В СМИ опять появились похоронные марши по газовому союзу – возможному трехстороннему газовому сотрудничеству между Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Скептики указывают на сложности, реалисты уже считают потенциальные прибыли.

Газ есть, а предложения нет

Сначала все растиражировали цитату официального представителя Минэнерго Казахстана Шынгыса Ильясова, которую опубликовало издание zakon.kz:

«Инициатива по формированию трехстороннего сотрудничества между Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Узбекистан в газовой отрасли в ноябре 2022 года озвучена со стороны Российской Федерации. Вместе с тем официальных предложений ни от российской, ни от узбекской сторон не поступало».

Постараемся вникнуть в суть данного, говоря модным политологическим языком, месседжа. Всерьез предполагать, что почти за год с момента, когда российская сторона озвучила свое предложение, Казахстану так и не поступила какая-либо внятная оферта, тем более учитывая встречи и в верхах, и в статусе первых лиц газовых отраслей и энергетических ведомств стран, по меньшей мере наивно. Идет торг, и казахстанская сторона набивает цену, в чем, собственно, нет ничего плохого. Ничего личного – только бизнес. Однако за указанный месседж мгновенно уцепились доброхоты и из казахстанских, и из российских СМИ, привычно начавшие хоронить газовый союз.

Некоторые редакции вбрасывали на вентилятор общий упаднический тезис о том, что «Газпром» уже не тот и вряд ли в полной мере оклемается после потери европейского рынка. Кто-то ссылался на заполненность газовых хранилищ Германии, не уточняя, правда, какое это имеет отношение к газовому союзу. Спору нет, европейский рынок, сам себя наказавший, лишил российского газового гиганта существенных, мягко говоря, доходов. «Газпром» поставлял туда – и за хорошие деньги – около 100 млрд кубов ежегодно. Второго такого рынка для российского газа пока нет, никто с этим и не спорит. Ну так именно поэтому РФ и предлагает объединить усилия производителям и транзитерам голубого топлива из центральноазиатских республик.

Следующим, впрочем, довольно неуклюжим вбросом можно считать попытку столкнуть Россию и Туркменистан на китайской поляне. Дескать, активизация России и в рамках газового союза, и в односторонней газовой торговле с Китаем подрывает интересы Туркменистана в КНР. В Поднебесную идет что-то около 5 млрд кубометров туркменского газа, Россия, если верить статданным, действительно наступает Ашхабаду на пятки с 3,5 млрд кубов. Но, во-первых, кто сказал, что в условиях многополярного мира конкуренция исчезнет как жанр? Напротив, в некоторых случаях она обострится. А во-вторых, Россия неоднократно и вполне прозрачно намекала, что готова говорить по газу со всеми заинтересованными странами в регионе.

Так говорил Путин

Говорилось даже, что теоретически газовый союз может быть расширен. И скорее всего, будет расширен, потому что это, черт возьми, выгодно. И уж наверняка более выгодно, чем пытаться по одному откусывать от жирного китайского пирога – зубы можно сломать. Выгоду понимают и трезвые люди доброй воли Казахстана. Вот что пишет телеграм-канал Бараева:

«Сколько было спекуляций о невозможности участия гордого и суверенного Казахстана в газовом союзе с Россией и Узбекистаном. И вот уже глава казахстанского Минэнерго Алмасадам Саткалиев подсчитывает будущие барыши от транзита российского газа в Узбекистан. Их размер пока неясен, зато известен «разбег» тех объемов газа, которые проследуют в Узбекистан - от 1,5 до 10 млрд кубических метров. Министр уже решил даже, куда потратит эти деньги – на модернизацию газопроводов. Вот с этого бы и начинали. Путин, кстати, так сразу и говорил – выгодно будет всем».

Так Россия именно с этого и начинала – выгода, ребята, причем взаимная. Мы много раз уже писали, что современная Россия далека от империализма равно как великорусского, так и советского. РФ вполне себе капиталистическое государство, предлагающее сделку, только и всего. И она уже принята. Сейчас идет торг и утряска технических деталей. Так что караван идет, кто бы что не лаял.

Федор Кирсанов

Источник: