Обмен Надежды Савченко на двух российских военнослужащих, взятых в плен на Украине, вызвал противоречивую реакцию в державно-патриотических кругах в Москве. С одной стороны, еще совсем недавно люди, позиционирующие себя как борцы за национальные интересы, во всех телеэфирах эмоционально заявляли, что «убийца Савченко должна сидеть» и что ее освобождение станет «предательством России». С другой стороны, сегодня, когда обмен уже состоялся, обвинять в предательстве президента, принявшего такое решение, было бы весьма смело и рискованно.

Если же отключиться от эмоций, то получается, что плюсов для Москвы от этого шага значительно больше, чем минусов.

Во-первых, у украинского общества и Запада исчезает один из основных раздражителей, один из главных поводов для критики России. ПАСЕ, Европарламент и другие международные организации больше не будут принимать резолюции по «делу Савченко» с решительным осуждением РФ.

Во-вторых, возвращаются на родину люди, которых Украина называла российскими военнослужащими,— Москва это не признавала. Но в любом случае Александр Александров и Евгений Ерофеев с точки зрения законодательства РФ никакого преступления не совершили. И тем не менее в течение долгого времени было ощущение, что страна отвернулась от своих попавших в беду граждан. Теперь оно пройдет.

В-третьих, Надежда Савченко перестанет быть российской проблемой и, вполне возможно, станет проблемой украинской. В статусе национальной героини она пробудет еще несколько недель, может быть, месяцев. Но потом эйфория пройдет. И президенту Порошенко, другим украинским лидерам предстоит решать нелегкую задачу: как встроить в политическую систему страны столь популярного и в то же время столь непредсказуемого и весьма радикально настроенного игрока. В том, что с решением этой задачи удастся справиться, полной уверенности пока нет.

А что касается минусов, то пока можно выделить только один. «Дело Савченко» тянулось недопустимо долго, и за это время репутации Москвы на международной арене нанесен серьезный ущерб. Как бы многие ни относились к украинской летчице, в ситуации, когда одна женщина противостоит целому государству, к тому же ядерной сверхдержаве, симпатии многих в мире были на стороне женщины вне зависимости от сути предъявленных ей обвинений.

Как представляется, вся эта история с показательным процессом над Надеждой Савченко была ошибкой с самого начала. Но поскольку назад пути нет и ошибку все равно уже не исправить, важно хотя бы минимизировать ее последствия. Что и было сделано сегодня.

25.05.2016

Источник: kommersant.ru