11 января новый представитель РФ в контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Борис Грызлов посетил Киев с визитом, который особо не афишировался. Тем не менее, это событие до сих пор остается одной из главных тем в украинских СМИ. 13 января появилась информация о том, что Грызлов встречался не только с украинским представителем в минской группе Леонидом Кучмой, но и с президентом «незалежной» Петром Порошенко.

Это вызвало бурю возмущения в среде украинских политиков. Так, Оксана Сыроид из фракции «Самопомощь» напомнила, что Борис Грызлов — лицо, относительно которого действуют санкции Евросоюза, а лидер Радикальной партии Олег Ляшко стал требовать ответа, почему российского политика не задержали прямо в Киеве. Некоторые эксперты даже пришли к выводу, что Грызлов приезжал не просто, чтобы установить первые контакты с украинской стороной, а чтобы провести некие сепаратные переговоры с Порошенко.

Так, украинский политолог Петр Олещук предположил, что речь шла о размене Донбасса на Крым. При этом «и в отношении Донбасса российская сторона не откажется от прежних требований» и будет настаивать на внесении изменений в Конституцию. Другие аналитики не исключили, что обсуждалась большая автономия Донбасса.

14 января в украинские СМИ начала просачиваться информация о том, что в действительности обсуждали Порошенко с Грызловым. Правда, это вполне может быть очередным «вбросом» украинской стороны. Издание «Апостроф» написало, что ключевым был вопрос проведения выборов в Донбассе. Но если российский представитель настаивал на том, что сначала нужно провести выборы, а затем передавать Украине контроль над границей, то украинцы требовали обратного порядка — сначала контроль над границей, потом выборы.

Как бы то ни было, в среду, 13 января в Минске состоялось первое в новом году заседание рабочей группы по Донбассу. На нем удалось достигнуть небольшого прогресса. Стороны поддержали инициативу Грызлова о том, чтобы с 14 января объявить новый режим тишины. Но говорить о серьезных достижениях пока не приходится. Даже если в Киеве были заключены какие-то тайные соглашения, нет никаких гарантий, что украинские власти будут их выполнять.

В Киеве даже не особо скрывают, что не горят желанием реализовывать свою часть соглашений. Так, близкий к президенту журналист Виталий Портников заявил, что Украине выгодно затягивать ситуацию с выполнением договора. «Нельзя отменять санкции до того момента, пока нам не отдадут контроль над границей. А мы будем в это время, да, разговаривать, говорить о модальности, о том, сколько у нас есть голосов за конституционные изменения — это может тянуться до бесконечности, как и санкции. Вот в чем наше главное задание. Санкции ослабляют Россию», — написал он. Похожее мнение выразил и бывший министр обороны Анатолий Гриценко.

Так возможны ли вообще договоренности с Киевом, тайные или явные? И есть ли у Москвы инструменты, чтобы заставить украинские власти выполнять их часть Минских соглашений?

— Говорить о каких-то сепаратных переговорах или тайных протоколах в этой ситуации не приходится, — считает директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Очевидно, что визит Грызлова был, скорее, данью уважения, фактором политеса, но никак не поездкой, направленной на заключение серьезных договоренностей, особенно касательно минского процесса.

Президент Российской Федерации уже неоднократно заявлял, что вторые Минские соглашения — альфа и омега мирного урегулирования на Украине, и принципиальные изменения в них сейчас невозможны. Для всех сторон конфликта это базовый документ, который в настоящий момент не будет пересматриваться, как бы кому ни хотелось. Другое дело, что у страха глаза велики, и украинские партнеры в очередной раз подтверждают эту поговорку, пытаясь домыслить совершенно не стоящие на повестке дня темы.

После этого визита уже состоялось заседание рабочих групп в Минске. Основной результат — это попытка в очередной раз прекратить все боестолкновения с 14 января. Если это получится, это большой плюс и первый реальный позитивный момент присутствия Бориса Грызлова на этих переговорах в составе российской делегации.

«СП»: — Часть украинских политиков активно продвигает мнение, что Киеву выгодно затягивание, а не реализация Минских соглашений. Так ли это?

— Это мнение не ново. Для украинской стороны Минские соглашения не удобны, и они хотели бы всеми средствами и методами из них выйти. Этот документ во многом сковывает их действия. С другой стороны, есть позиция европейских партнеров и партнеров по нормандской четверке, которые также поставили свои подписи под Минскими соглашениями. Они однозначно говорят о том, что полное соблюдение договора необходимо всеми сторонами конфликта. Это значит, что так просто соскочить с выполнения соглашений Украине не удастся.

А вот то, что украинские политики, не стесняясь, повторяют, что Минские соглашения — это не основополагающий документ и что Украина обязана их нарушать, в очередной раз демонстрирует истинное лицо ее власти. После таких заявлений было бы логично, чтобы кто-то из официальных персон выступил с заявлением четкой позиции и разъяснил, собирается или не собирается Украина выполнять соглашения.

Если нежелание страны выполнять Минские соглашения — это однозначная и официальная позиция, они могут попробовать от них отказаться. Но мы прекрасно понимаем, чем закончится это для Киева во взаимоотношениях с представителями Евросоюза и их американскими партнерами. Не сомневаюсь, что ничем хорошим.

Хотя то, что Киев и дальше будет пытаться саботировать Минские соглашения, лично у меня не вызывает никаких сомнений. Потому что это единственная возможность для нынешнего руководства удержаться у власти. При полном соблюдении соглашений, дальнейшая политическая карьера, как президента, так и других представителей власти, будет окончена.

«СП»: — То есть выполнение соглашений возможно только после смены власти на Украине?

— Не обязательно. Мы очень надеемся, что позиция стран Евросоюза, особенно гарантов соглашения Германии и Франции, а также позиция США будет все более ужесточаться, и они начнут давить на Киев, чтобы официальные власти все же соблюдали соглашения. Такие предпосылки иногда возникают. Не в должном объеме и не в должной мере, но подобные шаги просматриваются. России необходимо интенсифицировать диалог с западными партнерами, чтобы те ужесточали свой тон в разговорах с официальным Киевом.

Похожего мнения придерживается и директор Института современного государственного развития Дмитрия Солонникова.

— Вполне логично, что Борис Грызлов, вступив в должность представителя президента РФ в переговорах по украинскому кризису, перед тем, как переходить к официальной работе, решил совершить ряд челночных визитов, чтобы ознакомиться с ситуацией. Грызлову нужно было понимать, как вести себя с партнерами, с кем и о чем он может разговаривать. Необходимо было также провентилировать украинскую позицию, их подходы и возможные точки соприкосновения, вывести наиболее жесткие камни преткновения. Все это нужно было просмотреть не только по отчетам предшественников. Поэтому встреча с Кучмой, с которым они давно знакомы, была вполне понятной.

Если Грызлову удалось отдельно встретиться с Петром Порошенко, это определенная дипломатическая победа. Он вышел на прямой контакт с президентом Украины. Для статуса Грызлова это достаточно хороший результат и демонстрация уважительного отношения.

«СП»: — Что именно могли обсуждать Борис Грызлов и Петр Порошенко?

— За неимением достоверной информации, это может быть вопросом спекуляции с двух сторон. Возможно, это вопрос о почетной капитуляции Украины в сложившейся ситуации, вопрос реструктуризации украинского долга, или, напротив, изменения в позиции России, а может просто тема реализации Минска-2.

К слову, как раз перед визитом Грызлова Украина запустила «утку» о новых соглашениях, условно обозначенных, как Минск-3. Понятно, что никто, кроме Украины, об этих соглашениях не слышал. Грызову нужно было понять, насколько украинцы сами верят в то, что говорят в публичной плоскости.

«СП»: — Одно из украинских изданий написало, что ключевой была тема выборов в Донбассе…

— На мой взгляд, основной камень преткновения — это даже не развилка в вопросе «сначала выборы, а потом передача контроля над границей» или наоборот, а необходимость имплементации тех решений, которые идут в Минских соглашениях раньше. Я говорю о внесении изменений в украинскую Конституцию, согласованных всеми сторонами конфликта. То есть о необходимости подключения к обсуждению поправок представителей непризнанных Донецкой и Луганской республик и, соответственно, наделение их определенным суверенитетом. Сначала должен быть установлен контакт между официальным Киевом и республиками, пройти обсуждение и внесение изменений в законы, а уже потом все остальное — и проведение выборов, и передача контроля над границей.

Россия как отстаивала, так и отстаивает эту последовательность выполнения пунктов Минских соглашений. Этот процесс сейчас во много тормозится украинской стороной, которая трактует соглашения по-своему. Если Борис Грызлов во время встречи с Порошенко именно эту позицию доносил и отстаивал, Россия продолжает гнуть свою линию. В украинских СМИ, кстати, тоже появилась информация, что Россия продолжает настаивать на первоначальных требованиях.

«СП»: — Складывается впечатление, что Киев намеренно затягивает реализацию соглашений. Может ли Россия на это как-то повлиять?

— Это понятная тактика, которой Украина придерживается и, без сомнения, будет придерживаться и дальше. Киев периодически делает демонстративные шаги, объявляя их частью выполнения Минских соглашений. Понятно, что ни Европа, ни Россия их в таком качестве не рассматривают. Но это попытка удержаться в переговорном поле. Вопрос в том, как долго это будут терпеть Европа и Россия.

Наша позиция должна заключаться в том, чтобы с помощью дипломатических усилий изменить структуру своего диалога с Европой, минуя Украину. Мы должны самостоятельно договориться о совместных действиях по влиянию на украинский режим. Если это будет происходить, позиция Украины на затягивание переговорного процесса выдохнется. Если же российская дипломатия не сможет добиться успеха в этом вопросе, тогда Киев будет как угодно долго затягивать конфликт, ничего не меняя.

С другой стороны, и для Киева это не бесконечный вариант развития ситуации. Все равно часть территории находится вне зоны влияния Украины. Это серьезным образом сказывается на ее бюджете, на социально-политической ситуации внутри страны. Рано или поздно на Украине пройдут новые выборы Верховной рады и президента. Неразрешенный конфликт висит Дамокловым мечом над нынешними политическими лидерами страны. Если ничего не изменится, их политическое будущее будет достаточно печальным. Они не выполнили свои обещания и ничего позитивного украинскому народу не принесли. Так что и у Киева запас времени не безграничен.

Анна Седова

14.01.2016

Источник: svpressa.ru