На минувшей неделе окончательно стало ясно, что Украина не собирается возвращать России долг в 3 млрд долларов. При этом нынешняя власть утверждает, что это — не суверенный долг, а частный, хотя в интервью РИА Новости бывший президент Украины Виктор Янукович объяснил, как возник этот долг, и на что он был потрачен — выплаты пенсий, зарплат, социальных пособий и т.д.

О том, почему на самом деле Украина не хочет возвращать долг и в чем главная причина конфликта украинского президента Петра Порошенко и премьера Арсения Яценюка, мы попросили высказаться российских и украинских экспертов.

Вопрос. В интервью РИА Новости бывший президент Украины Виктор Янукович рассказывает подробности получения российского кредита в размере 3 млрд долларов в декабре 2013 года. Из его пояснений следует, что это суверенный долг Украины. Тем не менее, по словам премьер-министра страны Арсения Яценюка, Украина не собирается возвращать этот долг России. Как вы считаете, в чем причина этого?

Валентин Землянский, директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины:

Довольно сложно искать логику в заявлениях украинского правительства, особенно если это касается вопросов взаимоотношений с РФ, где в качестве лейтмотива выступает война и агрессия, а не экономические резоны. Приведу пример заявлений премьера Яценюка, который накануне зимы говорил о необходимости закупки у "Газпрома" 5 млрд кубометров газа, а потом заявил о том, что Украина пройдет отопительный сезон без российского газа. Буквально несколько дней назад "Нафтогаз Украины" обратился к "Газпрому" с просьбой о предоставлении скидки.

Заявление Натальи Яресько (министр финансов Украины) по этому поводу, скорее всего, связаны как с политической целесообразностью, так и с финансовыми проблемами, которые испытывает правительство, пытаясь скудными кредитными вливаниями удержать на плаву стремительно падающую экономику.

Хочу обратить внимание, что очередной кредитный транш МВФ преподносится как финансовая помощь от западных партнеров. Но любому мало-мальски экономически образованному человеку понятно, что это финансовая кабала для страны, причем на несколько поколений вперед.

Кость Бондаренко, руководитель Фонда "Украинская политика":

Украинское правительство не собирается отдавать долг по кредиту, полученному во времена Януковича по нескольким причинам. И выделить ту, которая была бы доминирующей, сложно.

Во-первых, это политика: сторонники Яценюка попросту не поймут "мягкости" правительства, которое в условиях напряжения между нашими странами отдает несколько миллиардов долларов "агрессору". Поэтому, с точки зрения Яценюка, отдавать деньги России можно будет только в том случае, если будет судебное решение некоего международного арбитража (мол, мы ничего не можем поделать — так решил Запад).

Вторая причина — экономическая: этих денег у правительства попросту нет. Можно было бы согласиться на предложенную российской стороной рассрочку, но тогда вступает в силу политический момент (смотри пункт первый).

Проблема в том, что после получения вердикта международного арбитража Украина не сможет рассчитывать на рассрочку — скорее всего, ее заставят отдавать всё и сразу. Но это уже будет проблема следующего правительства, а Яценюк непременно сделает ряд заявлений с критикой своих преемников и "соглашательской политики" Порошенко.

Владимир Корнилов, директор Центра евразийских исследований:

Нынешний украинский режим этот долг не собирается возвращать ни при каких условиях. Даже если бы у Киева были сейчас деньги, он делал бы все, чтобы долги не отдавать. А поскольку денег нет, и не предвидится, то можно сказать, что в данном случае работают и финансовый, и политический факторы, помноженные на природную некомпетентность и вороватость нынешней власти.

Родион Тунинский, исполнительный директор Ассоциации "Центр исследования экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы":

Надо признать, в своём лицемерии Яценюк и его правительство последовательны. Практически год с завидным упорством они придерживаются теории, которую сами выдумали и в которую, кроме них, никто не верит.

Причин столь упорного отказа в признании легитимности кредита несколько. Платить России — значит платить всем остальным. Признавать долг перед Россией — значит создавать снежный ком, который снесёт дышащую на ладан украинскую экономику. Яценюк живёт лишь одним критерием — "если можно не платить — не будем".

Нынешнее правительство работает по принципу маркизы де Помпадур — "после нас хоть потоп".

Международные институты, визированные договора, судебные последствия такого решения даже не вторичны, их просто нет на чаше весов. И России надо это учитывать при оценке рисков. На возврате долга цивилизованным путём можно поставить крест. Язык дипломатии не работает и не сработает. Боюсь прогнозировать, но думаю, и международное право в этом вопросе будет избирательно, и не в пользу России.

