В середине августа СМИ сообщили о направлении таджикскими властями в ряд крупных российских городов рабочих групп для проверки условий жизни трудовых мигрантов. Причинами этой акции, судя по всему, стали ужесточившиеся проверки соблюдения миграционного режима, вызывающее недовольство самих мигрантов.

Рабочие группы, как сообщило Министерство труда, миграции и занятости населения Таджикистана, были направлены в пять крупных российских городов, где сосредоточено большинство таджикских мигрантов – Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Уфу. Их задачей является ознакомление с условиями жизни трудовых мигрантов и проведение среди них разъяснительной работы. В состав групп включены представители министерств, а сам процесс трудовой миграции, подчеркивается в сообщении ведомства, находится под особым контролем президента Эмомали Рахмона. Ранее Москву посетила министр труда Таджикистана Гулнора Кенджа Хасанзода, обсуждавшая в ходе рабочей встречи с замглавы Минтруда РФ Еленой Мухтияровой вопросы оргнабора граждан республики для работы в России и перспективы открытия представительства паспортно-визовой службы в Душанбе.

Об итогах работы этих групп пока ничего неизвестно. Тем не менее сообщение о них вызвало недоумение целого ряда российских экспертов и изданий – никаких прав проводить какие-либо проверки на территории РФ таджикские власти не имеют, поскольку их юрисдикция на территорию иностранного государства, каким является для них Россия, не распространяется. Максимум, что они могут сделать, – это поговорить с собственными мигрантами об их проблемах, а также попробовать оказать содействие в их решении. Но даже это содействие, как и в случае с любыми иностранным гражданами, должно осуществляться через органы внешних сношений – посольства и консульства. Поэтому какого-либо заметного эффекта от деятельности этих групп для таджикских трудовых мигрантов ожидать не стоит – их положение определяется действующим российским миграционным законодательством, а также существующими в этой сфере межгосударственными соглашениями.

Тем не менее направление в Россию этих групп имеет вполне конкретные цели, которые ориентированы главным образом на внутреннюю таджикскую аудиторию. В условиях заметного обострения миграционных проблем, местами перетекающих в глубокий кризис, силовые структуры РФ на протяжении этого года увеличили число и масштаб проверок соблюдения миграционного законодательства. И это незамедлительно почувствовали на себе трудовые мигранты, которые за время эпидемии COVID-19 успели отвыкнуть от проверок и, более того, необходимости своевременно оформлять разрешительные документы.

Многие же и ранее предпочитали обходиться без них. Следствием этого стало нарастание миграционного кризиса в самых привлекательных для мигрантов регионах, главным образом в Москве, Подмосковье и некоторых других, особенно  в прилегающих к ним областях. В итоге обострение миграционной ситуации стало заметно невооруженным глазом.

За последний месяц МВД провело целую серию мероприятий по проверке законности пребывания мигрантов на территории страны. Особым вниманием ведомства пользуется С.-Петербург, где мигранты из стран СНГ ранее массово регистрировались по нелегальной схеме. Так, в середине августа петербургская полиция провела рейды во Всеволожском районе Ленинградской области, где было выявлено 150 нарушителей законодательства из числа мигрантов. В основном проверки проводились в районе мест скопления таксистов в городах Кудрово и Мурино. А за две недели до этого там же, во Всеволожском районе, были задержаны 200 нелегальных мигрантов. Сотрудники Следственного комитета, полиции и Росгвардии провели обыск в четырех хостелах Красногвардейского района С.-Петербурга, где были задержаны 9 человек, предположительно организовавших регистрацию иностранцев по подложным документам.

В Челябинской области только за первый день операции «Нелегальный мигрант», проводившейся в середине августа, были выявлены 85 нарушителей.

19 мая произошел громкий скандал в Комсомольске-на-Амуре, где в местном техническом университете обучаются таджикские студенты. По версии таджикских СМИ, проводившие проверку российские силовики избили около сотни из них, отобрав телефоны и документы, а шестерых задержали и отпустили только после допроса. Телефоны вернули на следующий день. Администрация вуза на встрече со студентами массовое избиение отрицала, подтвердив, однако, сам факт их конфликта с силовиками. По ее версии четверо студентов из Таджикистана предприняли попытку воспрепятствовать «исполнению правоохранительными органами своих обязанностей», что и стало причиной инцидента. Сама же проверка была связана с арестом таджикского студента, задержанного за финансирование терроризма. Однако в таджикских СМИ инцидент был подан именно как массовое избиение студентов российскими силовиками, о причинах которого ничего не сообщалось.

