Прошедшие 26 октября выборы в Верховную Раду Украины и ее результаты не стали чем-то из ряда вон выходящим для тех, кто пристально следит за ситуацией в этой стране. И именно с этим новым законодательным органом простым украинцам предстоит жить в ближайшем будущем. При этом следует помнить, что вся предвыборная кампания, как и распределение мест по ее итогам, свидетельствуют о нескольких основных тенденциях в нынешнем украинском обществе, которые, по-видимому, и являются определяющими в современной социально-политической обстановке в государстве.

Во-первых, тот факт, что в Верховую Раду по партийным спискам прошли представители всего семи партий: от Блока Петра Порошенко, «Народного фронта» А. Яценюка, объединения «Самопомощь» львовского главы А. Садового, «Оппозиционного блока», Радикальной партии Олега Ляшко и «Батькивщины» Ю. Тимошенко, прекрасно характеризует общее настроение жителей западной и центральной части Украины, которые, по сути, и сформировали новый парламент. Несмотря на то, что украинские СМИ на протяжении практически года без остановки пытаются внедрить в массовое сознание простых украинцев всепоглощающую ненависть к России, используя давно проверенные методики и идеологемы, абсолютной победы национализма на нынешних выборах не произошло. Более того, даже по одномандатным округам в Раду не смогло пройти довольно значительное число наиболее одиозных политиков, таких как, например, И. Фарион. Данный субъект, известный своими неадекватными высказываниями относительно русских и России в целом, проиграл в 116-м одномандатном округе во Львовской области менее националистически настроенному кандидату от партии «Самопомощь» И.Подоляк. В благодарность своим избирателям кандидат назвала их «рабами», что прекрасно демонстрирует истинное отношение нынешних украинских националистов к своему народу. Поэтому совершенно неудивительно, что Фарион и подобные ей в массе своей оказались за бортом большой политики.

Конечно, в нынешний парламент по мажоритарным округам смог пройти ряд депутатов-националистов. Однако честность и прозрачность проведения выборов в данном случае остается под большим вопросом. Например, небезызвестный всем лидер не попавшего в Раду «Правого сектора» Д.Ярош, который каким-то непостижимым образом победил по мажоритарному округу №39 в Днепропетровской области, набрав около трети голосов. И это при том, что именно эта область, как и Харьковская, как и Одесса, Запорожье и большая часть неохваченного войной юго-востока страны проголосовали за «Оппозиционный блок» и бывших членов «Партии Регионов»: по самым скромным подсчетам, из сотни самовыдвиженцев в нынешней Раде будут заседать более 60 бывших «регионалов», что само по себе говорит о многом. Причину победы Яроша можно назвать очень просто — И. Коломойский, который будучи главным спонсором «Правого сектора», является еще и губернатором Днепропетровщины по совместительству. Вряд ли ему составило особого труда «организовать» маленькую победу его подопечного в отдельно взятом округе подконтрольного ему региона.

Нечто подобное произошло и в отношении других членов националистического блока, кандидаты которого пришли сегодня в Раду словно на поле битвы. Для понимания последнего следует взглянуть на несколько примеров тех, кто уже в скором времени будет заседать в украинском парламенте. Командир батальона «Азов» А. Билецкий, который является сторонником идеи превосходства «белой расы», руководит ультраправой организацией «Патриот Украины» («расовость, социальность и великодержавие»), Социал-национальной ассамблеей, и, что самое интересное, является членом военного совета «Народного Фронта», выиграл выборы в мажоритарном округе №217 в Киеве. Известный на Украине сотник В. Парасюк, который после Евромайдана руководил ротой батальона «Днепр» на Донбассе, на выборах выиграл в мажоритарном округе во Львовской области. К ним можно приписать и ряд самовыдвиженцев от националистической партии ВО «Свобода» О. Тягнибока, которая в это раз снова не попала по партийным спискам в Раду, а также представителей Радикальной партии О. Ляшко, которая за счет вовлечения в свои ряды «героев войны» смогла отобрать часть голосов и у крайних националистов, и у умеренных. Например, среди депутатов от этой организации в Раде будут заседать всем известный командир добровольческого батальона «Айдар» С. Мельничук, активист Евромайдана А. Запотоцкий, командир батальона «Луганск-1» А. Витко, а так же крайние националисты — И. Мосийчук, который стремится уничтожить «совково — либерального монстра», и сын командира УПА Юрий-Богдан Шухевич. Последний, к слову, восьмидесятилетний «символ украинского националистического движения» считает, что «Кубань, Белгородщина и южный Дон — украинские земли, которые рано или поздно вернутся в состав Украины, и… мы сможем возобновить украинскую Украину от Тисы по Кавказа».

