Покушение на украинского генпрокурора не было раскрыто по горячим следам и вряд ли будет раскрыто вообще, потому что на самом деле эти выстрелы – предупреждение президенту Петру Порошенко, считает Захар Виноградов.

10 ноября, впервые за неделю, прошедшую после покушения на генпрокурора Украины Виктора Шокина, появились некоторые новые подробности этого преступления.

Напомню: вечером 2 ноября, во время совещания, по окнам кабинета руководителя ведомства Виктора Шокина неизвестный произвел три выстрела. Бронированные стекла в кабинете пошли "паутиной". Этим, собственно, дело и закончилось.

Между угрозой и покушением

Во вторник, 10 ноября, военный прокурор Украины Анатолий Матиос заявил: "Непосредственно расследование дела проводит следственное управление СБУ, процессуальное руководство осуществляет другое подразделение Генпрокуратуры, не Военная прокуратура".

Матиос заверил журналистов, что попытка покушения на генпрокурора 2 ноября действительно имела место. То есть, по его мнению, это не было инсценировкой.

Но так ли это?

В понедельник, 9 ноября, из краткосрочного отпуска вышел сам генпрокурор. В такой же краткосрочный отпуск Виктор Шокин уходил только в июле, как раз после того, как в Генпрокуратуре было обнаружен подброшенный туда наган. Тогда сам Шокин выдвинул ряд версий, объясняющих появление нагана.

Полагаю, что между подброшенным в июле наганом и выстрелами 2 ноября есть связь. Сначала было найдено оружие, потом произведены выстрелы. Поэтому небесполезно вспомнить, что произошло 21 июля, когда генпрокурор впервые заявил об угрозе его жизни.

Старый наган как послание генпрокурору

Утром 21 июля 2015 года в приемной Генпрокуратуры сотрудники Управления государственной охраны Украины обнаружили наган 1933 года выпуска.

"Это оружие было обнаружено в специально приспособленном месте, а именно — в приемной, в кабинете, где проводится прием граждан", — сказал тогда журналистам замгенпрокурора Олег Залиско.

Тогда же генпрокурор Шокин на брифинге заявил: "К сожалению, в связи с тем, что я стал на путь борьбы с коррупцией на всех направлениях без исключения, я мешаю многим добывать незаконно янтарь, песок, мешаю другим незаконным сделкам. Поэтому у меня есть основания считать, что меня хотят уничтожить и физически".

В этом происшествии с подброшенным наганом сразу обнаружилось несколько странностей.

Если кто-то хотел выстрелить в генпрокурора, зачем он спрятал оружие в приемной, которую регулярно проверяют сотрудники Управления государственной охраны?

Почему кто-то вообще решил воспользоваться наганом, которому к этому моменту было 82 года? Учитывая обилие почти свободно продающегося сейчас на Украине оружия, можно было подобрать что-то более надежное.

Нелогично было и планировать покушение в приемной Генпрокуратуры, где генпрокурор бывает довольно редко и всегда в сопровождении охраны.

Янтарная мафия

В июле Шокин говорил, что его жизни угрожали прежде всего потому, что он "мешает многим незаконно добывать песок и янтарь".

Действительно в Ровенской, Житомирской и Волынской областях Украины идет массовая незаконная добыча янтаря. В этом промысле задействованы несколько тысяч местных жителей, разрабатывающих месторождения при помощи примитивного оборудования. Как заявлял президент Петр Порошенко, Украина ежедневно теряет на этом от 5 до 8 млн гривен. В год — больше 2 млрд гривен. Общие запасы янтаря составляют, по оценкам геологов, 1500 тонн, а незаконно добывается около 30 тонн в год. То есть продолжаться такими темпами добыча может еще лет 50.

В июне тогдашний глава СБУ Валентин Наливайченко подал президенту проект указа на увольнение руководства спецслужбы в Ровенской области. Он указывал на факты коррупции в региональном подразделении, в частности, в связи с незаконной добычей янтаря.

Спустя несколько дней после разговора с главой СБУ, 3 июля, Порошенко дал силовикам срок в две недели на пресечение незаконной добычи янтаря, которая шла при попустительстве силовиков и составляла, по словам президента, 90% от общего объема добычи.

СБУ и МВД задержали несколько старателей и перевозчиков. И 15 июля Порошенко заявил, что незаконная добыча янтаря прекратилась.

Однако уже 21 июля, по утверждению Шокина, именно из-за янтаря его "хотели уничтожить физически". А еще десять дней спустя, в ночь на 31 июля, во Львовской области пограничники в очередной раз задержали автомобили со 150 килограммами необработанного камня. По неофициальным данным, янтарный бизнес продолжается до сих пор.

Руководитель СБУ Валентин Наливайченко указом президента был отстранен от должности 18 июня, через три дня после "янтарного доклада", после чего перешел в жесткую оппозицию к власти. Ни одного дела в отношении организаторов этого бизнеса Генпрокуратура так и не возбудила.

Здесь следует упомянуть еще два важных момента. Во-первых, без организаторов такой бизнес существовать не может. Во-вторых, пресечь незаконную добычу янтаря на Украине можно достаточно легко, приняв соответствующий закон. Законопроект на эту тему находится в парламенте с 2010 года. Он даже был принят Верховной радой, но по какой-то причине не подписан Януковичем, теперь уже бывшим президентом страны.

Министр экономики нынешнего правительства Наталья Яресько тоже поднимала вопрос о легализации добычи янтаря, наряду с легализацией казино. Однако и она натолкнулась на непонимание со стороны высшего руководства страны.

Думаю, угрозы в адрес Шокина могли поступать только от тех, кто контролирует этот нелегальный бизнес, то есть от кого-то из действующих украинских олигархов.

"Коррупция на всех направлениях"

Шокин утверждал, что угрозы его жизни поступают также из-за его "борьбы с коррупцией на всех направлениях". Между тем, ни один из высокопоставленных коррупционеров, попавшихся СБУ или МВД, так и не был осужден. Даже в тех случаях, когда дела о коррупции были возбуждены структурами ЕС.

Так, против нынешнего главы администрации президента Бориса Ложкина в Австрии возбуждено дело об отмывании 5 миллионов долларов. Обвинение во взятках на сумму от 30 млн евро предъявляют прокуратуры Швейцарии и Чехии другому члену команды Порошенко, депутату Николаю Мартыненко. Но Генпрокуратура Украины эту информацию не замечает.

Задержания по подозрению в коррупции производятся, но на уровне мелких чиновников, рядовых милиционеров, в крайнем случае — чиновников и правоохранителей среднего звена. Высокопоставленных чиновников либо не трогают, либо, если они попадутся, выпускают под домашний арест или под залог.

Так происходит и с представителями команды бывшего президента Януковича. Ни одного дела о "преступлениях предыдущего режима" так и не было доведено до суда. А фигуранты этих дел либо погибли (совершив странные самоубийства), либо покинули страну.

Сейчас отпущена под залог под домашний арест бывший министр юстиции Украины Елена Лукаш, которой вменяют хищение 2,5 млн гривен. Она была задержана 5 ноября и вышла из СИЗО в ночь на 10 ноября.

Другой высокопоставленный подозреваемый в мошенничестве, Геннадий Корбан, правая рука беглого олигарха Игоря Коломойского, также отправлен под домашний арест.

По мнению бывшего замгенпрокурора Украины Рената Кузьмина, эти дела, как и предыдущие, не будут доведены Генпрокуратурой до суда. Они, по его мнению, стали предметом торга кланов разных олигархов, включая Порошенко.

Странности в деле покушения на генпрокурора

В ситуации с выстрелами по окнам прокуратуры 2 ноября, как и в истории с подброшенным наганом, немало странностей.

Время было выбрано с расчетом на общественный резонанс: прокурор только что вернулся с брифинга, где рассказывал среди прочего о деле Корбана.

Кроме того, по словам Матиоса, стрелявший хорошо знал расположение предметов и места рассадки участников совещания. Но почему-то не знал о том, что стекла в кабинете генпрокурора бронированные.

Может быть, выстрелы и не должны были никого зацепить, а были просто очередным, более серьезным предупреждением прокурору?

Личная спецслужба президента

Анализ всех обстоятельств этих историй привел меня к неожиданным выводам.

Назначив на должность генпрокурора своего давнего приятеля Виктора Шокина, президент предоставил ему исключительные полномочия: он может вмешиваться в дела любых госструктур, от Верховного суда до Верховной рады. Однако это вмешательство всегда специфическое: обыски и аресты производятся исключительно в политических и бизнес-интересах Порошенко.

Кроме того, Генпрокуратура используется как инструмент давления на политические структуры (например, арест депутата парламента, члена фракции Радикальной партии Украины Мосийчука) либо на олигархов (арест Корбана), с которыми у президента Порошенко возник конфликт.

В реальности ни с коррупцией, ни с мошенничеством в высших эшелонах власти Украины Генпрокуратура не борется, а в некоторых случаях (Ложкин, Мартыненко) даже покрывает.

Что касается странностей в покушениях на генпрокурора, то, полагаю, это были предупреждения его шефу, президенту Порошенко, от членов клуба украинских олигархов. Потому что случались они всякий раз после того, как Генпрокуратура в интересах Петра Порошенко затрагивала интересы других украинских олигархов.

И, судя по тому, что фигуранты очередных дел оказались на свободе, а янтарный бизнес процветает, адресат услышал эти экстремальные предупреждения.

Захар Виноградов, РИА Новости

12.11.2015

Источник: РИА Новости