Как сообщалось накануне, в Кувейте арестован эмиссар «Исламского государства» (ИГ) гражданин Ливана Усама Мухаммед Саид Хайят, показавший на допросе, что он совершал сделки по покупке оружия на Украине и отправлял его в Сирию через Турцию. Факт показаний официально подтвердило Министерство внутренних дел Кувейта. 

Украина не раз была замешана в контрабандной торговле оружием, причем, если вспомнить поставки бешеному Саакашвили зенитно-ракетного комплекса «Бук-1М», не только лёгким оружием.

С приходом к власти Порошенко о торговле оружием заговорили уже открыто, причем тень падала на Авакова и Геращенко. Полгода назад стало известно, что объединение «Форт» (хозяин - генерал Писаренко), входящее в систему МВД, занимается покупкой зенитных установок ЗУ-23-2 у польской компании Level 11. Дела обстряпывались через подставную фирму, оформленную на Кипре на имя некого Василия Бабицкого. Куда уходили зенитки уже с территории Украины, не знал никто. Дело было предано огласке, но на Украине огласка никого не волнует, и дело замяли.

Следующий скандал был связан с Арсением Яценюком, Арсеном Аваковым и Игорем Балутой, через которого оружие уходило боевикам в Сирии. 

Все предыдущие скандалы, однако, вспыхивали на основе информации, добытой «КиберБеркутом». Теперь же показания дал сам участник сделки, а сняли показания правоохранители иностранного государства, и сведения об этом тут же распространили мировые информационные агентства. 

Пока известно, что боевики ИГ закупали китайские ПЗРК FN6. Этот 16-килограммовый и полутораметровый комплекс («Хуньин 6», или «Летающий лук») относится к ПЗРК третьего поколения с тепловой самонаводящейся головкой твердотопливной ракеты с зоной поражения по высоте до 3,5 км. Китай поставляет такие комплексы в Перу, Пакистан, Малайзию, Камбоджу, Судан. В зоне контроля ИГ эти комплексы были замечены еще полгода назад, но в небольших количествах, и пути их транзита были неизвестны. Теперь ясности больше.

Схема группы Усмана Хайята была проста. Группа закупала небольшие партии ПЗРК в Китае через покупателя с Украины, дабы не нервировать китайскую контрразведку. Комплексы доставлялись на Украину, затем уходили в Турцию, а оттуда уже непосредственно заказчику.

Пока Киев угрюмо молчит. Однако мало кто сомневается, что порошенковская Украина то ли в силу полной подконтрольности послу США Пайетту, то ли в силу собственной патологии поддерживает «Исламское государство».

Основания такой поддержки просты. Если это Пайетт, то после активных и успешных действий российской авиации в Сирии перед ним могла быть поставлена задача организовать поставки ПЗРК группировкам ИГ без «хвостов» США. Для такого дела карманный Порошенко очень подходит. А тех, у кого налажены контакты с ИГ, у бандеровцев хоть отбавляй. Это и базирующийся под Херсоном батальон «Крым», собранный Мустафой Джемилёвым, и находящиеся под Марьинкой чеченско-азербайджанские батальоны имени Джохара Дудаева и имени шейха Мансура.

Первым командует Адам Осмаев, вторым Муслим Чебелоевский. В окружении этих «амиров» есть личности, известные в террористическом подполье. Это и бывший замминистра обороны Азебайджана Иса Садыгов, и бывший командир мусульманского батальона в Карабахе Нуреддин Исмаилов. На территории Украины этими лицами совершены военные преступления при поддержке и финансировании украинских властей. Курируют работу с исламистами командир 8 роты Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор» Андрей Гергерт (позывной «Червень») и командир управления «Правого сектора» по взаимодействиям с ВСУ и государственными структурами Андрей Шараскин (позывной «Богема»). Их фотографии в окружении исламистов и грузин в большом количестве гуляют по социальным сетям.

Всё это даёт основания утверждать, что украинские власти прямо поддерживают структуры, союзные «Исламскому государству», и не препятствуют поставкам в зону конфликта в Сирии не только боевиков, но теперь уже и оружия.

