С самого начала подготовки в ноябре прошлого года к перевороту наблюдателей в Киеве не покидало ощущение некоторой двойственности. Стоило акциям протеста немного стихнуть, как что-то снова придавало им импульс, а действия оппозиции и власти переставали подчиняться логике. Словно некая «третья сила» постоянно смешивала карты.

Официально объявленной причиной массовых протестов был отказ В.Януковича от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС из-за негативного влияния этого документа на экономику Украины. В то же время Яценюк, подписавший 21 марта 2014 г. лишь политическую часть договора, объяснил свои действия тем же негативным влиянием экономических положений соглашения на украинскую экономику. Где логика?

Все становится на свои места, если проанализировать, какое государство принимало самое активное участие в осуществлении государственного переворота.

Стратегическая установка Вашингтона на превращение Украины в антироссийский плацдарм остаётся неизменной. На Украине активно работают USAID, Госдепартамент США, Корпус мира, Национальный институт демократии, американские спецслужбы. Далее идут Фонд Чарльза Стюарта Мота, Международный фонд «Відродження», принадлежащий Дж.Соросу. И это лишь вершина айсберга. Как сообщила помощник госсекретаря США В.Нуланд, в «развитие демократии» на Украине Вашингтон уже вложил 5 млрд. долл. С началом переворота текущее финансирование было резко увеличено. Размер денежных средств, поступавших в разгар майдана через посольство США в Киеве в офисы «Свободы» и «Батькивщины», составлял 20 млн. долларов еженедельно… 

США приступили к активной подготовке государственного переворота ещё до отказа В.Януковича подписать соглашение об ассоциации. 14-15 ноября 2013 г. американцы провели в Киеве занятия по проекту «Техкемп», предусматривающему подготовку специалистов в области ведения информационной войны и организации антиправительственных протестов. И тут же прозвучало заявление завербованного ЦРУ бывшего главы СБУ И.Смешко о том, что применение силы к участникам акций протеста — «это конец территориальной целостности Украины и, возможно, Югославия». Кстати, заместителем И.Смешко в принадлежащей ему общественной организации «Центр стратегических исследований и анализа» является еще один представитель разведки и кавалер высших наград сообщества ветеранов 14-й гренадерской дивизии СС «Галичина» А.Скипальский, по совместительству возглавляющий идеологическое направление работы «Тризуба им.С.Бандеры», создавшего «Правый сектор».

Начатые 19 января «Правым сектором» военные действия завершились стрельбой «неизвестных снайперов». Впрочем, неизвестны они лишь тем, кто пытается замести следы преступников. Бывший глава СБУ А.Якименко в своём интервью назвал имена организаторов убийств на майдане: это нынешний глава СНБОУ А.Парубий и завербовавший его американский агент В.Наливайченко, который возглавил после переворота СБУ. Параллельно в двурушничестве США убедился и министр иностранных дел Эстонии У.Паэт, который доложил К.Эштон, что «стремительно растет понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а кто-то из новой коалиции».

* * *

Февральский вооруженный переворот перечеркнул достигнутые европейскими дипломатами договоренности о достижении компромисса, который позволил бы урегулировать политический конфликт мирным путем. Вашингтону мирный путь был не нужен.

О том, что стратегия США на Украине изначально была направлена на разжигание гражданской войны и провоцирование вооруженного конфликта с Россией, говорит многое. Первыми шагами хунты стала отмена закона о региональных языках, вызвавшая негодование русскоязычных регионов Юго-Востока Украины. Далее последовали инициативы по введению визового режима с РФ, выходе из СНГ, «превентивных» арестах и т.д., повышающие уровень конфликтности в украинском обществе и раскалывающие страну. США торопятся воспользоваться ростом напряжённости; вместе с англичанами и поляками они уже начали заброску подразделений спецназа в ряд областей Украины. В открытую работают на украинской территории наёмники из частных военных компаний. 

Продолжается работа над созданием системы ПРО США в Европе. Москва неоднократно подчёркивала, что в этом нет никакой военной необходимости. Есть необходимость другого рода: как отметил глава комитета Госдумы по международным делам А.Пушков, Соединённым Штатам «нужно вновь превратить Россию в стратегического противника». 

Многие в Европе и в США это хорошо понимают. Бывший помощник министра финансов США Пол Крэйг Робертс говорит, что «главная цель - расположить военные базы США на Украине, рядом с российской границей». Вторит ему эксперт Ориельского колледжа Оксфордского университета Марк Алмонд: «Американцы определённо хотят, чтобы ЕС навязал Украине членство в НАТО». А аналитик Executive Intelligence Review У.Джонс подчеркивает, что «та игра, которая происходит на Украине, ее целью является не Украина. Конечной целью является Россия». Подмечено верно, но этим стратегические цели США не исчерпываются. Затягивание кризиса на Украине позволяет Вашингтону ослабить и других своих геополитических конкурентов. Прежде всего Евросоюз. 

Навязываемые американцами экономические санкции против РФ намного сильнее ударят по Евросоюзу, чем по США. Россия – третий по величине торговый партнёр ЕС. Практически половина произведённых в Европе автомобилей уходит на экспорт на восток, Россия покупает 18 % химической продукции в ЕС и 8 % пищевой продукции. 21 % проданных в 2013 году автомобилей в России, были произведены в ФРГ. Словакия экспортирует в Россию 250 тысяч автомобилей в год. Две трети потребляемой энергии Европа получает из России. Потому-то европейский бизнес уже забил тревогу. Глава французского банка Societe General Ф.Удеа подчеркнул: «Лично я думаю, что эти санкции будут носить ограниченный характер. Нужно держать в голове, что в случае их введения Европа, в некотором роде, потеряет столько же, сколько и Россия». А глава экспортного отдела компании Sielaff GmbH & Co В.Мишолле считает введение санкций «безумием».

Вопрос о санкциях против России раскалывает Европу. Италия и Франция восприняли это предложение сдержанно, а Болгария, Латвия и Кипр потребовали у Брюсселя компенсации за бойкот Москвы. Канцлер Германии А.Меркель подверглась жесткой критике со стороны оппозиции. Лидер Левой партии в бундестаге Г.Гизи обвинил главу государства в потворстве интересам США в ущерб национальным интересам: «Ответ России коснётся не США, а европейцев, в первую очередь немцев. И что Вы сделаете в этой ситуации, госпожа Меркель? Как и всегда Вы прислушаетесь к правительству США?» 

Разрушение экономики Украины наносит ущерб не только России, но и Китаю, и Индии. Объем двусторонней торговли между Украиной и Китаем составляет $10 млрд. Подписанные В.Януковичем соглашения с Китаем позволили бы увеличить эти показатели в четыре-пять раз, до 40-50 млрд. долларов США. Сейчас оказалась под ударом реализация украинско-китайских инвестиционных проектов в аграрном секторе и в области энергоэффективности, энергосбережения и возобновляемых источников энергии. Для Индии под угрозой окажутся проекты модернизации украинскими специалистами промышленного оборудования индийских предприятий машиностроения, металлургии, химической промышленности, поставки нового и модернизации существующего оборудования для предприятий ядерной и тепловой энергетики. Сохраняет своё значение украинская промышленность и для России. Несмотря на развитие замещающих производств в оборонной сфере, российский ВПК ещё в течение нескольких лет будет нуждаться в поставках украинских комплектующих, в том числе в сфере стратегического ядерного оружия.

* * *

Дальнейшая дестабилизация Украины и разрушение украинской государственности несут выгоды исключительно Соединённым Штатам, где традиционно смотрят на Евразию как на «большую шахматную доску». И соответственно, поиск механизма урегулирования кризиса на Украине становится общей проблемой для многих государств Евразийского континента. Видимо, назрела необходимость вынести проблему урегулирования украинского кризиса за рамки диалога в треугольнике «Россия – США - Евросоюз», придав ему более широкое международное звучание.

Ольга Щедрова

30.03.2014

Источник: Фонд стратегической культуры