России нужно ждать перемен политической системы в Киеве, когда в правительство придут люди, отвечающие за свои слова и тем более поступки.

Вопрос: Говоря о сегодняшней ситуации на Украине, Виктор Янукович объясняет разногласия, возникшие между президентом Порошенко и премьером Яценюком тем, что это совершенно разные люди, имеющие разные цели — и личные и общественные: "Порошенко пришел уже богатым, а Яценюк только хочет им быть. Поэтому у них конфликт интересов огромный". Согласны ли вы с этим? Как вы оцениваете деятельность кабинета министров и его главы за год после начала реформ (с 11 декабря 2014 года, когда Верховная рада утвердила программу правительства Яценюка)?

Валентин Землянский:

Конфликт между Порошенко и Яценюком был неизбежен по нескольким причинам. Как верно говорит бывший президент Украины Виктор Янукович, прежде всего они являются представителями разных финансово-промышленных групп, как внутри Украины, так и вне ее.

Соответственно, все лоббистские усилия первых лиц государства имеют разнонаправленный характер и ведут к усугублению ситуации в экономике. При этом я бы не разделял ответственность правительства и президента, поскольку они в равной степени несут ответственность за происходящее в экономике.

Под лозунгами реформ и деолигархизации были проведены абсолютно убийственные для экономики Украины решения, которые буду иметь долгосрочные негативные последствия. Прежде всего, речь идет о потере рынков стран СНГ, и, главным образом, — российского рынка, который являлся основным для украинских промышленных предприятий высокого уровня передела конечной продукции. Вступление в силу Договора об Ассоциации с ЕС только усугубит эту ситуацию.

О правительстве. Реформ нет, зато есть неподъемные тарифы для населения, которые абсолютно не соответствуют доходам украинцев и ведут к дальнейшему обнищанию 2/3 населения.

Ни один из макропоказателей не свидетельствует о том, что экономика Украины достигла дна, и можно ожидать роста, поскольку просто-напросто отсутствуют институциональные изменения, необходимые для возрождения экономики, а старый уклад практически разрушен.

Кость Бондаренко:

С оценкой Януковича о том, что Яценюк и Порошенко — разные люди, можно согласиться.

Порошенко — выходец из бизнес-среды, создавший крупнейшую промышленно-финансовую группу Украины и демонстрирующий бизнес-подходы в управлении страной.

Яценюк — ярко выраженный популист с мышлением карьериста, человек, коллекционирующий должности, ни на одной из которых (и.о. главы Национального банка, министр экономики Крыма, министр экономики Украины, министр иностранных дел, спикер парламента, премьер-министр), он не оставил заметных следов, а на многих из них вообще работал по несколько месяцев.

Яценюку не хватает опыта и понимания управления крупными корпорациями — будь то компания или государство. Именно поэтому отсутствие опыта он пытается компенсировать откровенно популистскими действиями и заявлениями.

Подсознательно Яценюк все это понимает и боится не столько Порошенко (с которым в последнее время худо-бедно удалось найти взаимопонимание), сколько другого яркого популиста — Саакашвили. Именно между Саакашвили и Яценюком в последнее время ведется наиболее жесткая борьба.

Что же касается правительства — как говорится, не стоит стрелять в пианистов. Они играют, как умеют. К слову, играют они прескверно, но их главная цель — не результат, а имитация игры.

Владимир Корнилов:

Да дело тут не в разногласиях между Порошенко и Яценюком. Пришли к власти временщики, которые прекрасно знают, кто они такие. Поэтому их цель — украсть как можно больше, пока есть такая возможность. Но на дворе кризис, война, спровоцированная ими же, безденежье, разруха. Соответственно, "пряников не хватает на всех".

Отсюда — грызня, которая велась бы между любым президентом и премьером, какие бы фамилии ни значились напротив этих должностей. К тому же период "во всем виноват Янукович" закончился, период "во всем виноват Путин" уже приелся обывателю, теперь надо срочно искать нового козла отпущения. Яценюк — самая удачная кандидатура для этого, с точки зрения Порошенко и его свиты.

Родион Тунинский:

Яценюк и Порошенко все-таки игроки одной команды. И цель у них одна — максимальное обогащение за счёт внешних и внутренних ресурсов страны.

Думаю, между ними существует пакт о ненападении, в котором прописаны допустимые риски, где поделены сферы обогащения и даже прописаны суммы. Публичная порка и критика в СМИ — для населения, международных кредитных институтов, стандартная технология предвыборных кампаний.

