Несмотря на то, что Россия объявила Яроша в международный розыск, украинская генпрокуратура ещё 5 марта заявила, что никакой экстрадиции националиста не последует, так как это запрещено законом страны.

Тем не менее, некоторые ветераны российского спецназа уверены: своими заявлениями лидер «Правого сектора» подписал себе приговор (напомним, Дмитрий Ярош обратился через соцсети к (уничтоженному по версии Кадырова) лидеру чеченских боевиков с призывом активизировать свою террористическую деятельность на Кавказе).

«Он сам подписал себе приговор своими заявлениями в соцсетях и практическими действиями, - цитирует Llifenews участника Ассоциации ветеранов спецназа Олега Урбанюка. – С террористами нельзя никогда вести никаких переговоров, раз они объявляют нам войну, значит, мы должны их уничтожать».

«СП»: - Насколько вероятно, что Дмитрий Ярош разделит судьбу некоторых террористов, уничтоженных спецслужбами за рубежом?

- Я думаю, в нынешней ситуации в отношении Яроша вряд ли возможны такие действия, – считает главный редактор сайта Agentura.ru, автор книг о спецслужбах Андрей Солдатов. – Конечно, можно предполагать, что российские спецслужбы стали действовать более радикально. Но мы пока имеем дело с экстремистскими заявлениями. По российским законам это ещё не терроризм.

«СП»: - Есть ли вероятность, что ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию и украинские праворадикалы «дорастут» до настоящих террористов?

- Пока я в это не очень верю. Тот же Ярош до сих пор, в основном, отделывался угрозами. Да и его призыв к чеченским террористам и, в частности, к Доку Умарову, под сомнением. Ведь сам Ярош утверждает, что он этого не говорил. Вообще, радикальным украинским группировкам гораздо логичнее устраивать теракты против российских войск, чем против мирного населения в России. Теракт против российских военных в том же Крыму делает их борцами за освобождение Украины. А взрыв дома в Москве – бандитами и террористами. И тяжесть этих деяний будет совершенно иначе рассматриваться, как с юридической точки зрения, так и с точки зрения пропаганды.

Самой подходящей для нападений целью, как показывает опыт партизанской и террористической деятельности по всему миру, являются воинские патрули и блокпосты. Думаю, вот здесь может быть реальная опасность нападений.

Но в целом пока трудно сделать вывод, пойдут ли на это ультранационалистические группировки. Конечно, определённые традиции на Западе Украины существуют. Сотрудников НКВД украинские националисты в 40-50-е годы прошлого века взрывали немало, а вместе с тем уничтожали тех мирных граждан, которые соглашались сотрудничать с советской властью. Но пока нет оснований предполагать, что «Правый сектор» пойдёт по этому пути. Для того, чтобы психологически «дозреть» до террористической деятельности, нужно время. Вместе с тем, мы видим из заявлений некоторых лидеров «Правого сектора», что они хотят остаться в правовом политическом поле.

- Вопрос, конечно, интересный. Наши спецслужбы могут всё, – уверен президент международной ассоциации ветеранов подразделений антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров. – Вопрос в том, кто будет давать такой приказ, и как это будет воспринято международным сообществом?

Ярош, как известно, объявлен Россией в международный розыск. Если исходить из международного права, при любом пересечении украинской границы он должен быть задержан и экстрадирован на территорию России.

Говорить о том, что его решат уничтожить физически – я не могу брать на себя эту смелость.

- Я сомневаюсь, что наши спецслужбы пойдут на крайние меры. Ярош пока на российской территории никак не отметился, – соглашается директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – Одно дело, когда уничтожают террористов, совершившие преступление и убежавших за границу. И другое - когда человек действует против интересов государства, но на территории другой страны.

Кроме того, есть признаки, что ни российская, ни украинская власть сейчас не готовы к резкому обострению конфликта. Поэтому я не уверен, что ситуация с физическим устранением Яроша актуальна для Кремля.

Но при этом есть признак того, что нынешние киевские системные политики вроде Кличко и Яценюка начинают тяготиться «майданщиками». И если боевики «Правого сектора», которые чувствуют себя победителями, начнут требовать слишком большого куска власти, я не исключаю, что к их лидерам может быть применён силовой сценарий. Но инициаторами их физического устранения станут не российские спецслужбы, а сами нынешние украинские власти.

«СП»: - А спихнуть могут как раз на Москву?

- Да, это будет очень удобно после наших заявлений об экстрадиции. Если Ярош не успокоится и будет вмешиваться в новый передел сфер влияния украинских олигархов, его вполне могут убрать.

«СП»: - А есть ли кому его «убирать» на Украине, где правоохранительные органы сейчас крайне деморализованы?

- У украинских олигархов есть собственные спецслужбы, которые даже во времена Януковича, когда украинское государство ещё функционировало, были более мощными, чем государственные силовые структуры. А сейчас и подавно. Поэтому если будет запрос на уничтожение лидеров праворадикалов, это поручат им. Или – выпишут киллеров из-за рубежа.

Справка «СП»

В феврале 2004-го в Катаре был уничтожен экс-лидер чеченских сепаратистов Зелимхан Яндарбиев. Автомобиль, на котором лидер сепаратистов возвращался с пятничной молитвы, был взорван. За рубежом уверены, что это сделали российские спецслужбы.

А организаторов теракта в столичном аэропорту Домодедово. Заурбека Амриева, Берг-Хаж Мусаева и Рустама Альтемирова расстреляли в центре Стамбула, прямо на выходе из мечети. По данным спецслужб, они были пособниками лидера кавказских боевиков Доку Умарова.

Алексей Верхоянцев

8 марта 2014 года

Источник: svpressa.ru