После условного летнего затишья 31 августа в столице Украины начался новый политический сезон. Старт получился бурным и в полной мере отвечающий чаяниям радикально настроенных граждан — с блокированием трибуны и столкновениями в Верховной Раде, баррикадами, закулисными торгами и пафосной публичной риторикой.

На повестке дня был всего один вопрос: голосование в парламенте Украины по изменениям в конституцию, предложенным президентом страны Петром Порошенко. Их основа — так называемая децентрализация, то есть предоставление особых полномочий регионам Украины, а также отдельным районам Донбасса в части местного самоуправления. Полемика вокруг этих поправок вылилась в политические баталии, которые, в свою очередь, переросли в противостояние радикально настроенных митингующих и силовиков на площади Конституции перед центральным входом в Верховную Раду, в ходе которых пострадало более ста человек.

О чем вообще эта история

Изменения в Конституцию Украины в части общей децентрализации и официального предоставления полномочий местным властям Донбасса были прописаны в минских соглашениях, заключенных еще в сентябре 2014 года, а позднее утвержденных документом под названием «Комплекс мер по реализации минских соглашений». Согласно пункту 11 этого документа, Киев обязан до конца 2015 года провести конституционную реформу на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года нового основного закона, который должен содержать в качестве ключевого элемента децентрализацию, а также положение об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии со специальным законом Украины. Это один из главных пунктов февральских соглашений, подписанных в Минске лидерами России, Германии, Франции и Украины. В соответствии с документом до конца года у украинского государства должна появиться новая конституция, в окончательном виде закрепляющая особые права регионов, в том числе Донбасса. Причем эти права следует сформулировать при участии нынешнего руководства Луганской и Донецкой республик.

Однако с принятием документа внутри Украины не заладилось с самого начала. С большим скрипом и под личным давлением президента Порошенко, посла США на Украине Джеффри Пайетта и заместителя Государственного секретаря США Виктории Нуланд, а также главы представительства ЕС на Украине Яна Томбинского в середине июня депутаты украинского парламента проголосовали за направление в Конституционный суд изменений в основной закон страны, формально запустив таким образом процесс «децентрализации». В июле суд одобрил проект (действие исключительно формальное, поскольку в нынешних условиях от судей было невозможно ожидать чего-то другого), а дальше должно было начаться самое интересное — голосование в парламенте в двух чтениях: обычным большинством в 226 голосов из 450 и конституционным, когда потребуется собрать 300 голосов. После недолгих размышлений власти в Киеве решили первое голосование вынести «за скобки» осенней сессии, созвав внеочередное заседание Верховной Рады 31 августа. Причем сразу было понятно, что голосование простым не будет: конституционные инициативы Порошенко торпедировали его же партнеры по коалиции — «Самопомощь», Радикальная партия Олега Ляшко и «Батькивщина» Юлии Тимошенко.

Основная проблема — в принятии положения о децентрализации Украины, который, согласно минским соглашениям, предусматривает так называемый «особый статус» Донбасса. Согласно президентским поправкам, он дает «возможность специфического порядка осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей». И хотя Порошенко не раз публично проговаривал, что никакого особого статуса в законодательстве предусмотрено не будет (это понятие в законе трактуется максимально широко и потому позволит избежать конкретики в будущем), партнеры «Блока Петра Порошенко» по коалиции сделали все, чтобы выжать из ситуации максимум пользы для себя.

С особым рвением вопрос раскручивает Радикальная партия Олега Ляшко. В единой тональности с радикалами выступает фракция коалиции «Самопомощь» — большинство депутатов этой фракции уверены, что поправки в Конституцию позволят усилить полномочия президента. Дело в том, что согласно реформе вместо нынешних губернаторов на Украине вводится институт префектов. Назначаемый из Киева «человек президента» на вверенной ему территории осуществляет надзор за соблюдением конституции и законов Украины органами местного самоуправления и имеет право приостанавливать «неправильные» решения местных властей. Также депутатов не устраивает то, что самому президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия местных органов власти, то есть мэров, а также городских, районных и областных советов — с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на один год.

Как уверяет сам Порошенко, соответствующие полномочия ему нужны не просто так, а чтобы быстро реагировать на проявления «местного сепаратизма». В парламентской фракции «Самопомощи» с ним не согласны (тут нелишним будет вспомнить кулуарные разговоры о том, что в той или иной степени эта политическая сила связана с противостоящим власти олигархом Игорем Коломойским) — ее лидер Олег Березюк убежден, что предложенная инициатива в принципе непригодна к голосованию, поскольку может стать причиной двоевластия на местах и полного паралича системы. И в чем-то он прав: для того, чтобы понять озабоченность парламентских пикейных жилетов, достаточно представить себе нынешнего Одесского губернатора Михаила Саакашвили, которому делегированы полномочия на уровне самых высоких фигур власти в Киеве.

День сегодняшний

Поэтому нет ничего удивительного в том, что парламентский клинч, который президентская команда преодолела, выплеснулся на улицы. Ранним утром в центре Киева, на площади Конституции, что расположена как раз перед входом в Верховную Раду, собралось несколько тысяч агрессивно настроенных митингующих, которые потребовали от депутатов не голосовать за изменения в конституцию. Их поддержали боевики запрещенной в России организации «Правый сектор», которые возвели баррикады на улице Грушевской, возле зданий правительства и Рады, а также пригрозили составлением неких «расстрельных списков» тем депутатам, которые все же поддержат инициативы президента. Голосование в парламенте — депутаты даже с некоторым запасом (265 голосов при 226 необходимых) — принимают поправки.

В ответ тысячи недовольных протестующих, которые все это время ожидали результатов голосования, начинают штурм Верховной Рады. Боевыми колоннами управляет «Свобода» и Радикальная партия: все как на Майдане — камни, дымовые шашки, взрывпакеты, бутылки, избиения зазевавшихся силовиков. Апофеоз противостояния — взрыв боевой гранаты в сутолоке у парламента. По предварительным данным, ранены около ста человек, силовики заявляют о трех погибших. Все говорит о том, что противостояние на улицах Киева может продолжиться, анонсировано экстренное заявление президента страны. При этом власти однозначно и жестко заявляют, что поправки будут приняты до конца 2015 года, как того требуют минские соглашения. Спикер Верховной Рады Владимир Гройсман уверен, что Рада примет изменения в конституцию. Он уверяет прессу, что несмотря на катастрофически низкий уровень поддержки инициатив в коалиции у Рады «есть потенциал, чтобы набрать для этого необходимые 300 голосов», а он лично готов бороться за каждый голос в поддержку изменений в основной закон страны.

Глава фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко прогнозирует второе чтение по конституционному законопроекту на декабрь. Глава президентской фракции обещает, что к этому времени будут наработаны поправки в положения о префектах и о местном самоуправлении, и тогда лагерь Порошенко снимет замечания со стороны депутатов. Правда, не очень ясно, что мешало сделать это раньше, до первого чтения. Если президентская команда действительно хотела снять вопросы, для этого у них было целое лето. При этом несмотря на поляризацию и весь накал вокруг этой темы «децентрализация» — не более чем формальный акт, который ничего не изменит в нынешней политической системе Украины. Но самое главное — принятые сегодня изменения категорически не устраивают представителей Донбасса. Они уже высказались на этот счет: например, глава делегации Донецкой народной республики на мирных переговорах Денис Пушилин заявил, что все изменения, принятые в киевской Раде, лишь отдаленно напоминают «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», и по сути это — «не выполнение "Комплекса мер", а какая-то его свободная интерпретация».

Николай Подгорный (Киев)

31.08.2015

Источник: Lenta.ru