Как можно оценивать работу кабинета министров в стране, где культивируется образ врага-соседа, где не выполняются финансовые обязательства перед кредиторами, где ежедневно гибнут граждане твоей страны?

Захар Виноградов, РИА Новости

14.12.2015

Источник: РИА Новости

Неделя до дефолта. Чем грозит Украине отказ от выплаты долга России

20 декабря 2015 года войдет в историю Украины так же, как в историю России вошло 17 августа 1998 года. Дефолт — штука неприятная и для должника, и для кредитора. Должник надолго лишается доступа к внешнему финансированию. Кредитор теряет деньги. В этом смысле Россия и Украина — близнецы-братья. Разница только в том, что отказ Киева платить по долгам будет не столько экономическим, сколько политическим.

Гуляй-поле

Ситуация с украинским государственным долгом России находится в системе координат, описанной в афоризме, принадлежащем Нестору Махно: «Деньги не пахнут, а власть не краснеет». Попытки правительства Украины распространить на выкупленные Россией украинские евробонды условия, выторгованные у частных кредиторов, выглядят именно таким образом. И речь не только о том, что Киев требует от Москвы списать 20 процентов из выданных в свое время 3 миллиардов долларов.

«Мы готовимся к любым вариантам. Мы чувствуем в этом вопросе сильное давление со стороны народа, который выступает против возвращения этого долга», — заявила министр финансов страны Наталья Яресько. Против чего там выступает украинский народ, доподлинно неизвестно. Социологические исследования не проводились. Зато по данным опроса, проведенного Международным фондом избирательных систем (IFES) совместно с американским Агентством по международному развитию (USAID), только 11 процентов граждан Украины считают большой проблемой для своей страны выплату внешнего долга. Куда больше их беспокоит коррупция (53 процента опрошенных), инфляция (56 процентов), бедность и безработица (42 и 35 процентов соответственно). Опрос проводился еще в сентябре в 12 регионах страны, и респондентам предлагали выбрать сразу несколько вариантов ответов.

Российское предложение Украине о реструктуризации долга в Киеве даже не обсуждалось. Оно, напомним, заключалось в том, чтобы позволить Киеву погасить долг не сейчас, а позже, с рассрочкой на 3 года. Единственное условие — гарантии выплат со стороны Евросоюза и США. Однако их Москве никто не предоставил.

Вместо этого Еврокомиссия устами своего постпреда в Москве Вигаудаса Ушацкаса посоветовала российскому правительству списать долг Украине как хорошему другу. «Я лично думаю, что это было бы также проявление доброй воли со стороны России — идти по пути, показанному Европейским союзом и США через Международный валютный фонд», — заявил дипломат.

Всем прощаю

То, что для Украины выплата или невыплата долга — вопрос политический, доказывает отношение к этому политического истеблишмента страны. «Мы должны поставить четкие условия, при которых заемные деньги будут возвращены. Во-первых, вывод войск из Донбасса, во-вторых, возвращение Крыма», — говорит председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак. «Министр финансов Украины Наталья Яресько заявила о готовности к любым вариантам в вопросе "долга Януковича" России на 3 миллиарда долларов. Перевожу специально для Москвы на понятный им русский язык. Пугать бесполезно. Мы ваши угрозы дефолта имели в виду. Либо соглашаетесь на украинские условия, либо будете получать эти деньги с самого Януковича. В общем, "мы готовы к любым вариантам"», — ерничает другой украинский политолог Кирилл Сазонов.

Агрессивность таких комментариев объясняется просто. Оптимизм в украинских «экспертов» вселило решение Международного валютного фонда продолжать кредитовать Украину даже в случае дефолта. Для этого МВФ пришлось пойти на беспрецедентный шаг — изменить основные принципы своей работы. Это решение Совет директоров МВФ утвердил 8 декабря. Проблема в том, что возможное прекращение сотрудничества Фонда с Украиной было не единственной и не самой большой опасностью для Киева.

Куда более масштабным представляется риск кросс-дефолта. Отказавшись платить по одним своим обязательствам, Украина может столкнуться с предъявлением к досрочному погашению всех своих бумаг. Именно в такой ситуации, напомним, в свое время оказалась Аргентина, которая в 2001 году просрочила платеж по выпуску облигаций на 2 миллиарда долларов. Сразу после этого кредиторы предъявили все выпуски аргентинских облигаций с гораздо более поздними сроками погашения. В результате дефолт пришлось объявить по 100-миллиардному долгу. У Аргентины кредитный рейтинг до сих пор низкий.

