США ввели экономические меры воздействия в отношении Киргизии за «помощь» России в обходе санкций. В черный список попали четыре компании из КР: ОсОО RM Design and Development (продает электронное и телекоммуникационное оборудование и запчасти), ОсОО «Прогресс Лидер» (якобы осуществила многочисленные поставки российской компании Siaisi (CIC) – фирме, которая в основном занимается электронным и оптическим оборудованием), ЗАО «ГТМЭ Технологии» (поставки товаров в Россию, в том числе высокоприоритетные товары, включенные в дополнительное предупреждение FinCEN-BIS), ОсОО «Карголайн» (поставила в Россию авиатехнику иностранного производства).

«Это меры для дальнейшего выполнения обязательств, взятых лидерами G7 24 февраля и 19 мая 2023 года, где государство принимает меры, чтобы ограничить доступ РФ к продуктам, поддерживающим ее военный потенциал и армию, сократить доходы России от металлургического и горнодобывающего сектора; подорвать ее будущие энергетические возможности, ухудшить доступ к международной финансовой системе и лишить технологий, производимых G7, необходимых для ее технологического, аэрокосмического и оборонного секторов», - говорится в сообщении Министерства финансов США.

Напомним, что информация о вводе вторичных санкций в отношении республики появилась несколько дней назад в Washington Post со ссылкой на американских чиновников. По данным издания, некоторые киргизстанские компании получают прибыль от резкого роста продаж санкционных товаров. «После нескольких месяцев безрезультатных визитов американских и европейских дипломатов в Бишкек администрация Байдена готовит новые экономические меры, чтобы заставить страну прекратить торговлю [с РФ]», – говорится в статье.

Визитеры из Туманного Альбиона

Европейских и американских «партнеров» Киргизии и ранее весьма волновали скачки импорта и уровень реэкспорта среднеазиатской страны, но особо они озаботились этим именно в текущем году. В апреле республику посетил глава директората по санкциям Министерства иностранных дел и международного развития Великобритании Дэвид Рид.  Представители Туманного Альбиона провели ряд консультаций с местными властями и бизнесом по соблюдению санкций, введенных против российского правительства.  Кроме того, Д. Рид встречался с дипломатическими миссиями других государств и представителями международных организаций.

В начале июня в рамках своего регионального турне Бишкек посетил и заместитель министра иностранных дел Великобритании (ответственный за Европу и Центральную Азию) Лео Докерти. Это был первый визит Докерти с 2016 года. Английский политик, как сказано в официальном сообщении, прибыл придать новый импульс двусторонним отношениям Киргизстана и Великобритании, а также обсудить расширение сотрудничества в областях взаимного интереса. В Бишкеке замминистра встретился с руководством Кабинета министров КР и Министерства иностранных дел. Обсуждали двусторонние отношения и партнерство, региональную безопасность, Афганистан и торговлю, возможные визиты в Великобританию киргизских чиновников, а заодно и меры по соблюдению санкций против Российской Федерации.

В мае этого года одна компания из Кыргызстана уже попала под санкции США. Речь идет о Tro.Ya, LLC, которая является поставщиком электронного оборудования для различных отраслей промышленности. Основанием для введения ограничений в отношении компании в Вашингтоне назвали «поддержку военно-оборонного комплекса РФ». Стоит напомнить, что заморозке подверглись и активы Российско-Киргизского фонда развития в Бельгии, которые находятся в западных банках. Власти республики пытаются получить эти деньги обратно, но пока безрезультатно.

На этот раз особое внимание заокеанские «партнеры» уделили недавней новости о задержании в Казахстане партии из 14 китайских дронов DJI Agras T30, которые везли из Киргизии в Россию.

Реакция властей: от гипотез назначения товара до проверок частников

Власти республики незамедлительно отреагировали на грозные сообщения Вашингтона, заявив, что они тут ни при чем. А также пообещали разобраться в сложившейся ситуации.

Как выяснилось, транзит по территории Казахстана летательных аппаратов ОсОО «Инвест Импульс» без разрешительных документов был осуществлен в 2022 году, уточнили в Министерстве экономики и коммерции КР.  «Учитывая, что летательные аппараты имеют широкое применение в сельском хозяйстве, вполне возможно, что компания могла не знать, что товар подпадает под экспортный контроль. Этот случай был единственным нарушением в сфере экспортного контроля, за что компания понесла соответствующие меры ответственности», - прокомментировали ситуацию в ведомстве.

В Минэкономе также добавили, что после весеннего визита представителей США, ЕС и Великобритании для усиления экспортного контроля, в том числе за товарами военного и двойного назначения, в стране был инициирован целый ряд мер для предотвращения их незаконного оборота. Таможенная и налоговая службы республики ведут непрерывный мониторинг товаров через систему электронных счетов-фактур. Кроме того, проводится разъяснительная работа с бизнес-сообществом Киргизстана по предупреждению незаконного ввоза/вывоза товаров, подпадающих под экспортный контроль.

Тем временем Государственный комитет национальной безопасности КР начал расследование деятельности частных компаний, причастных к реэкспорту подсанкционных товаров. «Утвердительно можно говорить, что ни киргизское государство, ни какие-либо госструктуры и компании не причастны к нарушению режима введенных США и западными странами санкционных ограничений по отношению к России. ГКНБ КР допускает возможную причастность к этому частных компаний и фирм, которые в рамках своего бизнеса и производственной деятельности могли быть причастны к нарушениям санкционных ограничений, возможно, и не зная о том, кто фактически может быть конечным потребителем и пользователем поставляемой им продукции. Киргизская Республика и ее государственные структуры строго придерживаются международных норм и правил», - отметили в пресс-службе ГКНБ.

Высказался по этому поводу и глава Кабинета министров Акылбек Жапаров. По его словам, Киргизстан примет меры, чтобы санкционные товары не пересекали границу. «Казахстан не предоставил доказательств, что беспилотники китайского производства поступили из нашей страны. Меры будут приниматься в дальнейшем, чтобы санкционные товары не пересекали нашу границу и не уходили туда, где есть санкции», - заявил он.

Не так страшен черт, как его малюют

Чуть ранее в интервью агентству экономической информации «Прайм» глава Российско-Киргизского фонда развития Артем Новиков заявил, что киргизский бизнес не боится вторичных санкций США, так как поставляет в Россию собственную продукцию. «Наша экономика, производственная деятельность в целом ориентированы на рынки ЕАЭС. Наложение санкций на отечественную компанию – это скорее исключение, чем практика. Отдельные фирмы стараются пользоваться ситуацией, может, это в какой-то степени справедливо. Но большая часть продукции, которая поставляется на рынки России, произведена киргизстанскими компаниями», - отметил глава РКФР.

По его словам, большой объем внутренних инвестиций в КР идет на сельское хозяйство, легкую промышленность, производство строительных материалов и промышленной продукции: «Мы не видим необходимости принимать какие-то меры, которые позволят или не позволят обойти санкции, потому что рынок России сейчас освобождается, и наши компании получают уникальную возможность занять нишу европейских фирм, которые с него уходят. Возьмем, например, легкую промышленность: все швейные цеха в республике обеспечены заказами на полгода вперед и все они работают на рынок России».

Отвечая на вопросы «Ритма Евразии», директор центра экспертных инициатив «Ой Ордо» политолог Игорь Шестаков высказал мнение, что инструменты влияния Запада на Киргизию весьма ограничены, так как у республики нет тесных торгово-экономических связей ни с США, ни с ЕС. А тот факт, что под санкции попали несколько компаний, в глобальном смысле на экономику Киргизии никак не повлияет.

«Я полагаю, что это больше пиар со стороны Госдепартамента, так как газета Washington Post достаточно известная не только в США, но и во всем мире. Здесь сработал вариант «"Большой брат" следит за нами и готов принять жесткие меры, если что-то пойдет не по его сценарию». Но, с другой стороны, если мы посмотрим на визиты представителей Госдепа и Европейского союза в КР, они, как и американские санкции в текущем году, носят абсолютно беспрецедентный характер. Выводы из этих визитов можно сделать такие: все идет в формате дискуссий. По сути дела, наш бизнес, который связан с Россией, делает акцент на швейную отрасль и торговлю овощами и фруктами. Это классические поставки, они играют ключевую роль в товарообороте. Что же касается всего остального, то здесь, скорее всего, предупреждение не столько России, сколько Китаю. Учитывая довольно сложные отношения между Пекином и Вашингтоном, США отправляют посыл Китаю о том, что они отслеживают их технологии и поставки в другие регионы», – уверен эксперт.

По словам И. Шестакова, рекордный товарооборот Киргизии с РФ и КНР, который был зафиксирован в 2022 году, – довольно чувствительная тема для Вашингтона, тем более с учетом политического кризиса, который существует вокруг Тайваня.

«Учитывая противовес товарооборота Киргизии с Россией в 2,6 млрд долларов в 2022 году товарообороту республики с Западом, а это чуть более 200 млн долларов, становится понятно, с кем выгодно торговать и дружить, – отметил политолог. – И тут возникает вопрос: а что еще, кроме санкций, Запад может предложить Киргизстану? Есть небольшие средства, которые идут по линии Всемирного банка на инфраструктурные проекты и поддержание бюджета. И это – все. Но та же Россия готова увеличить финансирование по линии Российско-Киргизского фонда развития. В этой ситуации хотелось бы посмотреть, что, кроме кнута, готов продемонстрировать Запад? Есть ли что-то в виде пряника? Пока этого не видно, тем более в том объеме, который требуется Киргизстану. Наши основные торгово-экономические партнеры — это Китай и Россия. И я не думаю, что введение санкций против КР как-то повлияет на отношения Бишкека с Москвой и Пекином».

Ирина Забнева

Источник: