В ближайшее время в Украине собираются создать систему сил территориальной обороны. В СМИ ее уже окрестили партизанской армией: речь идет о формировании боевых отрядов в населенных пунктах. Обсуждение этой идеи в Киеве началось более года назад. Сейчас к ней вернулись, поскольку украинская власть прогнозирует вероятность расширения зоны боевых действий. Отправной точкой новой фазы войны, как считают в Киеве, может стать решение Совбеза ООН о создании международного трибунала по расследованию дела о сбитом год назад в небе Донбасса Boeing.

В конце прошлой недели источники в Нью-Йорке сообщили информагентствам, что рассмотрение соответствующей резолюции было отложено. По данным этих источников, вопрос будет внесен в повестку дня Совбеза в конце июля, ориентировочно 27-го числа. 

За создание международного трибунала выступают Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия, Украина. Против – Россия.

Президент Петр Порошенко в интервью телеканалу CNN на днях сказал: «После расследования должен быть второй этап  – ответственность террористов, которые убивают невинных жертв. Мы решительно поддерживаем Международный уголовный трибунал. И мы думаем, что если кто-то хочет остановить этот процесс, то он берет ответственность на себя».

В том же интервью украинский президент заметил, что на фоне подготовки к рассмотрению резолюции боевые действия в Донбассе снова активизировались. Отвечая на вопрос, он сказал: «У меня есть информация из источников разведки, что вторжение будет».

Украинский военный эксперт, попросивший не называть его имени, скептически отнесся к предположению о том, что упомянутое Петром Порошенко вторжение означает, что Россия официально объявит войну Украине. Он считает, что это было бы политически опасно. Поэтому ситуация, по его мнению, не изменится: «Продолжится так называемая гибридная война – возможно, активизация в Донбассе и диверсии в других регионах страны. Но масштабы этой деятельности противника могут измениться – у них накоплено достаточно сил и средств».

Эксперт обратил внимание на прозвучавшее на днях заявление лидера ДНР Александра Захарченко, который снова вспомнил о притязаниях самопровозглашенной республики на всю территорию Донецкой области. Как сообщили информационные ресурсы ДНР, в прошлую субботу Захарченко заявил: «Мы настаиваем на том, что Минск (Минские соглашения. – «НГ») – это единственное решение конфликта мирным путем. Это та возможность, когда мы можем забрать свои временно оккупированные противником земли без большого кровопролития». Он обратился к президентам РФ и США с просьбой «объяснить это Петру Порошенко, что мы сейчас готовы рассматривать все мероприятия, которые позволят нам установить прочный мир на территории всей Донецкой народной республики – в бывших границах Донецкой области».

Еще в момент, когда Минские соглашения подписывались (в сентябре прошлого и феврале нынешнего года), «НГ» обратила внимание на то, что стороны принципиально по-разному видят смысл документов. Например, пункт о выводе иностранных войск украинская власть читает как требование отвести российские войска и добровольцев. Российская сторона заявляет, что не понимает, о чем речь. А ЛНР и ДНР сразу же восприняли норму как требование о выводе с территории Донбасса украинских сил, участвующих в антитеррористической операции.

Подобные разночтения касаются и других пунктов – статуса территорий, которые сейчас контролируются ЛНР и ДНР, проведения там местных выборов, экономических связей с Украиной и проч. Самопровозглашенные республики исходят из того, что Минские соглашения обязывают Киев признать их и далее строить отношения на равноправных условиях. В украинской столице, напротив, уверены, что Минские соглашения предполагают ликвидацию системы ЛНР и ДНР, восстановление на всей территории Донбасса украинской юрисдикции в полном объеме, установление контроля Украины над границами с РФ.

Ни заседания контактной группы по урегулированию в Минске, ни переговоры на уровне «нормандской четверки» не смогли пока разрешить эти противоречия. Поэтому в Киеве считают, что война все еще возможна.

На этом фоне группа из полутора десятков украинских депутатов зарегистрировала в Верховной раде законопроект «О территориальной обороне». Текст документа пока находится в закрытом доступе. О его содержании коротко сообщил в соцсети первый зампредседателя парламента Андрей Парубий: «Граждане Украины, которые желают присоединиться к защите государства, но по разным причинам не могут пойти в Вооруженные силы, теперь будут иметь возможность вступить в силы резерва территориальной обороны, пройти соответствующую выучку и боевое слаживание по месту жительства. Таким образом, по всей территории Украины будет сформирован боевой эффективный массовый резерв, который в случае необходимости будет оперативно вооружен и развернут в боевые порядки». Парубий уточнил, что планируется на уровне местных общин сел и поселков создать взводы, на уровне районов – сотни (роты), на уровне областей – полки. На межрегиональном уровне планируется сформировать оперативно-территориальные объединения.

Директор центра «Украинские студии стратегических исследований» Юрий Сиротюк, который в прошлом составе Верховной рады работал в комитете по вопросам обороны и нацбезопасности, сказал «НГ», что разработанный законопроект предполагает формирование сил территориальной обороны под крылом Национальной гвардии, которая, в свою очередь, подчинена МВД. Это объясняется задачами новой структуры: «Охрана важных объектов и защита населения на подведомственной территории». Однако, по мнению Сиротюка, в милицейской системе подчинения кроется главный недостаток закона: «У нас гибридная война. В таких условиях территориальная оборона должна подчиняться Минобороны».

Один из авторов законопроекта, депутат Иван Винник, сказал украинским СМИ, что задачи сил территориальной обороны действительно выходят за рамки функций правоохранительных органов. По его словам, речь идет в том числе об охране и защите госграниц; об обеспечении условий для надежного функционирования органов государственной власти, органов военного управления, стратегического (оперативного) развертывания войск; об охране и обороне стратегических объектов, борьбе с диверсионно-разведывательными силами, другими вооруженными формированиями агрессора и незаконными вооруженными формированиями. В целом силы создаются на случай оккупации территории Украины или ее части.

Юрий Сиротюк пояснил, что в силы территориальной самообороны зачислят в первую очередь резервистов, которые должны будут регулярно проходить подготовку. Планируется, что они будут приписаны к воинским частям, на базе которых будут проводиться учения

Подобную систему в Украине пытались создать еще весной 2014 года. Тогда был объявлен набор добровольцев в батальоны территориальной обороны. Но в отсутствие специального закона эти формирования долгое время управлялись в ручном режиме: добровольческие батальоны были направлены в зону антитеррористической операции. Зимой 2015 года остро встал вопрос об их подчинении, после чего часть батальонов влилась в структуры МВД, другие перешли в подчинение Минобороны. Вопрос о формированиях, которые занимались бы защитой и обороной конкретных населенных пунктов и расположенных на их территории объектов, остался открытым. Сейчас соответствующий законопроект направлен на рассмотрение в комитеты Верховной рады.

Татьяна Ивженко, Киев

22.07.2015

Источник: Независимая газета