Известный публицист размышляет о ближайшем будущем Украины.

- Сергей Александрович, понятно, что делать прогнозы о возможном развитии событий на Украине крайне трудно. Хотя бы по причине неадекватности «майданных» властей в Киеве. И все же, наверно, на месяц вперед заглянуть попробовать можно. Представьте себе: май, Петр Порошенко осознал всю преступность войны против своего народа, и стал не только полностью выполнять Минские соглашения, но и признал ДНР и ЛНР… 

Нет никаких шансов на кардинальные изменения во взглядах Порошенко, а уж, тем более, на признание Киевом Донецкой и Луганской народных республик. У нас в руководстве отдельные люди в какой-то период делали ставку на Порошенко, мы признали президентские выборы на Украине, что, понятно, делать было совершенно не обязательно. Эти люди считают: если Порошенко зачистит все свое ближнее окружение, то станет вести более вменяемую и системную политику. Но для подобных надежд и расчетов нет никаких оснований.

Порошенко находится на коротком поводке у американцев, и это не просто некая пропагандистская фигура речи, а реальность. В недавнем конфликте с Игорем Коломойским он напрямую обратился к Соединенным Штатам, и те надавили на «бунтующего» олигарха, тем самым фактически в очередной раз спасли Порошенко. Коломойский - не ахти кто, но силы, чтобы серьезным образом навредить Порошенко, у него совершенно точно были. Вот поэтому тот и побежал к американцам просить помощи – тем самым еще больше им «задолжал».

Порошенко – политик совершенно не самостоятельный, играть на укрепление его положения - значит фактически подыгрывать Вашингтону. Так что ждать, что нас кто-то за это похвалит, бессмысленно. Он будет действовать не так, как он считает нужным, а так, как ему советуют американцы. А тем, думаю, пока выгодно поддержание напряженности. И ближайшая реперная точка – июнь, когда Евросоюз станет обсуждать вопрос о продлении санкций против России и принимать решение.

С большой вероятностью можно предполагать: Вашингтону не хочется отмены или ослабления этих мер. Чтобы этого не произошло, может быть предпринята очередная провокация: напомню, что «большой пакет» санкций был одобрен на фоне катастрофы малазийского пассажирского самолета на юго-востоке Украины. Никто разбираться в подлинных причинах катастрофы не стал, во всем обвинили Россию и, на фоне этого эмоционального всплеска, протолкнули «карательные меры». К сожалению, подобное может случиться и в июне, американцы в этом заинтересованы.

Не исключаю, что из Вашингтона примутся стимулировать условную «партию войны» на Украине для организации провокаций. Удобной для этого датой могут избрать, скажем, 9 мая, празднование семидесятилетия Победы. Привязка эта необязательна, день, в данном случае, значения не имеет.

Так что ждать от Порошенко превращения в ответственного политика не стоит. Он ходит с лицом человека, которого постоянно грызет мысль о том, зачем он во все это вляпался…

- У нас в прессе аналитики иногда всерьез размышляют о возможном выходе на политическую сцену в Киеве некоей «партии мира», существующей на Украине. Это серьезный прогноз?

- Я не вижу подобной партии, все эти эксперты апеллируют к чему-то абстрактному. Назовите фамилии членов «партии мира» или организации и структуры, готовые действовать в этом направлении. Их нет.

Говорят, что эта «партия» состоит из украинских олигархов, которые замучались терять деньги в нынешней ситуации и могут повлиять на власти. По сей день никак не повлияли, более того, большинство олигархов, скажем, тот же самый Коломойский, как раз играют в «войнушку». Напряженность позволяет заниматься переделом собственности, реализовывать махинаторские схемы и рейдерские захваты.

Появление подобной партии - рано или поздно – выглядит логично, но сегодня таковая отсутствует. Главное вот что: украинская политическая элита в результате «майдана» полностью потеряла самостоятельность. Поэтому интересы олигархов во внимание никто не принимает. Ну, кого сегодня волнует мнение Рината Ахметова, который до «майдана» был самым влиятельным и самым богатым человеком на Украине, фактическим хозяином «Партии регионов», крупнейшей парламентской фракции? Где он теперь – никого не заботит. Коломойский? При том, что его негативная роль в кризисе очевидна, он пытался сыграть против Порошенко. И его, как минимум на данном этапе, задавили с помощью американцев. Думаю, Коломойский вернется в политику в качестве серьезного игрока, но не сегодня.

И кого интересует, что там думают те или иные люди, когда украинская политическая элита полностью и добровольно отдала свой суверенитет Соединенным Штатам? А их деньгами не удивишь, и тем, что олигархи теряют деньги, не разжалобишь, им плевать. Для них – это муравьи, которые ползают где-то под ногами. Расходный материал, как и все население Украины.

- Один из предсказателей – ну, если кто им верит… - сообщил, что Петр Порошенко родился с астрологическими показателями хорошего полководца. Так что, мол, если он возьмет на себя ответственность за боевые действия и серьезно изучит военное дело, то велики его шансы, как верховного главнокомандующего, на победу. В марте Киев продолжал вооружаться – и за счет списанных «бэушных» английских БТРов, и новых американских джипов «Хаммер». Вы сказали, что в мае не исключаете новой провокации. Провокации или войны?

- Дело в том, что для войны нужен повод. Для возобновления боевых действий Киеву необходим casus belli, поскольку начало полномасштабной операции означает окончательный срыв минских договоренностей. Сегодня их реализация тормозится, но нельзя говорить о том, что они полностью сорваны. Прекращение огня – хотя бы интенсивного – есть, отвод войск происходит. А вот выполнение политической части соглашения стоит на месте.

Значит, чтобы полностью растоптать договоренности, Киеву необходим повод.

- Вашингтон близок к началу поставок «серьезных» вооружений Киеву, заверяя, что, прежде всего, он хочет предотвратить российскую агрессию. Интересно знать, какими вы видите действия России в этом случае?

- Прежде всего, сама по себе поставка оружия Киеву, даже летального, на мой взгляд, не станет окончательным аргументом, который может предрешить исход дела. Пока на Украину идет, в основном, «бэушная» техника из стран НАТО, в том числе и советская. Для поставщиков это просто бизнес.

- Как-то не встречал в нашей прессе деталей этих сделок, считал, что им эту технику поставляют в качестве «безвозмездной помощи»…

- Нет, все это дают им вовсе не бесплатно. Подарков Киеву не делают. А, подталкивая бывшие страны Восточного блока к поставкам списанного оружия Украине, Запад тут же заключает с ними контракты на продажу современной техники. На этой якобы помощи делают деньги. К тому же, какого-то сверхсовременного или сверхточного оружия, которым бредили украинские власти, никто поставлять не собирается. Просто боятся, в чьи руки оно способно попасть, и конфликт с Коломойским совершенно четко показал: ситуация может складываться совершенно непредсказуемо. В чью сторону будут развернуты эти «стволы», если они попадут на Украину, никто точно сказать не готов. В конце концов, часть новых вооружений может попасть и в руки ополченцев.

Да, поставки оружия в зону конфликта увеличивают риск войны, но решающим фактором они не станут. К тому же два последних наступления украинской армии, осеннее и зимнее, завершились, как известно, ее поражением. Американцы могут толкать Киев к новой войне, но пока положение дел в ВСУ не настолько хорошее, чтобы власти могли быть уверенными в успехе. С точки зрения логики, возобновлять войну Киев может только в том случае, если он будет уверен в своем «блицкриге». Сегодня же «майданные» власти опасаются, что и следующее их наступление также может провалиться.

- Наши действия вы можете в этом случае спрогнозировать?

- Если Киев сорвет выполнение минских договоренностей и возобновит войну или организует масштабную провокацию, у нас будет только один выход: помогать Донецку и Луганску. Опять же, помощь помощью, но военные действия станут означать гибель мирных жителей. Речь может идти и о помощи оружием, хотя, уверен, втягивание России в войну было бы крайне нежелательным.

Лично я считаю, что на данном этапе следует заморозить конфликт и сместить фокус нашего внимания на внутриукраинские проблемы. Пока вся ситуация в глазах Запада сводится к положению в Донбассе и «вторжению Москвы», а это консолидирует антироссийскую позицию и не дает возможности людям трезво анализировать события. Если же конфликт заморозить, то, понятно, он «повиснет» бременем на нас. Но это лучше, чем бесконечная война на уничтожение. Можно было бы вести и разговор о миротворцах – но только наделенных мандатом ООН, и обязательно из нейтральных стран.

- В последние дни марта Украина находилась на грани краха. Государственный долг Украины достиг 70 процентов ВВП, международные рейтинговые агентства, всегда благосклонные к «новым киевским демократам», вынуждены были признать, что стране грозит дефолт и понизили ее рейтинг, власти понимают, что долги отдать не могут, МВФ в этой ситуации не гарантирует новых кредитов…

- Полагаю, Запад все равно будет «вытаскивать» Украину, надо понимать, что всеми финансами страны сегодня заправляют американцы. Поэтому вопрос о том, нужно ли объявлять дефолт, или же нет, станут решать они.

Если же убрать из-под Киева западные «подпорки», Украина реально рассыплется, все тот же конфликт с Коломойским это показал. Представьте себе, что было бы, не вмешайся американцы в эту свару. Все, костяшки домино падают, мало того, что украинская политическая элита отдала все права на суверенное управление, по сути дела и остальные сферы жизни зависят от Запада. Все, что касается экономики и дефолта – в руках МВФ, Всемирного банка и других кредиторов Киева.