В настоящий момент внешний долг Украины составляет 122 процента ее ВВП. Только с января по июнь этого года он увеличился на 700 миллионов долларов и достиг 127 миллиардов. По абсолютной величине суверенная задолженность Киева сравнима с советской, на момент распада СССР. Это данные Национального банка Украины. Дефолт на национальном уровне может привести к отказу иностранных кредиторов финансировать и коммерческие организации. Их внешний долг — 59 миллиардов долларов. Причем украинские хозяйствующие субъекты уже имеют просроченную задолженность по своим облигациям на сумму 1,1 миллиарда долларов.

Более того, даже те кредиторы, которые уже подписали с правительством страны соглашение о списании 20 процентов ее задолженности, могут его дезавуировать. Тем более что не все из них удовлетворены оговоренными условиями.

Рост в кабалу

Еще в сентябре часть держателей украинских облигаций на 18 миллиардов долларов выступила за пересмотр условий реструктуризации. В обмен на списание 20 процентов тела долга и отсрочку погашения облигаций кредиторы должны были получить пакеты специально выпущенных ценных бумаг VRI (Value Recovery Instrument). По ним в будущем будет выплачиваться компенсация, размер которой зависит от уровня экономического роста Украины после 2020 года. Недовольство вызвал порядок распределения VRI, ущемляющий, как полагают некоторые кредиторы, интересы владельцев украинских облигаций со сроком погашения в 2015 году.

«Предполагается, что все держатели облигаций получат одинаковые пакеты новых бумаг. Наши клиенты считают такой подход несправедливым, так как для облигаций с погашением в 2015 году отсрочка может составить более восьми лет, в то время как для других облигаций она составит лишь около полугода», — говорится в сообщении компании Shearman & Sterling. Просрочка платежа по российским бумагам может послужить новым юридическим основанием для пересмотра уже подписанных Украиной соглашений с частными кредиторами.

Именно эта опция, позволяющая кредиторам требовать от Украины дополнительных выплат, если ее экономический рост после 2020 года превысит 4 процента годовых, теперь выступает основным камнем преткновения между правительством Арсения Яценюка и его оппонентами. Логика Киева весьма оригинальна. Получается, что размер компенсации окажется менее 3,6 миллиарда долларов. Другими словами, либо правительство страны само не верит, что ему удастся добиться экономического роста через пять лет, либо перекладывает эту проблему на других, предпочитая решать текущие задачи за счет других поколений. Ведь платить такую компенсацию придется аж до 2040 года.

И последнее. Некоторые эксперты полагают, что Украина может опротестовать евробонды, купленные РФ, как коррупционные и добиться от России их списания. А самому кредитору предложить выставить счет экс-руководству страны. Однако, это не так. Дело в том, что обязательства по евробондам не попадают под регресс. И выстроить вторичные требования по ним нельзя. Другими словами, по действующим нормам Украине придется сначала выплатить долг, и потом доказывать в суде, что сделка была коррупционной, а не наоборот. И изменить это правило, как это произошло в случае с МВФ, западные партнеры Киева не смогут. Это будет означать слишком серьезное перекраивание рынка с оборотом в триллионы долларов. А значит у Украины есть только одна возможность не заплатить — договориться с Москвой. Иначе никак.

Константин Угодников

14.12.2015

Источник: Lenta.ru

 

Тем временем:

Правительство Украины увеличило зарплату Яценюка на 25%

Должностной оклад премьер-министра Украины Арсения Яценюка повышен на 25%. Об этом со ссылкой на соответствующее постановление украинского правительства, сообщает телеканал "112 Украина".

"В пределах расходов на оплату труда, утвержденных в сметах органов исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратуры и других органов, за счет выплат, связанных с индексацией, надбавок, доплат, премий повышаются на 25% должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих", — говорится в документе.

Так, повышение на 25% касается премьер-министра, руководителя и заместителя руководителя аппарата Верховной рады Украины, работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов, работников Координационного центра обеспечение взаимодействия с Кабинетом министров Украины, руководителей Верховной рады и "Совета министров Автономной Республики Крым" (Власти страны по-прежнему считают полуостров своим — прим. "Росбалта"), членов Высшего совета юстиции и членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины, уполномоченного Верховной рады Украины по правам человека, председателя, заместителей председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии.

Отмечается, что должностной оклад премьера составляет двадцать минимальных заработных плат (с сентября это 1378 грн или 4042 руб.) Данное постановление вступает в силу со дня его опубликования и применяется с 1 декабря 2015 года.

14.12.2015

Источник: rosbalt.ru