Однако подобных открытых и непримиримых «бойцов» за украинскую национальную идентичность, на самом деле, по одномандатным округам в Верховную Раду прошло немного, что свидетельствует о том, что среднестатистический избиратель абсолютно не жаждет открытого национализма в своей стране, а скорее наоборот — открытая ненависть так и не прижилась среди простых граждан. Вероятно, это понимают и партийные «боссы», которые в массе своей постарались избавить собственные партийные списки от наиболее одиозных деятелей, предоставив им возможность самостоятельно добираться до депутатских кресел. Единственные, кто мог не обращать на это внимание, это Блок Порошенко и «Народный фронт», большинство членов которых сложно назвать умеренными националистами, особенно на фоне высказываний А. Яценюка, А. Авакова и прочих «гелетеев». Однако в данном случае, украинцам пришлось выбирать из двух зол: либо радикалы и откровенные фашисты, либо националисты с лозунгами о будущем европейском процветании страны.

В целом же, итоги выборов подтвердили тезис о том, что нацистское крыло пусть и набрало определенный вес в политической элите Украины, все так же не пользуется особой популярностью у простых граждан из-за своего радикализма и национальной нетерпимости. Даже на западе страны.

Во-вторых, незаметной для простых граждан, но весьма важной тенденцией нынешней избирательной кампании, как и прежде, стало разделение политической власти в стране между украинским олигархами. Причем в этот раз из дележки практически полностью исключили представителей востока страны и, в том числе, Р.Ахметова (бизнесмен все также старается не выпасть из политики, финансируя «Оппозиционный блок», однако, похоже, время его прошло). Сегодня каждый из политических блоков, представленных в Раде, так или иначе, является инструментом возглавляющих или спонсирующих их олигархов. Блок Порошенко выражает политические и экономические интересы президента. Народный фронт, как бы Коломойский официально не говорил о своей непричастности к нему, будет находиться под его контролем. Правда, в данном случае всегда есть возможность потерять управление, так как Яценюк, Турчинов, Аваков и другие «киевские властители», получив теперь «законно» полномочия на власть от народа, рано или поздно потребуют у спонсора большей независимости, чем сегодня. Дополнительно к этому, стоит помнить, что именно днепропетровский губернатор является главным донором и «Батьковщины», где от ее формального лидера Ю. Тимошенко в любой момент можно ожидать чего угодно. Поэтому вряд ли Коломойский сегодня мог бы чувствовать себя уверенно, не имея под рукой собственных армейских подразделений. Похоже, что именно это и будет являться главным аргументом в его споре с подконтрольными ему политиками. Радикальную партию О. Ляшко спонсируют экс-глава администрации президента С. Левочкин и бизнесмен Д. Фирташ, которые вложили деньги во многие политические проекты страны, но смогли реализовать фактически только один. Объединение же «Самопомощь» львовского мэра А. Садового, в списках которого вторым номером идет командир батальона «Донбасс» С. Семенченко, заявляет о своей формальной финансовой автономности, так как спонсируется из средств бизнес-партнеров, преимущественно из IT-сферы. Правда, неоднократно появлялась информация, что и эта партия получала «благотворительные пожертвования» И. Коломойского.

В общем, получается, что нынешняя рада превращается в новое поле битвы между Коломойским, Фирташем, Левочкиным, Порошенко и другими местными олигархами. Единственное изменение, по сравнению с прошлыми годами — это незначительная роль восточноукраинских олигархов и необходимость учтивого отношения к «полевым командирам», которые в любой момент могут проявить свою независимость и спровоцировать новый Майдан. В остальном же, Верховная рада так и останется абсолютно бесполезным органом власти, внутри которого будут вестись драки, звучать взаимные оскорбления, дополненные националистическими лозунгами, а интересы простых граждан, вплоть до новой вспышки революционной лихорадки, рассматриваться не будут.

И, наконец, в-третьих: в отличие от предыдущих составов, нынешняя Рада, по всей видимости, не сможет пойти на прямое сотрудничество с Москвой. По крайней мере, до весны-лета следующего года, так как только нынешняя зима и падение уровня жизни на Украине, возможно, что-то и изменят в головах большинства парламентариев, дав возможность оппозиционному блоку переманить на свою сторону неопределившихся депутатов. Дело в том, что многие из нынешних народных избранников, помня горький опыт своих предшественников, вряд ли будут готовы разделить с правительством бремя вины за происходящее в стране. Поэтому весьма вероятно, что уже в ближайшие месяцы начнется незаметный переток одномандатников в ряды оппозиции. В этом случае у Верховной Рады в будущем будет всего лишь два пути: или идти на сотрудничество с Россией, так как Запад не будет спонсировать умирающую Украину, либо готовиться к новому Майдану.

Однако подобные указанным выше перемены могут произойти не раньше, чем в середине следующего года, так как запас националистических лозунгов у украинских политиков еще достаточно велик. До тех пор в Верховной Раде будут принимать «ура-патриотические» законы (например, о приравнивании бойцов УПА к ветеранам войны), обвинять Россию во всех бедах в надежде получить очередную подачку от Запада и ждать весны. При этом необходимо отметить, что представители как парламента, так и правительства даже перед лицом национальной катастрофы вряд ли решаться на открытые переговоры с Москвой из-за страха перед радикалами и «полевыми командирами». Скорее всего, будут искаться обходные пути и, в первую очередь, через главного «миротворца» — президента Белоруссии А. Лукашенко. Как в этом случае поступят в Кремле, пока не ясно, так как решение будет зависеть о многих факторов, начиная от экономической ситуации в стране и заканчивая положением на Донбассе. Однако с полной уверенностью можно говорить, что как бы ни хотели некоторые российские, белорусские, украинские и западные политики, чтобы «украинский проект Путина потерпел поражение», в Кремле считать Украину потерянной для себя никогда не станут. Поэтому, если от Верховной Рады, как и от украинского президента, будут исходить пускай даже слабые, но все же импульсы к сотрудничеству, Москва на них обязательно ответит.

Николай Радов

30.10.2014

Источник: ИА REGNUM

Новый украинский национализм и прибалтийский апартеид

Третье место партии «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового на выборах в Верховную раду Украины стало одной из сенсаций этой избирательной кампании.

Многие украинские политологи пытаются сейчас понять, кого представляет эта политическая сила. Ей отказывают в субъектности, считая, что за ней, скорее всего, стоит днепропетровский губернатор-олигарх Игорь Коломойский. Другие называют донецкого олигарха Рината Ахметова. Исходя из этого, политологи моделируют поведение «Самопомощи» в будущих парламентских раскладах, руководствуясь исключительно политтехнологическим инструментарием. Дополнительную интригу внес и сам львовский мэр Садовый. После того как по итогам выборов обозначились два центра силы, вокруг которых может быть сформировано парламентское большинство, «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт», стало ясно, что без «Самопомощи» обойтись в этих раскладах будет трудно. Как заявил Садовый, его партия пока «не вступала в какие-либо формальные переговоры о коалиции», хотя после выборов ему «звонил премьер-министр Арсений Яценюк», а впоследствии мэр «лично встретился с президентом Украины Петром Порошенко в ответ на его приглашение». На вопрос о возможном вхождении «Самопомощи» в коалицию глава партии сообщил, «что такое решение будет приниматься совместно будущей фракцией и руководством партии» на основе «принципов». Обычно под таким ответом понимают то, что решение должны принять истинные хозяева политической силы.

Но наряду с «политтехнологическим» аспектом успех на национальных выборах партии, которая все же во многом воспринималась как региональная, дает представление об умонастроениях украинского общества, его реакции и чаяниях. Портал «Збруч» собрал информацию по голосованию в нескольких западноукраинских областях, откуда родом «Самопомощь». Картина получается следующая. На Львовщине лидером по партийным спискам стали «фронтовики» Яценюка — Турчинова, однако в одномандатных округах 5 из 12 кандидатов, лидеров избирательной кампании, представляют «Блок Петра Порошенко», один депутат — «Самопомощь», 4 — самовыдвиженцы, еще одно место разыгрывают между собой «Свобода» и «Народный фронт». На Ивано-Франковщине по предварительным итогам представители «Блока Петра Порошенко» берут 4 мандата, «Народный фронт» — 2 и один самовыдвиженец. На Тернопольщине от «Блока Петра Порошенко» проходят 3 человека, один от «Свободы» и один самовыдвиженец. То есть «Самопомощь» здесь оказалась незаметной. А где ее выделили? В городах и за границей. В Вашингтоне она набрала 33% («Народный фронт» — 22%, «Блок Петра Порошенко» -18%). В Москве — 152 голоса («Блок Петра Порошенко» — 106, «Народный фронт» — 94), в Польше — более 850 голосов или почти треть всех избирателей («Народный фронт» и «Блок Петра Порошенко» около 700 голосов), наконец, в Киеве партию поддержали около 20% избирателей.

Как отмечает глава общественного объединения «Комитет избирателей Украины» во Львовской области Оксана Дащакивская, на этих выборах общество требовало люстрации, мира в стране и новых лиц в политике. Все эти факторы были просчитаны в избирательной кампании «Самопомощи». Так, в отличие от других партий, она не ассоциировалась с «антитеррористической операцией» в Донбассе. Это во-первых. Во-вторых, среди граждан сложился положительный имидж, образ «беспроблемного европейского Львова с европейским мэром во главе». В-третьих, Садовый заключил союз с теми галицкими интеллектуалами, которых раньше на фоне радикальных украинских националистов маргинализировали. За месяц до выборов в парламент во Львове было объявлено об учреждении «Европейской галицкой ассамблеи» во главе с председателем клуба «Митуса» Владимиром Павливом. ЕГА, на мероприятиях которой почетным гостем бывал львовский мэр, пообещала помочь превратить Галичину в «образцовый регион страны», который станет примером для «евроинтеграционных надежд украинского народа». По словам Павлива, Галичина вместе с Буковиной и Закарпатьем имеют большой опыт пребывания в составе Европы, который и должны использовать, чтобы превратить «наш регион в локомотив изменений в стране», для чего требуется, в частности, возродить местное самоуправление. Директор Института развития города Черновцы Олег Хавич отмечает в этой связи следующее: "Садовый не будет акцентировать внимание на украинизации и прочих гуманитарных вопросах. Они потребуют либеральных реформ и децентрализации — для всей страны. При этом он может использовать в своих целях ситуацию в Донбассе. Вспомните его комментарий к закону об особом статусе районов Донбасской и Луганской областей — «то, за что мы бьемся десятки лет, некоторые регионы могут получить автоматически, а другие должны сидеть и ждать у моря погоды». Что бы это значило?

Ранее Галичину на центральном уровне представляла партия «Свобода», которая сейчас, похоже, не проходит в Верховную раду Украины. Вместе с ней поражение терпит и предыдущая версия «национального мифа», который строился на двух направлениях «колонизации» Востока и Юга — внедрении украинского языка и построенной на культе УПА-ОУН «героической истории». Однако последовавшая после Майдана гражданская война в Донбассе показала неожиданные для «свободовцев» последствия. Пассионарный «русскоязычный» украинский национализм, чьим ярким представителем стал «Правый сектор», принял «героическую историю», но отторгнул «мову». Сбылся самый страшный кошмар — Степан Бандера заговорил на русском языке. Это с одной стороны. С другой стороны, «русскоязычный» украинский национализм оказался намного более экстремистским, нежели задумывали его создатели, которые выращивали этого кадавра под будущую битву с Москвой. Крымский историк Андрей Мальгин справедливо замечает, что «украинская идея родилась внутри России, ее создала русская интеллигенция, и сами украинцы о ней в последнее время говорят все меньше и меньше… Почему так тянутся на Украину? Почему Глеб Якунин там священник? Почему Евгений Киселев побежал туда? Почему вообще в Москве ходят с украинскими флагами? Вовсе не потому, что любят Украину и понимают украинский язык. Русский либерал, он презирает украинца так, как он никого не презирал. Ему не нравится этот язык, не нравится эта культура, но он будет ходить с этим украинским флагом, потому что Украина для него сегодня олицетворяет то, что, по его мнению, не хватает в России — то есть либерального начала».

Однако «Правый сектор» и его идеология как альтернатива «московскому авторитаризму» — это перебор даже для российских либералов. Поэтому ему на замену идет «мягкий» украинский национализм с «европейским лицом». Такой, какой мы можем наблюдать в Прибалтике, где формальные демократические институты соседствуют с национальным мифом, в который входит оправдание сотрудничества с немецкими нацистами и своего рода апартеид по отношению к этническим меньшинствам — русским, полякам, белорусам. Первый пункт на Украине на властном уровне уже выполняется, вспомним хотя бы указ президента Порошенко о переносе Дня защитника Отечества на 14 октября, день основания Украинской повстанческой армии. Второй подвергается трансформации, этнический апартеид будет заменен на политический. Иначе говоря, любая «пророссийская ориентация» становится предметом силового преследования Службой безопасности и так называемыми активистами. В то время как «витриной» Киева для Запада послужит «проевропейская» партия «Самопомощь» или ее аналоги. Разумеется, нельзя исключать, что (в случае подтверждения слухов о контроле над ней Коломойского) истинные хозяева этой силы не преследуют столь далеко идущих планов, а рассматривают «Самопомощь» в качестве инструмента для решения технологических задач, например, расширения прав и полномочий своих удельных владений. Но история знает нередкие примеры, когда дорога в «светлое будущее» приводила в «темное прошлое». А как показывает настоящее — прививки от дикости и варварства современная Украина не имеет.

Станислав Стремидловский, политолог

29.10.2014

Источник: ИА REGNUM