В Таджикистане увеличение числа проверок соблюдения миграционного законодательства в РФ было воспринято с тревогой. Поскольку в трудовую миграцию вовлечена значительная часть трудоспособного населения республики, ее власти вынуждены на ситуацию реагировать. К тому же сокращение трудовой миграции, усугубляемое падением курса рубля, может иметь и крайне неприятные социально-экономические последствия, вызвав падение уровня жизни и обострение внутриполитической ситуации в стране. Как следствие, таджикские власти вынуждены лавировать между собственным населением, с одной стороны, и Россией – с другой. 15 августа министр иностранных дел республики Сироджиддин Мухриддин в ходе пресс-конференции заявил, что Таджикистан «…не ставит под сомнение правильность действий российских органов», призвав, однако, в ходе проверок обратить внимание на соблюдение базовых прав мигрантов.

Не исключено, что тревогу таджикских властей вызвало заметное сокращение притока трудовых мигрантов, наметившееся в этом году. По данным МВД, в январе-июне на миграционный учет было поставлено 1 млн 281 тыс. граждан РТ, тогда как за тот же период 2022 г. – 2 млн 156 тыс. То есть миграционный приток за это время сократился более чем на 40%. «Чистая» трудовая миграция (те, кто указал в качестве цели прибытия работу) сократилась еще сильнее – с 1 млн 774 тыс. до 963 тыс. чел., или более чем наполовину. Другие виды миграции (учеба, туризм и т. п.) пострадали гораздо меньше. Число оформленных патентов на право ведения трудовой деятельности в России немного увеличилось (с 386,4 до 407,7 тыс.), а действующих – в схожих пропорциях сократилось (с 745,5 до 726,7 тыс.). Учитывая, что патенты оформляют около трети всех прибывающих в Россию из Таджикистана, а также число действительных патентов, общее число таджикских мигрантов в России можно оценить приблизительно в 2,3 млн чел.

Статистика позволяет оценить и число тех выходцев из Таджикистана, кто работает нелегально. За полгода в Россию въехали 1,3 млн чел., из которых почти 1 млн указали в качестве цели прибытия работу, а патенты оформили только 0,4 млн. То есть патенты оформляют около трети всех прибывших в РФ, а из числа указавших в качестве цели въезда работу -  чуть более 40%. Без разрешительных документов, таким образом, в стране могут находиться около полумиллиона выходцев из Таджикистана, въехавших на протяжении января-июня 2023 г.  И это не считая тех, кто при регистрации указал иные цели прибытия, а также въехал ранее. На этом фоне большое число задержанных в ходе проверок полиции таджикских граждан не удивляет.

Особый вопрос – получение российских паспортов, по числу которых Таджикистан является абсолютным лидером не только в Средней Азии, но и СНГ в целом. За полугодие число случаев предоставления выходцам из республики российского гражданства выросло на 17,3% - с 74,2 до 87 тыс. Однако оформляют они его лишь для беспрепятственного въезда, работы, получения детских и прочих социальных пособий. Желанием защищать родину ее новые граждане отнюдь не горят. В середине августа петербургская полиция в ходе двухдневного рейда на юге города выявила более 100 мигрантов с гражданством РФ, которые не состояли на воинском учете и, судя по всему, становиться на него совершенно не спешили.

Несмотря на то, что бывшие таджикистанцы, а ныне граждане России в юрисдикцию таджикских властей уже не входят и объектом внимания в ходе объявленных ими «проверок» служить не могут, все же имеет смысл внести изменения в порядок предоставления гражданства России. Выдавать паспорт военнообязанным иностранцам следует только после их постановки на военный учет, а в случае уклонения от призыва или мобилизации - аннулировать его. Число желающих получить гражданство РФ в результате заметно снизится, а те, кто пройдет военную службу, будут гораздо более адаптированными к жизни в России.

Александр Шустов

Источник: