«Украинская правда» попробовала собрать систематизировать сведения о связях и контактов Правого сектора с представителями прошлой и нынешней власти, а также получить уникальную информацию о нынешнем состоянии наиболее радикальной силы Майдана.

Правый сектор не является иерархической организацией с вертикальной структурой управления. Скорее это горизонтальные структуры, объединенные единым названием, и формально подчинены единым штабом. На создании Правого сектора в ее состав входили ВО «Тризуб», СНА, УНА-УНСО и КУН, а также «Комитет освобождения политзаключенных» и Черный комитет.

Как известно, лидером Правого сектора является Дмитрий Ярош. Его ближайшими соратниками является собратья из ВО «Тризуб» — Андрей Тарасенко (Главный координатор парво сектора) по прозвищу «Пилипась» и Андрей Стемпицкий — «Летун».

Один из мифов о Правый сектор — это их неприятие любых переговоров с режимом Виктора Януковича. В действительности Правый сектор сам был готов вступить в такие переговоры. Известно по крайней мере о двух встречах его представителей с властью. Обе происходили в моменты наибольшего кризиса на Майдане.

Об одной из них известно из публичных сообщений. Третьего февраля представители Правого сектора вместе с ветеранами Афганистана встретились с главой СБУ Александром Якименко и первым заместителем министра внутренних дел Виктором Дубовиком. Переговоры состоялись после принятия закона об амнистии. Публично было объявлено, что стороны договорились об освобождении задержанных активистов.

О втором контакт уже на высшем уровне — между Виктором Януковичем и Дмитрием Ярошем — стало известно уже после бегства Януковича из Киева. И не от самого Яроша, а случайно — лидера Правого сектора сначала узнал один из работников администрации президента, а затем информацию о встрече подтвердили работники, имели доступ к внутреннему журнала посещений президента.

Сам Дмитрий Ярош так описал эту встречу в интервью «Украинской неделе»: «Она (встреча — УП ) действительно была. Однако уже после завершения активных действий. Вышли СБУшники и предложили не только мне, но и провода, моему ближайшему окружению, встретиться для прекращения кровопролития. Соответственно я поехал в администрацию. Там говорилось о сделке — то , которую потом подписали. Я отказался это сделать. Сказал, что мы марионетками никогда не были и не будем, поэтому давайте выводите войска, потому начнется партизанская война во всей Украине. Там его дипломаты также давили, я не беру эту заслугу на себя, однако речь шла о том, что мы не отступим, не составит оружия, будем стоять до конца. Возможно, это для него стало тоже определенной каплей, когда он решил прекратить так называемую антитеррористическую операцию и отвести войска. Хотя в то время еще снайперы работали».

Зато остается несколько важных вопросов этой встречи.

1. Почему Ярош доверил свою жизнь работникам СБУ?

Переговоры состоялись 20 февраля в здании администрации президента на Банковой. По словам соратника Яроша — Андрея Тарасенко (руководитель киевской организации «Правого сектора»), лидера Правого сектора повезли к Януковичу на автомобиле прямо с Майдана.

На тот момент от Майдана к Банковой не было короткого пути: улица Грушевского была перекрыта, единственный способ добраться до Банковой с Майдана — проехать через всю набережную и подняться с другой стороны Грушевского, или объехать Майдан по Владимирской. На этом пути могло случиться что угодно.

Кто именно выступил посредником между Януковичем и Ярошем? Очевидно, это был человек, которому Ярош доверял настолько, что даже после расстрела сотни людей на Майдане, он не боялся за свою жизнь.

2. С какой целью Ярош вообще поехал к Януковичу?

Напомним, на тот момент Дмитрий Ярош считался самым большим врагом режима. Нейтрализация лидера Правого сектора с одновременным арестом лидеров оппозиции теоретически могла разрушить все планы по свержению власти.

И если уж реконструировать детали переговоров: пожал Ярош руку Януковичу после гибели людей на Майдане? Что он ему сказал? (По информации источников «Украинской правды» беседа продолжалась более часа)

3. Почему эта встреча осталась в тайне?

Почему Ярош сам не сообщил ни о факте этой встречи, ни о ее результатах. Если все действительно так, и Ярош отказал Януковичу, было бы вполне логично сообщить об этом и своих сторонников и людей на Майдане сразу после окончания переговоров.

Впрочем источники «Украинской правды» рассказывают, что о контактах окружения Виктора Януковича с Дмитрием Ярошем и подчиненными в администрации президента знали еще задолго до событий 17-20 февраля.

По словам одного из бывших сотрудников администрации президента, еще в конце января на стол Януковичу было положено докладную, в которой отмечалось о договоренности между Службой безопасности Украины и лидерами правого сектора о возможном увольнении улице Грушевского в обмен денежное вознаграждение. По словам собеседника «Украинской правды», докладная имела «синий» гриф, что означало, что информация, приведенная в документе, подтверждена соответствующим аудиозаписью.

Другой источник сообщает, что о тех же договоренности позднее Виктору Януковичу докладывал Андрей Клюев. Глава администрации президента утверждал, что суммы в десять миллионов долларов он может договориться об освобождении улице Грушевского, отвода сил Правого сектора с Европейской площади, передвижения баррикад до уровня улицы Трехсвятительской. Свидетелями этого доклада были Генеральный прокурор Виктор Пшонка, глава МВД Виталий Захарченко и министр юстиции Елена Лукаш.

А уже через несколько дней на стол Виктору Януковичу было положено другую докладную — уже с красным грифом (информация собрана через агентуру СБУ), в которой сообщалось, что Правый сектор активно начал развивать региональную сеть и обеспечивать своих бойцов униформой.

По словам собеседника редакции, информация о неформальные контакты власти с Правым сектором беспокоила многих людей в окружении Януковича. Рассказывают, что несколькими днями позже после доклада Клюева, во время совещания уже в более расширенном составе Елена Лукаш направления спросила Виктора Януковича, зачем власти пытаются подкупить радикальные силы, фактически финансируя их деятельность. Два свидетеля этого разговора рассказывают, что в ответ Янукович предложил министру юстиции «закрыть е. .. о». Более разговор по этому вопросу не поднималась.

Впервые подозрение о возможной причастности Правого сектора в группу Дмитрия Фирташа появилась при задержании председателя Нафтогаза Евгения Бакулина, который входит в орбиту одного из основателей RosUkrEnergo и бывшего главы Минтопэнерго в правительстве Николая Азарова — Юрия Бойко.

При ареста Бакулина в помещении присутствовал регионал Сергей Кацуба, причастен к операции по покупке «вышек Бойко». Советник про-бойковского главы «Нафтогаза» Бакулина Сергей Зилов при аресте Бакулина пригрозил правоохранителям позвать на помощь бойцов Правого сектора. «Сейчас позвоню охране Майдана, приедет «Правый сектор «, и у вас будут проблемы. Вы шокируете женщин, с автоматами, в масках… Давайте так. Хотите, сейчас будут здесь вторые автоматчики?», -угрожал Зилов.

Впрочем, не секрет, что единственный лидер оппозиции который в течение всего Майдана контактировал с Дмитрием Фирташем, был Виталий Кличко. Об этом в интервью «Украинской правде» сказал сам Дмитрий Ярош , и контакты с ним не скрывали и в окружении самого лидеру УДАРа.

Тот факт, что Виталий Кличко находится под прямым или косвенным влиянием группы Фирташа стало очевидно после публичной поддержки Сергеем Левочкиным и самым Фирташем слияния лидеру УДАРа под знамена Петра Поршенко минувшее воскресенье.

Между тем «Украинской правде» удалось найти и официальные связи лидера Правого сектора с командой Виталия Кличко. По информации «Украинской правды», Дмитрий Ярош почти год был помощником-консультантом народного депутата, «ударовцы» Валентина Наливайченко — нынешнего председателя Службы безопасности Украины.

Эту информацию подтвердили оба политика. Пресс-служба Правого сектора сообщила, что «в этом нет ничего удивительного, мы этого факта не скрываем». А помощник председателя СБУ сообщил, что Ярош был зарегистрирован помощником-консультантом на общественных началах народного депутата Наливайченко еще 1 апреля 2013 года.

В Интернете удалось также найти видео, на котором Валентин Наливайченко, на тот момент беспартийный, посещает лагерь ВО «Тризуб» в присутствии Дмитрия Яроша. Видео вероятно было записано еще в июле 2012 года, в тренировочном лагере «Тризуба» в Зарваницу.

Эта информация раскрывает совсем другой пласт политических связей Правого сектора. В свете этих фактов совершенно иным выглядят, например, события 19 января, когда начались столкновения на улице Грушевского, ответственность за которые взял на себя Правый сектор. Случайно или нет, но первым на баррикадах на Грушевского оказался именно Виталий Кличко.

По информации источников «Украинской правды», после победы Майдана обсуждался несколько вариантов интеграции Правого сектора в новую власть. Сам Дмитрий Ярош якобы требовал для себя должности вице-премьера по вопросам силового блока с одновременным подчинением ему внутренних войск. Требование отклонили, предложив ему должность заместителя секретаря СНБОУ. Теперь уже отказался Ярош.

Еще три недели назад в коридорах осторожно обсуждался также вариант назначения лидера Правого сектора заместителем председателя СБУ, но потом по неизвестным причинам эти обсуждения прекратились.

Наконец, Правый сектор объявил о создании соответствующей партии, а ее лидер зарегистрировался кандидатом в президенты Украины. Один из вопросов, который сразу возникло ко Дмитрия Яроша — откуда он взял 2,5 млн гривен для залога при регистрации в ЦИК. Его соратники утверждают, что деньги были взяты из пожертвований Правом сектора на Майдане.

На сегодняшний день удалось установить восемь отрядов, входящих в состав Правого сектора. Все они формировались еще при создании Самообороны Майдана. Каждый отряд имеет свое руководство и контролирует различные объекты на Майдане и за его пределами.

В понедельник ночью во время столкновений возле гостиницы Днепр «Украинской правде» удалось ознакомиться с уникальным документом — планом расположения сил Правого сектора в городе Киеве и Киевской области.

Этот документ подготовлен аналитиками Министерства внутренних дел и возведенный для внутреннего использования.

Итак, согласно данным МВД, всего в Киеве и Киевской области Правый сектор контролирует десять объектов, в которых размещено до двух сотен постоянных членов организации. Что интересно, в документе не указано штаб Правого сектора в гостинице «Днепр». (Или документ составлялся до того, как подчиненные Дмитрия Яроша захватили отель, или в нашем распоряжении оказался не весь документ).

По непроверенной информации, после эвакуации из отеля Правом сектора предложено передислоцировать свою базу в санаторий «Волна», который расположен в урочище Колпитська казарма Киевской области.

Удастся реализовать этот план, и сможет Правый сектор превратиться из вооруженного формирования времен революции в политическую партию мирной жизни, покажет время.

На сегодняшний день имидж бойцов Дмитрия Яроша катастрофически деформируется. С движущей силы революции, которая не дала оппозиции слить Майдан и договориться с Виктором Януковичем, подчиненные Дмитрия Яроша превращаются в жупел постмайданной Украины, которым друг друга пугают не только российские СМИ, но и украинские граждане и политики.

Мустафа Найем

01.04.2014

Источник: Украинская правда