Во вторник, 3 июня, президент США Барак Обама отправился в турне по Европе. Вояж продлится четыре дня, и главной его темой станет ситуация на Украине и политика в отношении России.

Едва прибыв в Варшаву, американский президент заявил, что Вашингтон «готов ввести дополнительные экономические меры в случае, если Россия продолжит дестабилизацию Украины». Вместе с тем, он отметил, что готов приступить к нормализации отношений с Москвой, «если Россия будет вести себя ответственно в ближайшие месяцы», однако «на это потребуется время».

По мнению Белого дома, два момента – прошедшие на Украине президентские выборы и начатый Россией отвод войск из приграничных регионов – свидетельствуют о том, что острая фаза кризиса позади. Обама приписывает этот «успех» решительным действиям США – об этом он объявил на прошлой неделе, выступая перед выпускниками военной академии West Point. На этом основании Вашингтон отложил введение нового пакета «секторальных санкций» против России.

Тем не менее, по заявлениям Белого дома, во время турне президент Обама намерен продемонстрировать, что США продолжат политику изоляции России, и в случае необходимости окажут военную поддержку европейским союзникам.

Эта демонстрация началась уже в Варшаве: Обама сфотографировался на фоне истребителя F-16 с американскими и польскими летчиками, выполняющими совместные тренировочные полеты на базе ВВС в Польше. Вслед за этим американский президент отправился на переговоры с руководителями Польши, а затем – на встречу с лидерами стран Восточной Европы, включая прибалтийские государства. Отдельным пунктом в протоколе стоит встреча главы Белого дома с новоизбранным президентом Украины Петром Порошенко – она состоится в среду.

Покончив с Восточной Европой, президент США переместится в Брюссель, где его ждут лидеры стран «семерки» (Великобритании, Франции, Германии, Канады, Италии и Японии). С Владимиром Путиным Обама встречаться не планирует. В Белом доме не исключают, что лидеры двух стран «обменяются несколькими фразами» 6 июня – оба президента принимают участие в церемонии, посвященной 70-летию высадки союзных войск в Нормандии.

Правда, абсолютно игнорировать Путина президенту США едва ли удастся. В четверг российский лидер проведет переговоры с президентом Франции Франсуа Олландом, после чего продолжит беседу с ним за совместным ужином. Этот дружеский формат вполне можно расценивать как сигнал, что европейские страны готовы нарушать введенный Вашингтоном режим изоляции Москвы без поминутной оглядки на Обаму.

Что на самом деле стоит за турне президента США, и какие последствия будет оно иметь для России и Украины?

– В результате украинского кризиса образовалась новая силовая линия США-Россия, – считает заместитель директора Института США и Канады РАН, профессор Виктор Кремнюк. – Америке активно не нравится поведение России, и она хочет добиться перемен в этом поведении. Но Россия сама решает, как себя вести.

Европейцы в этой ситуации понимают: лезть в разборки между США и Россией особо не следует, но какую-то позицию занять нужно. Само собой, Европа поддерживает США: для европейцев это союзник, старший брат и партнер. Но и расшибать лоб в демонстрации этой поддержки Европа не собирается. Россия, в конце концов, полезна ЕС своими ресурсами и пространством. Поэтому, считает Брюссель, не нужно до конца рвать с Москвой. В итоге, лидеры стран ЕС заняли промежуточное положение между США и Россией – как, кстати, и китайцы, которые вроде бы и нас поддерживают, и с Америкой не ссорятся.

Подобной ситуации давно уже не возникало, и она наглядно демонстрирует многополярность мира. Две крупные державы не поладили между собой, и пытаются разбираться, а остальные страны стараются держаться в стороне, не брать на себя слишком много, и не наваливаться всем на одного.

«СП»: – Что будет итогом встречи Обамы и Порошенко? Украинский президент активизирует операцию по подавлению Донбасса?

– Видимо, это зависит от многих привходящих факторов. Но то, что Порошенко операцию на Юго-Востоке будет и дальше вести, сомнений не вызывает. Украинский президент хочет ее вести, и ему в этом помогает Запад, оплачивая украинские долги.

Еще со времен, когда 20 лет назад США приняли решение расширять НАТО, Украина была одним из потенциально сложных моментов этого процесса. Неясно было, включать ее в Североатлантический альянс или не включать. Идея американцев заключалась в том, чтобы построить довольно плотную границу между Европой и Россией, чтобы Россия в Европу не лезла, а ограничивала сферу интересов Средней Азией и Закавказьем.

Сейчас вопрос о включении Украины в НАТО снова оказался в политическом мейнстриме. Грубо говоря, он стоит так: удастся ли помочь Порошенко настолько, чтобы он придушил Юго-Восток, и тем самым ослабил возможности Москвы вмешиваться в украинские дела, или нет?

Естественно, на двусторонней встрече Обама будет всячески уверять Порошенко в поддержке, в том, что украинский лидер находится на правильном пути, и должен продолжать действовать в том же духе. А для чего еще президенту США встречаться с украинским коллегой?!

«СП»: – Почему Обама не встретится с Путиным?

– Я не думаю, что Обама хочет демонстрировать свое одобрение действиями Путина. Да и Путину не интересно получать благословение Обамы. Поэтому я не вижу большого смысла в том, чтобы они встречались: пока вопрос с Восточной Украиной не уляжется, им не о чем говорить. Но в перспективе разговаривать со Штатами можно о многом.

Вообще, решение пригласить Путина в Нормандию – европейское, а не американское. Кстати, когда праздновалось 50-летие высадки союзных войск в Нормандии, США не пригласили Россию на церемонию, и запретили делать это европейцам. Но сегодня – немного другие времена.

«СП»: – О чем мы можем разговаривать со Штатами, когда украинский кризис будет преодолен?

– Повестка российско-американских переговоров здоровенная. Из списка вопросов, которые сформировались еще 20 лет назад, сразу после окончания холодной войны, почти ничего не решено, кроме промежуточных соглашений по контролю над стратегическими вооружениями. ПРО, ядерное разоружение, баланс обычных вооружений в Европе, – вот далеко не полный перечень нерешенных проблем, по которым нам необходимо разговаривать.

Но главное, что будет входить в повестку грядущих переговоров с американцами – проблема модернизации России. Можно сколько угодно объявлять себя консерваторами, но деваться некуда: соображения глобальной конкуренции ставят вопрос о модернизации РФ ребром.

– США очевидно сталкиваются с трудностями в проведении своей политики на европейском направлении, – отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – Национальные правительства во Франции, Италии, в значительной степени в Великобритании не поддерживают действия США на Украине. Обаме нужно каким-то образом восстановить контроль над союзниками – над НАТО и ЕС.

Сегодня Великобритания угрожает выйти из ЕС, во Франции заявления Марин Ле Пен по крымскому вопросу получают поддержку большинства французов, а в Германии начался открытый бунт бизнеса и политиков против проамериканской политики Ангелы Меркель. Все это тревожные звоночки для Обамы. В такой ситуации его личное присутствие – пожалуй, последний рычаг, с помощью которого США могут попытаться изменить ситуацию.

Нынешний вояж Обамы и есть попытка преодолеть тенденцию на отторжение политики США на европейском континенте. Проблема в том, что США по украинскому кризису заняли очень жесткую позицию, и менять ее не собираются. Вместо этого американцы намерены изменить позицию всех остальных. Но беда в том, что для этих остальных, – начиная с России и заканчивая Евросоюзом, – изменить позицию на проамериканскую равносильно самоубийству. Другими словами, изначально переговорные позиции настолько антагонистичны, что шансы на их изменения близки к нулю.

Думаю, европейское турне Барака Обамы, кроме нескольких заявлений и попыток переговоров, ни к чему серьезному не приведет…

– Обама находится под влиянием группы советников, которые настроены по отношению к России резко критически, – уверен доцент кафедра мировых политических процессов МГИМО (У) МИД РФ Иван Сафранчук. – Они искусственно сужают спектр мнений, которые имеются в Соединенных Штатах по поводу украинского кризиса. Даже если принять за допущение, что никто в Америке не готов Россию похвалить за украинские события, все же накал критики в различных политических кругах США существенно отличается. Но почему-то Барак Обама ориентируется только на определенный спектр точек зрения в отношении РФ.

Возможно, это связано с личными установками американского президента. Наверное, он разочаровался в своих попытках выстроить взаимоотношения с Москвой, которые он считал правильными, и теперь ищет подкрепления своей личной точки зрения в экспертных кругах.

Это достаточно уязвимая позиция. В Европе явно имеются и другие интересы, кроме как поддерживать психологические установки американского президента. Поэтому Бараку Обаме важно сохранять единство взглядов на украинский кризис, которые есть между США и крупнейшими странами Европы.

Парадоксальным образом, поддерживать это единство можно, лишь подогревая украинский кризис. Потому что как только эмоции и напряженность спадают, европейцы начинают вести себя более рационально и спокойно в отношении России. И тогда оказывается, что нужен новый виток кризиса, чтобы европейские страны вернулись к большей солидарности с позицией Обамы.

К настоящему моменту мы прошли несколько кругов такой корректировки взглядов. Первый круг, когда возникла общезападная позиция по украинским событиям – это период начала 2014 года, когда было общее настроение, что Янукович должен уйти, и чем быстрее, тем лучше. Однако после того, как повстанцы взяли Киев, и, мягко говоря, порядка в городе это не добавило, европейцы стали задумываться: что-то произошло не так, и надо оказать давление на новые киевские власти.

Но тут случилась крымская кампания, и на Западе опять возникло полное единство. Потом, к концу апреля, страсти улеглись, и стало понятно, что присоединение Крыма к РФ – дело решенное, и надо думать, как жить с этим дальше. Но вновь возник алармистский фактор – операция на Юго-Востоке, и снова – единство мнений.

Судя по всему, Барак Обама задался целью устроить еще парочку таких кругов до конца текущего года, чтобы удержать европейское восприятие украинского кризиса, укоренившееся за последнюю пару месяцев. Думаю, нынешнее турне отчасти этому поможет. Но понятно и другое: европейцы все время будут стремиться перейти на другие позиции, и как удерживать их в состоянии напряженности по поводу Украины в перспективе хотя бы полугода – вопрос, по большому счету, открытый…

Андрей Полунин

03.06.2014

Источник: svpressa.ru