Рано утром в субботу, 6 августа, в результате подрыва самодельного устройства серьезно пострадал глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий. В воскресенье, 7 августа, появилась непроверенная информация, что он, несмотря на осколочные ранения и другие травмы, будто бы уже выписан из больницы.

Официальные представители ЛНР заявили, что ответственность лежит на разведывательно-диверсионной группе, ранее заброшенной на территорию республики Службой безопасности Украины. Подтверждающих сведений обнародовано не было, сотрудники МГБ ЛНР ограничились лишь некими ссылками на сведения, засекреченные в рамках возбужденного уголовного дела.

Между тем официальный Киев, обычно охотно признающий, если не официально, то хотя бы через интернет-ресурсы и социальные сети, большинство подобных случаев, на сей раз сразу заявил о своей непричастности. Позиция украинских силовиков: это не операция РДГ, а вооруженные разборки, проявление борьбы за власть.

Представители миссии ОБСЕ, прибывшие на место подрыва джипа «Ленд Крузер» Игоря Плотницкого через несколько часов после покушения, пока держат паузу. На момент написания статьи официальная позиция европейских наблюдателей проста: глава ЛНР пострадал в результате подрыва самодельного взрывного устройства, ранее установленного под его машину. Пока нельзя точно утверждать, кто виноват в нападении, несомненно, повлекшего рост напряженности в Новороссии.

Между тем уже в воскресенье МГБ и прокуратура Луганской республики заявили, что никакой мины под автомобилем Игоря Плотницкого не было. СВУ, установленное в фонарном столбе на маршруте главы республики, было подорвано в нужный момент. Более того, есть записи радио- и телефонных переговоров украинских диверсантов, подготовленных на подконтрольной Киеву территории Луганской республики – в Северодонецке.

Попробуем проанализировать, что же все-таки случилось в Луганске.

Вопросы к столбу

Нельзя отрицать, что за последние несколько месяцев ситуация на линии фронта на юго-востоке Украины значительно осложнилась. Несмотря на то, что по Минским соглашениям все тяжелое вооружение должно быть отведено от линии соприкосновения, обе стороны конфликта постепенно возвращают его обратно. С подачи Киева началась очередная ползучая эскалация конфликта. Украинские силовики не только задействовали артиллерию и реактивные системы залпового огня, но и занимают территории в буферной зоне.

Выступая в ходе визита в Луганск сразу после нападения на своего коллегу, глава ДНР Александр Захарченко заявил, что ответственность за преступление, несомненно, лежит на Киеве, который не скрывал, что планирует ликвидировать руководство самопровозглашенных республик. То, что украинские РДГ работают на территории ЛНР и ДНР, в незалежной не скрывают. Более того, в настоящее время диверсанты активизировались. Но все-таки в украинской версии есть определенные изъяны.

Игоря Плотницкого не просто хорошо охраняют. Маршруты его кортежа постоянно меняются. Но диверсанты, разместившие СВУ, точно знали, каким именно путем ранним субботним утром поедет глава Луганской республики.

Есть вопросы и к предъявленному следствием столбу, на котором ждала команды на активацию мина. Не совсем понятно, было ли изделие установлено в сам столб или закреплено на нем, но в любом случае сделать это незаметно не получилось бы. Значит, СВУ ставили опять-таки непосредственно перед выездом Плотницкого.

«Адскую машинку» привели в действие с помощью радиовзрывателя либо звонка на сотовый телефон, активирующий СВУ. Между тем, чтобы рассчитать момент, когда подать сигнал так, чтобы взрыв полностью накрыл «Ленд Крузер» главы республики, надо не только иметь очень высокую выучку, но и провести четкий хронометраж, точно определить момент, когда машина окажется в зоне максимального поражения.

Поэтому, если принять версию, предложенную МГБ и прокуратурой ЛНР, ситуация выглядит для самопровозглашенной республики достаточно печально. Украинскую РДГ, совершившую нападение, наводил на цель отлично информированный источник в окружении Плотницкого. Более того, диверсанты в Луганске действовали достаточно давно и успели провести всю подготовительную работу: просчитать маршруты Плотницкого, провести их хронометраж и наметить места установки СВУ. Это дело не одной недели или даже месяца.

Бизнесмены и «кроты»

Нельзя забывать, что политическая ситуация в Луганской республике действительно сложна. С окончанием боев в Дебальцеве в начале 2015 года в ЛНР проводились аресты не только известных полевых командиров, но и представителей руководства. В результате нападений неустановленных лиц погибли такие яркие лидеры, как Алексей Мозговой и Александр Беднов. Причем если первый, верный сподвижник атамана Козицина, был достаточно одиозной личностью, ставшей серьезной проблемой для руководства ЛНР, то Беднов-«Бэтмен» вполне вписался в новый облик луганской народной милиции, став начальником штаба 4-й мотострелковой бригады.

В обоих случаях власти республики заявляли об украинских РДГ, но, как и в случае с самим Игорем Плотницким, диверсанты были слишком хорошо информированы о маршрутах и планах жертв, демонстрировали высокую выучку в выборе и подготовке места покушения.

В ЛНР ни для кого не секрет, что в верхах идет борьба за власть. Еще до конца не удалось вычистить руководителей так называемого первого призыва (возглавивших республику весной 2014 года), многие из которых сделали ставку не на благо сограждан, а на личное обогащение. Большинство собеседников «Военно-промышленного курьера» вспоминали о бывшем главе энергетической отрасли Луганской республики, который осенью 2014 года отдал приказ продать ремонтный фонд и запасы запчастей большинства шахт. В ЛНР сохраняется конфликт и в сфере бизнес-элиты, так как некоторые ее представители продолжают работать с украинской стороной.

Но пока расследование покушения на Игоря Плотницкого идет полным ходом и есть надежда, что в отличие от гибели Беднова и Мозгового виновные в нападении станут известны. Если версия с украинской РДГ подтвердится, МГБ и прокуратуре ЛНР в преддверии возможного возобновления боевых действий нужно срочно чистить свои ряды, иначе не избежать очень больших неприятностей.

Петр Иванов

Опубликовано в выпуске «Военно-промышленного курьера» № 30 за 10 августа 2016 года

Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/31772