В Музее современной истории России доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО Николай Копылов прочитал лекцию о деятельности украинских националистических движений в ходе Великой Отечественной войны. По большей части его речь была посвящена опровержению популярной сейчас точки зрения, согласно которой Бандера и его соратники прежде всего хотели создать независимое национальное государство. Копылов представил их людьми, не нашедшими себе места в жизни и соглашавшимися на любое сотрудничество с внешнеполитическими силами. Ниже приводятся основные тезисы выступления Николая Копылова.

«Откуда взялись украинские националистические движения? Бандера родился в 1909 году в Галиции, которая в то время была частью Австрийской империи. Территория являлась проблематичной, на ней проживали люди многих национальностей. Если выделять три основных, то это галичане, в российской традиции называвшиеся русинами, поляки, а также другие подданные Австро-Венгерской империи. Территория была спорной.

Поляки мечтали о Галиции как о части «великой Польши», так как они составляли там около 40 процентов населения. Австрийцы же ввели термины «Галиция», «галичане» в качестве плацдарма для противостояния России. Время близилось к Первой Мировой войне, и австро-венгерские власти начали разыгрывать националистическую карту. На этой территории возникали молодежные объединения, союзы, скаутские движения. Они не были скаутскими движениями в традиционном английском варианте, не были они похожи и на советскую пионерию. По большей части, они были молодежными националистическими формированиями. Молодых людей учили военному делу, обращению с оружием — причем австрийским оружием. В этих движениях их подвергали мощной идеологической обработке.

Из Галиции происходят знаменитые «легионы Пилсудского», польские добровольческие формирования во времена Первой мировой, там же появились «Украинские сечевые стрельцы», батальон которых воевал в составе австро-венгерской армии в Карпатах против российской армии. Сечевые стрельцы и стали предвестником идеи о независимой Украине. Все было бы хорошо, если бы не один факт: против них воевали солдаты, набранные на службу в Киевской, Херсонской, Житомирской губерниях, населенных большей частью украинцами.

Предвестником организаций украинских националистов (ОУН), в которой состоял Бандера, была Украинская военная организация (УВО), основанная в 1926 году. В это время известный украинский писатель-эмигрант Дмитро Донцов написал книгу, которая так и называлась — «Национализм», в которой четко прослеживались все основные тезисы, которые взяли на вооружение в ОУН. Позднее, когда был издан знаменитый акт 30 июня 1941 года (акт о провозглашении украинского государства, призванного сотрудничать с гитлеровской Германией), Бандера предложил Донцову стать президентом Украины. Тот ответил, что с удовольствием примет пост президента новой страны, только не из рук Степана Бандеры.

ОУН действовала и против поляков, и против большевиков, а также использовалась абвером и вермахтом для достижения своих целей. Прежде всего, это военная кампания 1939 года, когда гитлеровцы захватили Польшу, в ходе которой отряды ОУН совершали налеты на тылы польской армии. Потом, 20 декабря 1940 года, после подписания плана операции «Барбаросса», абвер попытался снова разыграть украинскую националистическую карту в целях подготовки к будущей войне с Советским Союзом.

В это время у Бандеры и Андрея Мельника, одной из крупных фигур в руководстве ОУН, намечаются разногласия. Мельник выступал за единое направление национальной борьбы и, фактически, делал ставку на агитацию, на формирование легального правительства, которое уже должно было стать символом новой Украины. Он обращался к эпохе украинской Рады 1917 года во главе с гетманом Павлом Скоропадским.

Бандера, в силу личных комплексов, в том числе комплекса лидера, из-за которого он пытался любыми средствами добиться признания, выдвинул идею вооруженной борьбы. Вся агитационная литература с призывами «бей жидов, ляхов и москалей» выходит именно из-под его пера. Он же был и активным сторонником сотрудничества с Германией, которая для него являлась залогом разгрома СССР. На этой почве и произошел конфликт Бандеры и Мельника, выделивший умеренное и радикальное правое крылья организации.

Некоторые говорят, что Бандера был борцом за независимую Украину, готовый отдать свою жизнь за родину, верно служа своему народу, причем сражался он и против Москвы, и против немцев. Эти тезисы используются уже 70 лет. Посмотрим, кто вступал в ряды украинских националистов: социально неустроенные люди, те, кто не нашел для себя свою нишу в обществе, кто, в силу каких-либо обстоятельств, оказался выбит из привычной среды и оказался не у дел. В национализме они искали оправдание своим антисоциальным действиям.

Движение ОУН сделало ставку на немецкий нацизм, практикуя те же методы, ту же агитацию, которую Гитлер использовал для прихода к власти. Вряд ли Бандера был настолько наивным, чтобы предполагать возможность существования независимого украинского государства в сложившихся в начале Великой Отечественной войны условиях. События 30 июня 1941 года подтверждают это. Утром по радио вышло коммюнике о создании украинского правительства, а вечером, когда в город вошли солдаты вермахта, националисты сняли все украинские флаги, показывая, что никакого независимого государственного образования не будет.

Можно заглянуть в Генеральный план Ост, продемонстрированный на Нюрнбергском трибунале, касавшийся «освоения оккупированной территории». В нем четко написано, что славяне — это нация рабов, и те из них, кто не будет уничтожен, станут батраками у немецких колонистов. Гитлеру был нужен рейхкомиссариат Украина, призванный стать сырьевым придатком Рейха.

Существует мнение, что Украинская повстанческая армия (УПА, вооруженное крыло ОУН) воевала за независимую, автономную Украину. Но у немцев была другая точка зрения на этот вопрос: это фюрер освободил Украину, поэтому никакой независимости не будет. В начале агрессии против Советского Союза гитлеровцами не делалась ставка на националистические движения народов СССР. Прибалтийские дивизии СС и УПА формируются уже во второй половине 1943 года, когда произошел коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Тогда и начинает эксплуатироваться идея возрождения национального государства, но время было уже упущено.

В конце 1943 года создается печально знаменитая дивизия СС «Галичина», которую Бандера изначально хотел назвать «Украинской народной армией». Она формировалась на базе немецкого полицейского управления, как polizei division, и ее командующим был тоже бывший полицейский. В нее входят украинцы, служившие в других полицейских формированиях, а для чего они были нужны, вспомнить несложно — прежде всего, для исполнения карательных функций, зачистки тыла Вермахта и прочего. Если обратиться к документам, находящимся в свободном доступе, окажется, что подобные формирования выполняли во время войны всю грязную работу.

После разгрома Германии Бандера начал разыгрывать англо-американскую карту, получая помощь от этих стран во время Холодной войны на те же цели. В сообщениях органов госбезопасности 1946 года четко было сказано: «продолжая активно содействовать немцам в борьбе против Красной Армии, но не надеясь на их помощь в деле создания самостийной Украины и стремясь добиться поддержки другой внешнеполитической силы, часть ОУН бандеровского толка часто высказывается за ориентацию на Англию и Америку». Такие мысли начали получать популярность еще в 1944 году, когда Украина была почти полностью освобождена от немецких оккупантов.

Михаил Карпов

07.03.2015

Источник: Lenta.ru