Деньги «майданным властям» они давать продолжат: чтобы поддерживать на плаву этот политический строй. И будут закрывать глаза на реальную ситуацию в стране. Ведь дефолт не наступает автоматически, он становится результатом субъективной оценки. Так вот, МВФ, по рекомендации Вашингтона, будет не замечать невыгодных фактов в украинских финансах и экономике, и выпячивать выгодные. Как такое может быть? Одно из международных агентств не так давно повысило рейтинг Украины, невзирая ни на что. Заодно понизило рейтинг вполне стабильного Казахстана, подчеркнув, что когда в Астане прояснится ситуация со сменой власти, тогда оценка может быть повышена.

Дальше ехать некуда, «эксперты» прямым текстом объясняют, что их оценки зависят не от экономической объективности, а от абсолютно субъективных политических факторов. Поэтому, применительно к дефолту Украины, ситуация может развиваться следующим образом: МВФ увидит только то, что захочет увидеть. Или то, что ему присоветуют американцы.

Теоретически дефолт возможен, но практически будет сделано все, чтобы его не было.

- Но ведь денег Киеву дадут, что называется, в размере «прожиточного минимума». Тех средств, которые он запрашивает, он не получит, верно?

- Им никогда не дадут того, что они хотят: попросту, потому, что у Европы таких денег нет. Нет подобных диких сумм и у МВФ. Станут выделять Украине ровно столько, сколько нужно для: а) поддержания на плаву киевского режима; б) столько, сколько необходимо для возврата долгов Западу. С процентами, понятно. То есть, сценарий известен, все это уже было проделано со многими государствами мира.

- Сегодня – уже не гадалки, а политологи – говорят о возможной смене Арсения Яценюка на посту премьер-министра. Обычное дело: Петру Порошенко нужно принести жертву обнищавшим от повышения цен и падения курса гривны гражданам. Есть даже мнение, что главой украинского правительства станет нынешний министр финансов Наталья Яресько, гражданка США, бывший сотрудник государственного департамента. Вы согласитесь с тем, что в ближайшее время в Киеве произведут подобный «размен»?

- Думаю, такое вполне возможно. Между Порошенко и Яценюком отношения сложные, недаром первый отошел от обсуждения и решения каких-либо экономических вопросов и передал эти функции правительству. Мол, Арсений, хочешь прослыть героем-экономистом - тебе и карты в руки. Это говорит о том, что Порошенко понимает, куда в реальности ведут проводимые на Украине реформы, и намерен все их негативные последствия свалить на Яценюка.

А «успехи реформаторов» способны просто утопить нынешнего украинского премьера – и как политическую фигуру, и как реального конкурента Порошенко. Ведь сегодня полномочия Яценюка вполне сопоставимы с полномочиями президента, и он представляет для Порошенко ощутимую угрозу. Яценюк, как самостоятельная политическая фигура, ему просто невыгоден.

Ну, а через Яресько американцы получат уже самое прямое управление финансами Украины. К тому же, она, как креатура США, для Порошенко никакой особой опасности не представляет и, будучи американской гражданкой, не станет конкурентом в борьбе за голоса избирателей. А образ Яценюка – это образ украинского политика, у которого даже есть своя партия.

Порошенко легко способен пойти на подобный размен. При этом он потеряет еще больше самостоятельности, но, с другой стороны, ему уже и терять нечего…

- Следует ли учитывать умонастроения граждан Украины в прогнозировании? Похоже, народ разобщен, и люди полностью дезориентированы, даже протесты против обесценивания гривны собирают не так уж и много манифестантов. Могут ли они объединиться в достижении какой-то цели? И какой эта цель может быть?

- Пока я в это не верю, прежде всего, потому, что сами люди никогда не объединяются. Для этого необходимы лидеры, а в современной действительности нужны и какие-то структуры или партии, которые могли бы повести людей за собой. Сегодня таких лидеров и партий на Украине я не вижу.

Потенциально они, конечно, возникнуть могут. Еще раз вспомним показательный конфликт власти и Коломойского: олигарх мог бы «поднять людей», но испугался. Если даже он не стал организовывать «недовольство» в столь остром конфликте, то и другие не сделают этого и подавно. На данном этапе отступил, но обязательно игру начнет, Коломойский все запомнил и ничего не простил. Он – человек очень дерзкий, отвязанный полубандит-полуолигарх.

Что касается «простых украинцев», то, к сожалению, с их мозгами поработали очень серьезно, думаю, еще долгое время они будут верить в «агрессивную Россию» и «злого Путина». Все это они продолжат усваивать, не подвергая сомнению, потому что сегодня не способны критически анализировать происходящее.

- Обычно приводят несколько вариантов прогноза, в том числе – «оптимистический» и «пессимистический». К какой категории вы отнесете свой?

- Думаю, его следует отнести к реалистическим. Он выглядит невеселым и пессимистическим, но ведь именно таковы сегодня реалии. Я не вижу никаких предпосылок для ее изменения. Перемены, конечно, в долгосрочной перспективе происходить будут, однако в ближайшем будущем развитие происходит в сторону ухудшения по всем направлениям.

Беседу вел Виктор Грибачев

31.03.2015

Источник: stoletie.ru