Конец минувшей недели ознаменовался обострением конфликта между национал-радикальным «Правым сектором» и министерством внутренних дел Украины. Лидер ПС Дмитрий Ярош потребовал освободить его сторонников, задержанных в последнее время, а само МВД — очистить от «антиукраинских сил». В противном случае он пригрозил устроить «поход на Киев». До реализации угрозы дело, правда, не дошло. Уже на следующий день Ярош сообщил, что его требования (по крайней мере, часть из них), выполнены, поэтому «похода» не будет. Демарш «Правого сектора» некоторые связали с приближающимися выборами, другие считают, что таким образом националисты пытаются проверить на прочность центральную власть.

Конфликт «Правого сектора» и власти — в лице МВД под руководством Арсена Авакова — начался вскоре после «революции». Своего пика он достиг после гибели одного из лидеров ПС Александра Музычко (Саши Белого), который был объявлен в розыск после нападения на сотрудника прокуратуры и погиб при задержании (официальная версия гласила, что он застрелил себя сам). «Правый сектор» тогда обещал отомстить. Аваков заявлял, что «принимает вызов», и называл авторов угроз бандитами.

Позднее противостояние пошло на спад. Хотя инциденты, подобные тем, в которых участвовал Музычко, не прекращались. Некоторые из них попадали в криминальные сводки. Как, например, июньский захват Долинского нефтеперерабатывающего завода (который, как утверждали в «ПС», якобы перечислял средства на нужды самопровозглашенной Донецкой республики) или случай на Волыни, где радикалы требовали отставки одного из местных милицейских начальников, угрожая в противном случае поджечь управление МВД.

Очередной инцидент произошел 12 августа на территории Львовской области. Там были задержаны представители «Правого сектора», возвращавшиеся из зоны боевых действий с арсеналом оружия (в частности, автоматами и гранатометами). Местные СМИ, ссылаясь на пресс-службу ПС, сообщали, что милиция обстреляла колеса машин, в которых ехали националисты, а затем в течение 12 часов держала задержанных в наручниках. В милицию, как рассказал советник главы МВД Антон Геращенко, прибыла группа поддержки ПС, а Дмитрий Ярош лично звонил начальнику львовской милиции.

В итоге конфликт вроде бы был улажен. Задержанных отпустили в тот же день — «под личное обязательство являться на допросы». Однако уже через несколько дней, по данным МВД, история повторилась в Хмельницкой области. Там на посту ГАИ была остановлена машина с представителями «Правого сектора», которые, наряду с зарегистрированными охотничьими ружьями, везли четыре автомата, РПГ и боеприпасы. Якобы националисты собирались сами сдать все это милиции.

А в субботу, 16 августа, Дмитрий Ярош выступил с ультиматумом. Он заявил, что в МВД Украины действуют «реваншистские, контрреволюционные силы» во главе с генералом Евдокимовым (Владимир Евдокимов — первый заместитель министра внутренних дел). Они, по словам Яроша, «делают все возможное, чтобы уничтожить завоевания революции и проложить путь для сепаратистских и террористических группировок на Киев».

Далее утверждалось, что милиция развернула борьбу против «Правого сектора» («незаконные задержания, аресты, избиения, обыски, изъятия полученного в бою оружия, коснулись десятков бойцов»). Упоминались Днепропетровск, Киев, Стрыя и другие города.

Затем последовал и собственно ультиматум: лидер ПС потребовал освободить задержанных, закрыть заведенные на них уголовные дела и вернуть изъятое оружие. Он также призвал президента Украины Петра Порошенко навести порядок в МВД и очистить его от «антиукраинских сил». На выполнение требований властям отводилось 48 часов. «В случае невыполнения наших требований… мы будем вынуждены снять все наши подразделения по линии фронта, объявить всеобщую мобилизацию резервных батальонов и начать поход на Киев с целью проведения «быстрых реформ» в МВД, — сообщил Ярош. — Производные колонны «Правого сектора» будут идти в полном снаряжении».

В МВД после этого поспешили успокоить общественность. «Ничего не будет! Все эти ультиматумы лишь сотрясение воздуха и буря в стакане!», — заверил советник министра Антон Геращенко. «Очередной информационный поток, от подзабытого правого сектора — на этот раз придумали "ультиматум Президенту". Выборами запахло…», — написал в Facebook сам министр Арсен Аваков. Яроша он при этом обозвал «фигляром».

Скептически к демаршу, по информации украинского издания «Вести», отнеслись и в окружении президента Украины. «Их в Киеве никто не поддержит, и никто не поймет снятия частей с фронта, — заявил журналистам источник. — Такое даже официально комментировать нет смысла. Ярош явно дал в штангу».

Версия, что серьезное противостояние с властью националисты не планировали, вскоре получила подтверждение. В воскресенье, 17 августа, ультиматум фактически был отозван. В «Правом секторе» заявили, что ранее дали волю эмоциям, заверили, что не будут действовать во вред Украине, и пообещали, что бойцы «ПС» останутся на фронте.

В то же время, по словам представителей «Правого сектора», ультиматум сыграл свою роль. Требования (по крайне мере, частично) были выполнены: задержанные соратники освобождены, вопрос об отставке заместителя министра Владимира Евдокимова рассматривается правительством (Аваков, как стало известно, подал документы на его увольнение, правда, сделано это, по словам, министра, было еще две недели назад).

Впрочем, конфликт на этом исчерпан не был. За последние дни стороны успели обменяться и другими обвинениями. В МВД заявили, что «Правый сектор» «пиарится на крови» и подыгрывает «московской пропаганде». Аваков также возложил ответственность на Яроша за недавнюю гибель его соратников под Донецком, объяснив потери «тупостью командования».

В «Правом секторе», в свою очередь, обвинили руководство МВД в подготовке «масштабной провокации, направленной на дестабилизацию всей внутриполитической ситуации в стране». По словам представителя «Правого сектора» Андрея Денисенко, якобы планировались обыски на базах «ПС», а также арест его лидеров, включая и Дмитрия Яроша (в российских СМИ на этом фоне появилась информация, что Аваков якобы даже отдал распоряжение о физическом устранении Яроша, об этом заявил военный эксперт Игорь Коротченко).

Комментируя появление ультиматума, бывший замкомандира батальона «Азов», соратник Олега Ляшко Игорь Мосийчук заявил, что Ярош находится под влиянием «олигархического клана Коломойского» (ранее в «Правом секторе» признавали, что олигарх Игорь Коломойский, возглавляющий ныне Днепропетровскую область, оказывал им помощь). «Как по мне, то это заявление Яроша о походе, который никогда не состоится, это пробный шар Коломойского в лузу президента Порошенко», — считает он. «Если власть, — рассуждает Мосийчук, — поддастся на ультиматум… то следующими требованиями днепропетровского олигарха через посредство «Правого сектора» или любой другой вооруженной структуры станет тот или иной законодательный акт или отмена результатов выборов».

Аналогичное объяснение предложил и политолог Вадим Карасев. «Это пробный шар команды Коломойского. Так они тестируют Киев на реакцию и на возможность раскола в правящей группировке, которая отнюдь не монолитна», — считает он. По словам эксперта, в окружении олигарха уже намекают на «независимость Днепропетровска» и Киеву «нужно быть готовыми к тому, что эти люди выйдут из-под контроля». «Власти придется реагировать, так как это бьет по имиджу и ослабляет государство», — заключил эксперт.

Вопрос о неподконтрольности Киеву созданных в последнее время вооруженных формирований (которые еще называют «армиями олигархов») поднимался уже не раз. Как и вопрос о том, в какой степени Киев сегодня может влиять на происходящее в Днепропетровской области. Иллюстрацией к последнему стала скандальная история с главой Госкомзема Сергеем Рудыком, которого, когда он находился в Днепропетровске, группа активистов решила принудительно отправить на фронт. Поводом послужило то, что глава ведомства пытался назначить в местное управление человека, кандидатура которого не устроила местных активистов, среди которых были и представители «Правого сектора». Чиновник, как рассказал журналист Юрий Бутусов, упирался, звал милицию, но ему это не помогло. Как сообщили позднее в областной администрации, Рудык был «зачислен в состав одной из частей украинской армии в качестве рядового бойца».

Инцидент с главой Госкомзема вполне соответствовал тенденции, получившей начало еще во времена Евромайдана, когда группы людей стали подменять власть и действовать в обход закона — ссылаясь сначала на «революционную целесообразность», затем — на «военное время». Едва ли, впрочем, чиновник, представляющий ныне правящую партию «Свобода» (одну из тех, что приняли участие в «революции»), ожидал, что эти процессы коснутся и его тоже. Собственно, и «поход на Киев», анонсированный националистами, стал бы вполне логичным продолжением предшествовавших событий.

«Пример Рудика и его отправки на фронт — это лакмусовая бумажка нашей нынешней системы госуправления, — писала «Деловая столица». — На самом деле это лишь анекдотическая вершина айсберга новой системы координат — махновщины, которая все больше расползается по всему обществу… Сегодня все аплодируют Коломойскому, который отправил "коррупционера" на фронт… Но все эти смешные истории имеют печальные последствия, когда они начнут тиражироваться».

Михаил Тищенко

19.08.2014

Источник: Lenta.ru