7 июня 2014 г. в Украине прошла инаугурация Президента Украины. Учитывая геополитическую важность украинского кризиса для всей Евразии – это событие вызвало неоднозначную реакцию не только в России, но и в Центральной Азии. Представители 56 стран поучаствовали в торжественных мероприятиях, однако президенты России, Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана даже не послали поздравительные письма Петру Порошенко.

В то же время, Президенты Азербайджана, Казахстана и Таджикистана поздравили П. Порошенко с избранием, а Н.Назарбаев даже направил на инаугурацию премьер-министра К.Масимова.

На постсоветском пространстве можно констатировать некий раскол в восприятии процессов смены власти в Украине. В этой конфигурации Россия и Украина будут пытаться найти общий язык по вопросам поставок газа и деэскалации конфликта на Востоке страны без официальных реверансов. Что касается Узбекистана и Туркменистана, то они, как обычно, никуда не торопятся и выжидают. Впрочем, признание легитимным президентом человека, пришедшего к власти на волне государственного переворота, противоречит основополагающим принципам внутренней и внешней политики Узбекистана и Туркменистана. Запад, удовлетворенный прогрессом во взаимоотношениях с Узбекистаном вряд ли будет пытаться давить на И.Каримова в этом вопросе. Внешнеполитическая стратегия Душанбе по-прежнему основывается на попытках усидеть на двух стульях – западном и российском, а признание Э.Рахмоном президентства П.Порошенко вполне вписывается в выбранную стратегию: отношения с Россией это сильно не испортит, а Западу будет приятно.

В этой конфигурации наиболее конструктивной из всех республик Центральной Азии является позиция Казахстана. Н. Назарбаев сумел дальновидно избежать паллиативных высказываний относительно Крыма. Авторитет и влияние Елбасы позволяет ему поступить аналогично и с легитимацией П. Порошенко. Вполне возможно, что Н. Назарбаев сможет выступить посредником между Украиной и Россией. А вот Президент Беларуси А.Лукашенко, принявший участие в инаугурации П.Порошенко на такую роль уже претендовать не может, так как он занял однозначную, а не дипломатичную позицию. Впрочем, для евразийской интеграции это только плюс, так как всему миру было продемонстрировано, что различие политических позиций стран-участников не является основанием для пробуксовки интеграционных проектов, в отличие, кстати, от антиевразийской позиции Запада.

Д. Михайличенко

09.06.2014

Источник: ЦГИ "Берлек-Единство"