Примечательно, что порошенковские СМИ и официоз практически замалчивают скандал. Министерство обороны Украины пока назвало обвинения безосновательными, заявив, что «Украина не производила и не осуществляла закупку ПЗРК FN-6 китайского производства, а также не предоставляла транзита для их перемещения. Кроме того, ЗРК FN-6 не находятся и никогда не находились на вооружении Вооруженных Сил и других военных формирований Украины». То есть МО и ВСУ сбросили с себя ответственность, хотя как раз их никто не обвинял. 

Здесь могут быть замешаны как частные исполнители, так и государственные структуры, учитывая, например, зависимость СБУ от спецслужб США. О степени этой зависимости говорит, в частности, визит руководителя СБУ Василия Грицака в штаб квартиру НАТО, где он «информировал профильные структуры НАТО». Как знать, может, от этих «профильных структур» и поступали просьбы прикрывать торговлю ПЗРК, переправляемых в Сирию.

Так или иначе, маски сорваны и Киеву придется держать ответ. Далеко не ясная ещё во всех своих деталях причастность Украины к скандалу с поддержкой терроризма может привести к совершенно неожиданным результатам. Не исключая превентивных антитеррористических мер.

Андрей Уваров

21.11.2015

Источник: Фонд стратегической культуры

Украина поддержала ИГИЛ огнем. Как Киев получил китайские средства ПВО и смог поставить их в Сирию

Ливанец Усама Хаят, арестованный в Кувейте по подозрению в оказании поддержки «Исламскому государству» , признался, что покупал оружие и заключал сделки по приобретению на Украине китайских переносных зенитно-ракетных комплексов FN6. Об этом 20 ноября сообщило Associated Press со ссылкой на кувейтское МВД.

Хаят признался, что это оружие перебрасывалось исламистам в Сирию через территорию Турции. По его словам, он также помогал «Исламскому государству» привлекать боевиков и собирать деньги, которые отправлялись на банковские счета в Турции, имеющие отношение к ИГ. Полиция также уточнила функции остальных задержанных. Из трех сирийцев один занимался торговлей оружием, а другой ведал финансами и связью. Кувейтец отвечал за логистическую поддержку.

Однако Киев, как и следует в таких щекотливых ситуациях, оперативно открестился от неожиданного признания арестованного ливанца. Официальный представитель Министерства обороны Украины Виктория Кушнир заявила, что ее ведомство не располагает сведениями о закупках оружия боевиками.

— Мы не можем продавать или перепродавать, или совершать какие-либо сделки касательно оружия. Мы не являемся субъектом хозяйственной деятельности, и на вооружении у нас такого оружия нет, — сообщила Кушнир.

Отметим, что воровством и процветающей коррупцией на Украине, конечно, давно никого не удивишь, но масштабы махинаций в оборонной сфере там поражают воображение. Тем более что на первых порах торговать было чем: военное наследие СССР сделало Украину одним из ведущих экспортеров оружия в мире. Так, с 2007 по 2011 год Украина продала вооружений на сумму более 2,4 миллиарда долларов. А по результатам 2012 года вообще заняла 4-е место в рейтинге мировых экспортеров оружия. Учтем, что перечислены только официально оформленные контракты. А сколько «заработано» на контрабанде?

Чего только стоит история с продажей Ираку в обход санкций ООН радарных комплексов «Кольчуга», способных на большом расстоянии обнаруживать летательные аппараты, в том числе и американские самолеты-невидимки нового образца? Как можно судить из скандальных записей, обнародованных бывшим майором Госохраны Николаем Мельниченко, добро на эту сделку тогдашний председатель «Укрспецэкспорта» Валерий Малев получил напрямую от президента Леонида Кучмы.

Но казалось бы, ситуация с FN6 несколько другая — речь идет о продаже оружия террористам. Однако обратим внимание на то, что недавно Служба безопасности Украины официально подтвердила информацию о том, что боевики «Исламского государства» и других группировок фактически используют страну как перевалочную базу — там террористы отдыхают и занимаются подделкой документов (читайте об этом в материале «Джихад идет в Донбасс?»). Ранее в сети было распространена информация о том, что боевики с Ближнего Востока через Турцию и Румынию перебрасываются на Украину: «морским путем либо до Одессы, либо до Николаева, а оттуда уже на наземном транспорте или пешим маршем». Тогда эту информацию мало кто воспринял всерьез, а в украинских СМИ сообщение вызвало откровенные насмешки.

