В Нью-Йорке на полях Генеральной сессии ООН 19–20 сентября состоится первый саммит в формате «Центральная Азия – США» («5+1») на уровне глав государств. Это указывает на важность предстоящей встречи, поскольку все предыдущие заседания, начиная с 2015 года, проходили на уровне министров иностранных дел стран региона при участии госсекретаря США. По мнению экспертов, на встрече будет обсуждаться антисанкционная повестка для стран региона и афганский кейс. А также вопросы перехода на зеленую энергетику и строительство атомных станций.

В конце октября – начале ноября 2015 года госсекретарь США Джон Керри совершил первое большое турне по странам Центральной Азии (ЦА), в рамках которого в Самарканде состоялось первое заседание нового формата сотрудничества «5+1» на уровне министров иностранных дел Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Тогда главы МИД подписали «Самаркандскую декларацию», в которой была зафиксирована готовность всех стран-участниц к взаимодействию и кооперации. США продемонстрировали, что не только Россия и Китай могут быть союзниками центральноазиатских правительств.

Со стороны США не было конкретных инициатив и программ в сфере развития региона. Вашингтон не готов был финансировать крупные проекты, заниматься развитием региона и его безопасностью, отдав эти сферы на откуп России и Китаю. Но после начала СВО и ввода санкций против РФ США потребовали их соблюдения и от стран ЦА. И даже предложили помощь в 25 млн долл. в их стремлении диверсифицировать торговые отношения и сократить связи с Россией.

«США будут компенсировать странам – партнерам России убытки из-за санкций. Поскольку все страны региона так или иначе зависят от торговых отношений с Россией, наложенные на РФ санкции бьют и по их экономике», – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе заседания формата «5+1» в Астане 28 февраля 2023 года. На предстоящей встрече на уровне глав государств ЦА и США президент Джозеф Байден поинтересуется, как страны региона соблюдали антироссийские санкции.

«Ключевым на встрече станет вопрос: с кем вы, господа президенты? Предстоит жесткий разговор по поводу того, будут страны ЦА или не будут участвовать в санкционной войне против России», – сказал  директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиер Эргашев. Поскольку, отметил эксперт, позиции у стран ЦА разные, то, например, Киргизия не откажется от реэкспорта товаров даже под угрозой санкции. Обвинения США в том, что республика помогает России их обходить, президент Садыр Жапаров назвал давлением на Бишкек.

Есть позиция Казахстана, который четко заявил, что будет стараться соблюдать все санкционные ограничения, касающиеся России. Однако де-факто все обстоит иначе. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан избрали более спокойную линию поведения, находящуюся где-то посередине между Казахстаном и Киргизией. «США хотят додавить страны ЦА, и эти попытки они не прекратят. В очередной раз политическая целесообразность будет поставлена против экономического прагматизма. Что победит, сказать трудно. Страны ЦА могут согласиться с США, но при этом товарооборот с Россией будет расти», – полагает Эргашев.

По мнению киргизского политолога Дениса Бердакова, повестка антироссийских санкций хоть и наиболее медийная, но вторичная. «Довольно того, что страны ЦА поддерживают санкции США и ЕС на реэкспорт вооружения и его комплектующих. При этом они довольно последовательно отстаивают свои интересы на экспорт собственной продукции в Россию. К тому же наблюдается глубокая интегрированность региона с РФ с точки зрения финансовых платежей, трудовых мигрантов, рынка продовольствия и товаров народного потребления. По этим вопросам страны ЦА довольно четко обозначают свой интерес на подобных встречах. И США идут на существенные уступки, обозначая, что на эти сферы сотрудничества региона с РФ нет смысла накладывать санкции», – написал Бердаков в своем Telegram-канале.

Политолог отметил, что в последние полтора года Центральная Азия значительно подняла свой уровень в глобальной экономике. Например, в 2023 году объем торговли с Турцией достиг 16 млрд долл. С Южной Кореей наблюдается рост до 5 млрд долл. за последние два года (то есть более чем на 100%). Релоцируются 7,5 тыс. средних и крупных предприятий из России, приходят инвестиции Евросоюза (более чем 10 млрд долл. – в промышленность Казахстана и Узбекистана). Регион превратился в логистический и технологический хаб. В ЦА переезжает большое количество производств, причем европейских, в надежде на более дешевые энергоносители, которые будут поступать в том числе и из России (это транспортировка газа в Казахстан и особенно в Узбекистан). «Поэтому сегодня Центральная Азия – важнейший элемент нового Шелкового пути, который идет из Китая в Европу и обратно, из Китая в ЕАЭС, из России в Иран, из Китая на Ближний Восток», – подчеркнул Бердаков.

Второй ключевой вопрос на встрече президентов в Нью-Йорке, по мнению Бахтиера Эргашева, Афганистан. «Через два года после прихода к власти запрещенного в РФ движения «Талибан», когда талибов вынужденно приняли как де-факто действующую власть в Афганистане, ситуация стала меняться. Внешние игроки и соседи Афганистана ищут альтернативную «Талибану» силу, с которой можно было бы работать или по крайней мере оказывать через нее давление на талибов. Такой силой становится Фронт свободы Афганистана (ФСА) отставного генерала Зия Ясина. Потенциал у ФСА гораздо больше, чем у Фронта национального спасения Афганистана (ФНСА) Ахмада Масуда-младшего. Это, безусловно, нервирует талибов. Поскольку в отличие от ФНСА движение генерала Ясина действует на всей афганской территории, а не только в Панджшерском регионе. Кроме того, в ФСА воюют не только таджики, но также пуштуны и узбеки. Большинство из них в прошлом офицеры афганской армии и сотрудники полиции», – отметил эксперт.

Генерал Зия Ясин находился в Ташкенте в те же дни, когда в Узбекистан прибыл шеф Главного управления разведки (ГУР) «Талибана» мулла Абдул Хак Васик для встреч с эмиссарами американской разведки. Представители США использовали это сразу для нескольких важных встреч как с представителем спецслужб «Талибана», так и с лидером антиталибского ФСА. Американцы проявляют растущий интерес к генералу Зие Ясину, поскольку считают его Фронт свободы наиболее сильной группой вооруженной афганской оппозиции.

Эргашев считает, что США также обсудят расширение участия американских институтов или фондов в гуманитарных проектах в странах региона. Не исключено, что будут предложены проекты экономического характера, касающиеся перехода на зеленую энергетику. В частности, в последние полтора года идет обсуждение нескольких таких крупных проектов и участия в них США. Обсуждается модернизация ряда ТЭЦ в Узбекистане. Не исключено, что американцы попытаются перехватить у французов «атомную повестку». Возможно, они предложат свои варианты строительства в Казахстане и в Узбекистане атомных станций.

Денис Бердаков не исключает, что у Центральной Азии есть возможности получить низкопроцентное кредитование на десятки миллиардов долларов на защиту Аральского моря, строительство солнечных и ветровых станций в регионе. «Я думаю, это будет ключевым интересом всех участников «С5+1». По итогам встречи не ожидается каких-то судьбоносных решений», – заключил эксперт.

Виктория Панфилова

Источник: