На фоне украинского кризиса администрация президента Обамы предпринимает попытки вбить клин в отношения России с Ираном. Поводом выбраны разногласия США и России по Украине, которые якобы могут повлиять на американо-российское сотрудничество и на переговоры по иранской ядерной программе.

Представитель госдепартамента США Джен Псаки напоминает Москве о том, что Россия является частью переговорного процесса в формате 5+1 и должна оставаться активной стороной в предотвращении получения Тегераном ядерного оружия. Америка остается верна себе в непомерном высокомерии и лживой трактовке происходящих в Украине событий, пытаясь в глобальном противостоянии с Россией перетянуть на свою сторону как можно больше государств, в том числе и из числа традиционных российских партнеров, каковым, безусловно, является Исламская республика. Тегеран на данный момент не дает ни малейших поводов говорить о какой-либо перспективе ухудшения отношений с Россией из-за иранской ядерной программы, а тем более в связи с российско-американским противостоянием в отношении Украины.

Официальный Тегеран на стороне России

Для руководства Ирана генезис запутанной ситуации вокруг Украины ясен: нынешний режим в Киеве и его сторонники, опираясь на США и НАТО, нарушили основополагающий принцип демократического управления, совершили государственный переворот и неконституционно отстранили от власти демократически избранного президента. Украина стала очередным инструментом в борьбе Запада за мир без России, речь идет не о создании политического порядка и стабильности в стране, Украина стала полем битвы для жесткого геополитического соперничества Вашингтона с Москвой, так считают в Тегеране.

Испытавший на себе многолетнее дискриминационное западное давление Иран принять в этой борьбе сторону США и НАТО не может по определению. С Америкой, несмотря на новую иранскую дипломатию, отношения остаются все еще враждебными, Евросоюз на этом фоне пытается усесться на два стула: сохранить верность американской стратегии против Тегерана и не упустить момент для стартового рывка, чтобы вернуться на иранский рынок. В ходе недавнего своего визита в Тегеран Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон не дала гарантий того, что переговоры с Ираном по ядерной программе приведут к заключению всеобъемлющего соглашения. Европа с Тегераном заигрывает, но начать равную партию не готова. И США и НАТО оставляют на столе переговоров вариант силового решения иранской ядерной проблемы, не отказываются от политики шантажа и угроз, не спешат выполнять свои обязательства в соответствии с Женевским соглашением по облегчению режима санкций.

События в Киеве в оценках иранских властей являются результатом попыток США и НАТО перекроить зону своего влияния, игнорируя то, что Украина исторически всегда входила в сферу жизненно важных интересов России. У Тегерана нет никакой уверенности в том, что Запад по отношению к Восточной Европе не совершает очередную ошибку. Действия России, подтверждающие вновь, что она вернулась в качестве активного игрока на международную арену, иранским руководством всегда приветствовались, ибо, по мнению Тегерана, главным дестабилизирующем фактором современности является однополярный мир. США, почувствовав свою безнаказанность, инициировали крупнейший геополитический процесс переустройства Большого Ближнего Востока (при СССР они на это не решились бы), в котором Исламской Республике отведена роль главного противника американским интересам, против Тегерана объединены враждебные усилия США, НАТО, Израиля, монархий Персидского залива и, в первую очередь, Саудовской Аравии. В этих условиях только Россия в состоянии противодействовать "американскому империализму", справедливо полагают в правительстве Ирана. С возвращением России Америка перестает быть единственной диктующей силой на Ближнем Востоке, что устраивает многие государства региона.

Позитивная роль России на Ближнем Востоке оказывает влияние и на оценки иранцев в отношении геополитической судьбы Украины. Похоже, что и на Украине, когда американцы окончательно завершат дестабилизацию и поймут, что обеспечить развитие ситуации как хотелось бы им не удастся, будут вынуждены искать компромисс с Россией. Что касается самого ассоциативного договора Украины с Евросоюзом, то Тегеран усматривает в этом лишь повод для конфронтации с Россией. Аналогичный ассоциативный договор с Европой имеют, к примеру, Египет, Ливан, Иордания, для которых западные гарантии безопасности ничего не значат, здесь главным союзником США остается Израиль. Ассоциативное соглашение с Европой не дает Украине шанса стать частью Евросоюза, ей отведена лишь незавидная роль, ее собираются использовать как передовой плацдарм в противостоянии с Россией. Не верят в Тегеране и в экономическое чудо для стоящей на пороге дефолта Украины, даже полноправное членство в ЕС Болгарии и Румынии не вывело эти страны из числа одних из самых бедных в Европе.

В целом, по оценкам официального Тегерана, Украина совершила непоправимую ошибку, приняв западные условия выбора "или Европа − или Россия". Отказавшись под давлением американцев от исторических стратегических ориентиров, новое руководство Киева совершило серьезную геополитическую ошибку, которая стала главной причиной раскола общества, разделила страну на непримиримые регионы и поставила Украину перед реальностью повторения югославского опыта Америки. О том, что судьба русских в Украине является особо чувствительной темой для России, Киев знал всегда. Сейчас реализуется сценарий разжигания межэтнической борьбы, написанный США еще в годы "оранжевой революции" 2004 года.

Главная угроза для Ирана расширение НАТО на Восток

В экспертной среде Ирана преобладает мнение, что США просто сводят счеты с Россией в Украине, имеющей с ней общую границу, из-за своего поражения в Сирии. То обстоятельство, что после внеочередных выборов в 2010 году официальная власть Украины оказалась у пророссийской части украинской политической элиты, вызывало острое недовольство на Западе. Украина целенаправленно поддерживалась американцами в состоянии «перманентной революции». Последние данные говорят о том, что США и страны Запада начали готовит Майдан с 2004 года, с прихода Виктора Ющенко к власти в результате "оранжевой революции". США только за последние три года потратили на Майдан 5 миллиардов долларов, чтобы сохранить нужный градус "предреволюционной" ситуации. Статус самой бедной страны Европы позволял им применять обыкновенное американское лекало для "цветных революций", только с одним нюансом – украинская революция должна быть антироссийской. России отводилась роль главного виновника всех украинских бед, в отношении Москвы не прекращались дипломатические провокации, украинские националисты бросали вызов российской политике поддержки своих соотечественников. Именно поэтому большинство иранских политологов возлагают вину за происходящее на США и ведущие страны Западной Европы.

В отношении американской политики заслуживает внимания иранская точка зрения о создании Вашингтоном серьезных проблем не только для России, но и для своих западноевропейских союзников. Соединенные Штаты находятся на большом расстоянии от этого региона и могут принимать более независимые решения, тогда как Европа непосредственно граничит с Украиной и напрямую ощущает исходящую от нее угрозу. По этой причине она некоторым образом обречена на большую активность в урегулировании данного кризиса. Некоторые аналитики считают, что, взявшись за Украину, Соединенные Штаты держат ее как козырь и пытаются таким образом повлиять на решение сирийского кризиса, но при этом надо помнить о том, что дестабилизация обстановки в Украине ставит под серьезную угрозу интересы Европейского союза. Украинские разногласия в позиции сторон могут повлиять на усиление противоречий между США и Европой, потому что перенос кризиса к российским границам, выводит российско-европейские противоречия на совершенно новый уровень, прежде всего, ставит под удар Европейский союз. Этого как раз и добываются США в конечном итоге, т.к. они никогда не были заинтересованы в российско-европейском сближении.

За Украиной последует Азербайджан

Некоторые иранские аналитики считают, что Иран должен принять сторону России против Запада просто так же, как Тегеран оказался союзником России в связи с кризисом в Сирии. В этой позиции оценка США как основного противника обеих стран выходит на первый план. Ухудшение отношений между Москвой и Вашингтоном в этом контексте воспринимается в качестве определенного бонуса для расширения и углубления ирано-российского взаимодействия на региональном уровне. Кроме того, иранцев никак не устраивает перспектива расширения НАТО к границам России. Украина – пробный шар, за которым в случае отступления Кремля может последовать, к примеру, Азербайджан, а это уже непосредственно у самых границ Ирана.

Для национальной безопасности Исламской Республики российские рубежи являются прямой линией защиты от военной угрозы со стороны США и их союзников. Альтернативой этому стратегическому курсу может стать лишь нормализация отношений с Вашингтоном и переход Тегерана под патронаж американцев. Что, в свою очередь, означало бы неизбежную смену исламского режима. Одним словом, политологи нынешнего Ирана привержены логике дальнейшего сотрудничества с Россией, рассматривая Москву в обозримом будущем в статусе наиболее привлекательного союзника. Однако такой подход, несмотря на его доминирование в иранской экспертной среде, не является единственным, есть и оценки, вызывающие наши сомнения и несогласие.

Странная забывчивость и газовые мечты экспертов о Европе

Оппоненты добрых отношений Тегерана с Москвой напоминают о том, что дружба с Россией противоречит основному принципу внешней стратегии Ирана "Ни Восток, ни Запад", остающемуся неприкасаемым в Конституции Ирана. В отношении конфликта вокруг Украины они предлагают руководствоваться именно этим принципом, оставаясь нейтральными. Доводы о близкой позиции наших стран по Сирии также не воспринимаются ими всерьез. Часть аналитиков исходит из того, что Иран предоставил правительству сирийского президента Башара Асада поддержку исходя из своих национальных интересов, потому что Тегеран видит Дамаск в качестве первой линии своей обороны от угроз Израиля и других враждебно настроенных государств региона. А вот о совместных действиях России и Ирана, позволивших избежать прямой военной агрессии США против Сирии, эти эксперты как-то слишком уж быстро забыли.

Отметим, что некоторыми иранскими аналитиками отвергается организующая роль Запада в украинском кризисе, они склонны оценивать ситуацию иначе. Они в этой связи исходят из банальной версии, что США и НАТО просто воспользовались неразберихой на Украине в своих собственных интересах в ущерб безопасности России. Удивительно, но есть эксперты, которые не видят никакого различия между Россией и США в подходах к урегулированию иранской ядерной проблемы. Они наивно полагают, что ядерное досье будет закрыто в любом случае в рамках Женевского соглашения, а российско-американские отношения на переговорный процесс и вовсе влияния не оказывают. Опять странная забывчивость со стороны иранских коллег. В России это вызывает справедливое недоумение.

Во-первых, российское участие в разрешении ядерной проблемы Ирана никак не связано с одобрением США, а обусловлено ее статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН. Во-вторых, в отличие от Вашингтона, Москва никогда не считала, что Исламская республика стремится к обладанию ядерным оружием и неоднократно указывала Западу на отсутствие весомых доказательств обратного. В-третьих, Россия в отличие от американцев и европейцев всегда признавала право Ирана на мирный атом и сотрудничает с Тегераном в ядерной энергетике. В-четвертых, Россия всегда выступала за немедленное снятии всех санкции с Ирана, в-пятых, Россия поддерживает инициативу Тегерана об объявлении Ближнего Востока зоной свободной от ядерного оружия. Кстати, уместно будет сказать, что Иран, построивший при содействии России Бушерскую АЭС, стал первой и единственной страной Ближнего Востока, получившей доступ к мирному атому. Уже в апреле этого года планируется начало строительство второго блока Бушерской АЭС при содействии опять же Росатома, а не американской или западноевропейской корпорации, которые, кстати, еще и не выведены из режима антииранских санкций.

Говоря о санкциях, можно сразу же возразить тем иранским аналитикам, которые усмотрели в украинском конфликте России и Западной Европы возможности заменить Москву в качестве основного поставщика голубого топлива. Они утверждают, что Иран должен воспользоваться новой конфронтацией между Россией и Западом для того, чтобы заключить сделку с европейскими странами. Таким образом, считают они, Иран сможет стать альтернативным источником природного газа для Европы, вытеснив с этого рынка Россию. Того же самого хочет и Америка, на территории США и Канады проектируются несколько заводов и терминалов для отправки замороженного газа в Европу. Норвегия уже давно вывела поставки в ЕС на пиковые уровни, с января 2013 года. Однако мечта Брюсселя заместить большую часть российского газа остаётся делом будущего.

Для Ирана эта же идея также лишена элементарного расчета. То, что Иран – одна из первых стран в мире по запасам газа мы знаем, но не забываем и то, что по экспорту голубого топлива иранский газовый сектор не входит даже в первую десятку стран-экспортеров. В отношении экспорта иранского газа Западом введена такая же блокада, как и в отношении поставок нефти. США и Европа постарались на перспективу и запретили любые инвестиции и поставки оборудования для развития газовых месторождений, а также противодействуют строительству трубопровода даже в соседний лишенный энергетических ресурсов Пакистан. Европейская перспектива иранского газа еще на долгие годы останется мечтой местных экспертов, а реальные планы по российскому участию в развитии иранского нефтегазового сектора есть уже сегодня. Как, впрочем, имеются и согласованные замыслы по сотрудничеству в третьих странах, куда Иран мог бы экспортировать свой газ. Не лучше ли содействовать реальному делу, чем мечтать о вытеснении России с европейского рынка?

***************

На прошедшей недавно Мюнхенской конференции по безопасности по инициативе западных стран в центре внимания оказались Сирия, Иран и Украина. На этот раз именно украинский вопрос стал главным раздражителем в столкновении мнений России и Запада, однако основными причинами российско-американского противостояния остаются позиция Москвы в защиту законного правительства президента Башара Асада и неизменная поддержка права Ирана на развитие мирной ядерной программы. США стремятся отомстить России на Украине, и для Кремля не безразличны международная реакция и отношение ее партнеров к создавшейся ситуации. Москва готовит ответные действия. В этой связи отрадно констатировать, что официальная позиция Тегерана и экспертные оценки подавляющего большинства иранских политологов российской позиции по Украине позитивно взвешены. Одним словом, устроенный США и НАТО украинский тест для проверки на прочность российско-иранских отношений наши страны проходят успешно.

Николай Бобкин

14.03.2014

Источник: Iran.ru