Но если сценарий продажи Киевом оружия исламистам не кажется фантастическим, то возникает другой вопрос: как современные ПЗРК HongYing 6 («Хунъин-6» или HY-6, экспортное обозначение «Фейну-6» или FN-6), которые Китай впервые представил на публике в 2000 году, оказались на Украине?

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий, специалист по китайскому ВПК Василий Кашин уверен: Киев никогда не закупал у Пекина ПЗРК FN6.

— Я не слышал, чтобы на Украину они поставлялись даже неофициально. Украина участвовала в каких-то китайских работах по созданию новых типов ПЗРК и ракет малой дальности класса «воздух-воздух», а именно — по головкам самонаведения. Гипотетически у украинцев могли оказаться какие-то опытные образцы.

Думаю, возможен только один вариант, при котором китайские FN6 могли очутиться на Украине: если страна служила перевалочной базой для их доставки в Сирию из еще каких-то государств, ведь этот комплекс китайцы поставляли многим.

Отмечу, что ПЗРК FN6 уже применялись в сирийской войне, причем довольно часто. Но, насколько мне известно, они в САР попадали из арсеналов различных арабских государств, которые до этого закупали данные комплексы. Кстати, это довольно современные и эффективные ПЗРК, которые производит Шанхайская академия космических технологий.

— Не секрет, что Украина может продать все что угодно и кому угодно из того, что у нее есть, — говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — После распада СССР страна получила огромную армию — три очень сильных военных округа второго стратегического эшелона и три воздушные армии, которые были оснащены огромным количеством современной боевой техники. Но быстрая распродажа советского наследства сделала свое дело… И можно не сомневаться, что украинцы совершенно не раздумывая продадут вооружение и «Исламскому государству». Но что касается FN6, то этим ПЗРК (как и вообще иностранным комплексам) физически неоткуда взяться — ни FIM-92 Stinger, ни Blowpipe, ни FN6 там никогда не было.

То есть это «признание» ливанского террориста сильно смахивает на фейк, если только не предположить, что китайцы ПЗРК перепродают в Сирию через третьи руки. Но в этом качестве им гораздо проще использовать Саудовскую Аравию, потому что Китай тоже без проблем продаст все что угодно и кому угодно. Но только какой смысл привязывать к схеме Украину? Повторю, через Саудовскую Аравию или тот же Катар гораздо проще это сделать. В конце концов, китайцы могли продать ПЗРК напрямую через Турцию. Исламисты же могли купить ПЗРК у любых суннитских стран. Я не говорю о том, что саудиты и катарцы и так им поставляют ПЗРК с ливанских и других складов. Украина в этом смысле — просто лишнее звено.

«СП»: — А могли китайцы продать украинцам ПЗРК для войны в Донбассе?

— Теоретически могли — не надо строить «союзнических» иллюзий в отношении РФ, но смысла в этом нет. Зачем для той войны китайские ПЗРК, если, во-первых, у ополчения нет авиации, во-вторых, у украинцев этих самых ПЗРК, правда, советских, и без того хватает на складах.

Заместитель директора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев считает, что использование Украины в качестве перевалочного пункта для дальнейшей транспортировки ПЗРК и другого вооружения в Сирию — довольно сложная и неоправданная схема.

— В то же время на Украине по известным причинам сейчас гуляет огромное количество иностранного и советского оружия, хватает его и на складах. А в связи с позицией украинских властей по поводу действий ВС РФ в Сирии (по словам главы комитета Госдумы РФ по международным делам Алексея Пушкова, операцию российской боевой авиации в Сирии осудила «странная коалиция» из Украины и Саудовской Аравии), не удивлюсь, если выяснится, что Киев продает исламистам стрелковое оружие и боеприпасы, РПГ и ПТРК. Но, конечно, это трудно доказать.

21.11.2015

Источник: svpressa.ru