь против этого? Нет, не возражали. В чем проблема вообще? Еще раз – все российские официальные лица, включая очень высокие официальные лица, говорят о дружбе и стратегическом партнерстве с РК. Ни Совбез РФ, ни Генштаб РФ, ни МИД РФ – то есть вообще никто ни словом, ни полусловом не заикнулся (и не заикается) о каких-то антироссийских действиях Казахстана. Да, истерят эксперты, журналисты, иногда депутаты, но российские официальные лица на любой шаг Астаны говорят одно – мы друзья! 

Сложилась дикая оппозиция между российским медиасообществом и собственно российскими властями – одни исступленно визжат «НАТО на пороге», другие шлют поздравительные телеграммы Токаеву. Но – здесь очень важно! – все это не проблема Казахстана. Это проблема России. 

Realpolitik в действии 

Казахстан действует в рамках понятной и четкой модели: политика – это искусство возможного

Возможно поддерживать санкции против России, зарабатывая дополнительные очки и бонусы на Западе, не прерывая при этом выгодные торговые отношения с Россией? Оказалось, что возможно, поскольку сами российские власти и не прерывают эти отношения, еще и хвалятся ими

Возможно зажимать русский язык и выгонять российских дипломатов, попробовавших что-то вякнуть против этой практики без опасения получить суровую ноту МИД РФ? Да! Можно! Ничего этот МИД не сделает. 

Возможно, формально входя в ОДКБ (и даже воспользовавшись во время январских волнений помощью этой организации), развивать сотрудничество с НАТО при полном молчании на этот счет России? Возможно, черт возьми! Так почему, собственно, Казахстану не сотрудничать с НАТО, если Россия боится даже пикнуть по этому поводу? Ну правда, почему? Может, Казахстан где-то подписался кровью, что не будет этого делать? Не помним таких автографов. 

Процитируем российского военкора Сладкова, который довольно любопытно описал этот странный тип отношений: 

«Тянутся к сильным. Надо быть сильными. Но с Казахстаном есть закавыка. Едва мы уйдем или перегнем палку, в этой степной стране будет НАТО. 100%. Пардон, НАТО уже в Казахстане. Остается выбрать один из двух вариантов случившегося: 1) Из трех возможных союзников (Россия, Китай, англосаксы), Казахстан выбирает не соседей, а далекую и опасную силу; 2) Либо надеется маневрировать среди всех возможных союзников, тяготея к своей игре. Я не знаю. И вот тут будет неожиданный вывод: в том, что НАТО продолжает, несмотря на СВО, подбираться к нашим границам, никто не виноват. У нас в России - это железно. У нас только отпустишь критику, или предположишь, что кто-то что-то делает не так, во вред Родине - сразу заскрипят. Поэтому в том, что НАТО опять под носом - никто не виноват»

Надеюсь, читатели уловили сарказм Сладкова. «Никто не виноват, само так вышло». НАТО само появилось в Казахстане, потом, глядишь, и военная американская база сама появилась в Казахстане. Как же так, мы были такими друзьями, а они воткнули нам нож в спину – примерно так будут говорить в РФ после жареного петуха, который клюнет. 

А пока не клюнул, видимо. Пока РФ и РК друзяшки, как говорит молодежь в интернетах. А раз не клюнуло, то и посещение посла США офиса фонда Сорос в Казахстане («CAPS Unlock») – это норм. Розенблюм там встретился с журналистами, которые приехали на недельные курсы, проводимые Агентством США по международному развитию (USAID). Обычно там говорят, что США – это хорошо, а Россия – это зло, но ведь Россия не против. Пусть говорят. 

Ну не виноват Казахстан в том, что Россия не в состоянии ни выработать внятную стратегию взаимодействия с соседями, ни предложить им нечто более привлекательное, чем американцы, ни использовать силовые инструменты для «наказания» в значительной степени зависимых от нее стран. Ну не может этого сделать Россия, не умеет, не хочет, кишка тонка – мы не знаем. Не может – и все! Так почему Казахстан должен следовать в кильватере страны, любое испражнение в глаза которой воспринимается в качестве росы? Мы друзья! Ну конечно, друзья! Только не надо стонать по поводу НАТО и тут же отправлять поздравительные телеграммы Токаеву. Вы уж либо трусы наденьте, либо крестик снимите, господа хорошие.

P.S. Вчера в Кремле заявили, что коллеги из Астаны поделятся информацией по поводу открытия Центра миротворческих операций НАТО в Казахстане. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

«Нужно еще собрать более детальную информацию. Миротворческие миссии имеют свою специфику. Военные Казахстана в разных точках мира принимают участие. Мы рассчитываем на то, что от наших друзей из Астаны получим дополнительную информацию», — пояснил Дмитрий Песков.

В октябре 2021 года Россия закрыла свое представительство НАТО, а заодно прекратила работу натовской военной миссии и информационного бюро в Москве. 

Федор Кирсанов

Источник: