Ключевым вопросом в современном и быстро разваливающемся глобальном мире становится возможность обеспечить своей стране финансовый суверенитет. Санкционные войны подорвали авторитет не только Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка, но и всей Бреттон-Вудской системы. Поэтому сегодня многие государства стремятся как диверсифицировать свои валютные корзины, так и максимально переходить на взаиморасчеты в национальных валютах, защищая свою экономику от возможного краха мировой системы, где продолжает бесконтрольно работать американский печатный станок.

Узбекистан сегодня активно работает над созданием собственного финансового зонтика, стремясь к максимальной диверсификации своих внешнеторговых контактов. При этом ключевыми партнерами страны остаются Россия и Китай, которые испытывают санкционное давление Запада. Это стимулирует общее движение на евразийском пространстве к построению новой более справедливой финансовой системы, где не будет диктата доллара.

Прошедшие недавно переговоры в Москве между Ш.Мирзиёевым и В.Путиным продемонстрировали, что Россия и Узбекистан продолжат расширение своего финансового взаимодействия несмотря на западные санкции. Тем более, что РФ удалось создать независимые от Запада финансовые инструменты, которые позволяют наращивать объем переводов в дружественные страны.

"Россия и Узбекистан энергично переходят на национальные валюты в финансовых взаиморасчетах, выстраивают устойчивые каналы кредитно-банковского сотрудничества. Доля рубля, например, в двусторонних коммерческих сделках по итогам прошлого года достигла 47,5% и продолжает расти. К настоящему времени 17 банков Узбекистана подключились к системе передачи финансовых сообщений Банка России", – отметил по итогам переговоров Путин.

Как Узбекистан может обеспечить свою финансовую независимость, есть ли сегодня у Запада инструментарий, чтобы серьезно осложнить ситуацию в экономике страны, и когда произойдет отказ от доллара во внешней торговле, корреспонденту Podrobno.uz рассказал директор Центра исследовательских инициатив Ma'no Бахтиёр Эргашев.

"В первую очередь нам нужно начинать менять экономическую политику, которая сейчас основана на том, чтобы взять как можно больше кредитов и направить их на те или иные проекты. При этом есть такие проекты, которые вызывают серьезную озабоченность у трезвомыслящих людей", – отметил собеседник.

По словам Эргашева, Центр исследовательских инициатив Ma’no в прошлом году проводил большое социологическое исследование в одном из малых городов Узбекистана с населением чуть больше 50 тысяч человек. Внутри этого города было построено за последние три года несколько больших и хорошо сделанных бетонных велосипедных дорожек.

"За две недели проведения исследования в этом городке я и мои сотрудники насчитали трех велосипедистов, которые проехали по этим многокилометровым велосипедным дорожкам. Ради этих трех велосипедистов в этом пятидесятитысячном городе было проложено несколько километров качественных велосипедных дорог. А сколько таких примеров неэффективного расходования средств иностранных кредитов, которые были потрачены на такие малоэффективные и во многом бесполезные проекты? Поэтому главное средство достижения экономического суверенитета – это, конечно же, уход или хотя бы резкое снижение внешних заимствований, снижение долговых обязательств и расслабление долговой петли, которая все туже затягивается на горле узбекской экономики" – заметил Эргашев.

В целом, считает эксперт, сейчас в стране остро стоит вопрос об экономической политике: куда она направлена, почему у нас увеличивается внешний долг, растет дефицит бюджета и получается отрицательное сальдо внешней торговли?

"Эти вопросы нужно решать. Они относятся к экономической политике, которая проводится по лекалам либерал-монетаризма. Все приличные страны начинают отказываться от модели либерал-монетаризма, а Узбекистан увлеченно идет по этому пути и открывается международному капиталу непонятно зачем. У нас, наверное, в целом самые низкие импортные таможенные тарифы в мире, которые никак не защищают отечественного производителя. Очень хорошее и нужное слово "протекционизм" почти исчезло из лексикона узбекских чиновников, которые представляют финансово-экономический блок", – сказал Эргашев.

Собеседник добавил, что экономическая политика Узбекистана сегодня направлена на поддержку торгово-посреднического капитала.

"По большому счету поддерживают только торгашей, которые занимаются тем, что закупают за рубежом на с трудом добываемые валютные средства ту или иную продукцию, привозят и продают по бешеным ценам, делая огромные навары. От этой торгово-посреднической компрадорской буржуазии для экономики Узбекистана никакой пользы нет, но эта политика продолжается. А финансовый суверенитет достигается тогда, когда страна ведет разумную суверенную экономическую политику, основанную на том, что нужно поддерживать производителей, а не на том, чтобы вступать в ВТО, открывать свои рынки, поддерживая торгашей. Нынешний уровень таможенных тарифов на импорт не работает на поддержку национальных производителей. И это надо признать", – подчеркнул он.

Экономический суверенитет, считает эксперт, – это еще и политический суверенитет. Но пока мы зависим от международных финансовых организаций и их кредитов, пока мы ведем экономическую политику, направленную на поддержку компрадорской буржуазии, которая занимается только торгово-посредническими операциями в Узбекистане, а не отечественных производителей, трудно говорить о финансовом и экономическом суверенитете.

Что касается перехода к расчетам в национальных валютах, то этот процесс будет нарастать с каждым годом, добавил Эргашев.

"У Узбекистана с Россией сегодня огромный дисбаланс во внешней торговле. Из почти 10 миллиардов долларов внешнеторгового оборота только чуть больше трех миллиардов приходится на экспорт Узбекистана. Все остальное – это импорт из России. Учитывая то, что РФ всерьез решила дедолларизировать свою внешнюю торговлю, переход на расчеты в рублях будет продолжаться. Сейчас рубль используется более чем в 40% расчетов между двумя странами. Я думаю, эти цифры должны будут вырасти как минимум до 70%. Это показатель импорта из России", – отметил он.

По словам эксперта, когда Узбекистан со своей стороны решится полностью отказаться от долларовой зависимости, то постепенно начнет переводить на расчеты в узбекских сумах оставшиеся 30% в торгового оборота.

"Кстати, такая же картина и по Китаю. Роль юаня во внешней торговле между Ташкентом и Пекином будет только увеличиваться, и тоже достигнет как минимум тех же позиций, которые могут быть достигнуты в узбекско-российской внешней торговле. Опять же, это произойдет, если Узбекистан, действительно, захочет дедолларизировать свою экономику, вплотную заняться обузданием инфляции, снижением внешнего долга и дефицита бюджета. Хотя, должно быть понятно, что снижение доли доллара во внешней торговле и обеспечение роста объемов рубля и юаня во внешней торговле – это не самоцель", – отметил эксперт.

При этом, считает Эргашев, не стоит забывать и о болевых точках, на которые вполне может надавить Запад, стремясь остановить развитие Узбекистана.

"Прежде всего, конечно же, это то, что Узбекистан за последние 5-6 лет серьезно увеличил свои долговые обязательства, набрав большое количество кредитов в международных финансовых организациях. А все международные финансовые организации – Международный валютный фонд, Всемирный банк и другие – как часть Бретонн-Вудской системы находятся под полным контролем Соединенных Штатов и их союзников по Западному блоку", – рассказал собеседник.

Поэтому, добавил он, чем больше долгов у страны, тем больше у западных стран во главе с США возможностей влиять на ее политику. И, конечно же, это главный инструмент воздействия на внешнюю политику и внешнеэкономические связи, направленность торгово-экономических связей Узбекистана с теми или иными странами. Есть знаменитая книга Джона Перкинса "Исповедь экономического убийцы". Она о том, как международные финансовые организации и, в частности, Всемирный банк в 50-60-70-е годы прошлого века душили долговой петлей развивающиеся страны и их экономики.

"Я всегда говорил, что всем чиновникам в Узбекистане нужно прочитать эту книгу и по ней пройти аттестацию. В Академии государственного управления при президенте Узбекистана эта книга должна проходить как отдельный спецкурс. Чтобы каждый чиновник знал, как это опасно брать в долг у международных финансовых организаций, к каким отрицательным последствиям для страны, экономики и народа это может привести", – сказал он.

Вторая болевая точка, на которую США и его союзники и сателлиты могут нажимать, – это вторичные санкции против узбекских банков и предприятий, которые участвуют в системе финансовых переводов между Узбекистаном и Россией, сотрудничают с российскими банками, платежными системами, а также предприятиями и организациями, которые находятся под санкциями.

"Предлоги для запада ввести вторичные санкции против наших банков и предприятий найти очень легко, так как сейчас сотни и тысячи российских предприятий и банков находятся под санкциями. Поэтому, конечно же, наши финансовые учреждения не хотят попадать в этот капкан и ведут очень осторожную политику при взаимодействии с российскими банками и предприятиями", – отметил эксперт.

Источник: