Накануне новогодних праздников Минские соглашения были официально продлены. Информагентства сообщили о том, что лидеры Германии, Франции, России и Украины договорились о том, что в 2016 году будут делаться попытки реализовать те пункты соглашений, которые не выполнялись в предыдущие.

Вместе с тем, 31 декабря представитель Минобороны непризнанной Донецкой народной республики Эдуард Басурин привёл очень показательные цифры. Только с февраля 2015 (когда был подписан «Минск-2») по декабрь территория республики была обстреляна более девяти тысяч раз. И это лишь зафиксированные обстрелы

От действий украинских силовиков, по словам Басурина, погибли 3938 мирных жителей, в том числе 71 ребенок, получили ранения различной степени тяжести 6169 человек, разрушено 10246 домов и объектов инфраструктуры.

Даже в новогоднюю ночь не обошлось без трагедии: в результате обстрела украинскими силовиками позиций армии ДНР погиб один ополченец.

Ясно, что перемирие в Донбассе продолжает носить довольно условный характер. В том числе потому, что экономическая блокада ДНР и ЛНР со стороны Киева никогда не прекращалась в полном объёме.

Так что же ждёт непризнанные донбасские республики в наступившем году, и какие это будет иметь последствия для отношений между Россией и Украиной и международных отношений в целом?

— Много моментов для того, чтобы разрешить украинский кризис в свою пользу, было упущено, но сегодня не поздно ещё взять своё, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Надо воспользоваться моментом, когда режим Порошенко пойдёт на очередную эскалацию конфликта. А это произойдёт с высокой долей вероятности. И тогда можно будет вмешаться в конфликт, чтобы помочь ополченцам не только отбить наступление украинской армии, но и нанести ей такое поражение, от которого режим Порошенко рухнет. После этого надо будет возвращать Украину в орбиту своего влияния.

«СП»: — Местные жители в Донбассе всё больше устают от ситуации неопределённости. Кто-то разочаровывается в России. Предположим, что положение «ни мира, ни войны» продлится и весь 2016 год. Не захочет ли в таком случае значительная часть жителей ДНР и ЛНР обратно в Украину, лишь бы появилась хоть какая-то определённость?

— На мой взгляд, как раз в российской власти есть прозападные круги, которые на это и рассчитывают. Порой они откровенно саботируют распоряжения президента России. Спрашивается, почему так долго тянули с прокладкой энергомоста в Крым? Ведь это можно было за полгода сделать. И сделали, фактически, за полгода. Но ускорили работы только после того, как украинские экстремисты оставили полуостров без электричества, а имиджу России был нанесён удар. И выделение финансовых средств Крыму постоянно затягивалось. Я уверен, что это прозападные бюрократы саботировали решение многих вопросов, связанных с Крымом, устраивали бумажную волокиту. Всё это в надежде на то, что крымчане разочаруются в России и захотят вернуться на Украину.

А с Донбассом — своя тактика. Надеются, что наиболее активные люди уедут, чтобы спасти детей, близких, а те, кто останется, разочаруется окончательно в России и сдадутся.

«СП»: — Из ваших слов можно сделать вывод, что продление ситуации «ни мира, ни войны», зафиксированной «Минском-2», может закончиться именно так?

— Да, конечно. Если ситуация не улучшается, у людей понемногу пропадает воля к сопротивлению. Они, может, и не попросятся сами на Украину, но и не поддержат ополчение, если начнётся решительное наступление украинских силовиков.

«СП»: — В этой связи, возникает вопрос, а не правы ли те ополченцы, которые считают, что готовится почва для «сдачи» ЛНР и ДНР?

— Не думаю. Сдать Донбасс нельзя. В таком случае Кремль и лично Владимир Путин потеряют поддержку среди патриотической общественности. Но при этом прозападные либеральные круги всё равно будут считать Путина главным своим врагом, их поддержку таким образом купить не удастся. Если только на очень короткий период. Положение российской власти в случае сдачи Донбасса может стать крайне неустойчивым. Особенно, если учесть, насколько непростая ситуация в Сирии, да и на российском Кавказе. Там задействована значительная часть российских военных специалистов. Кроме того, абсолютно ясно, что в случае разгрома непризнанных донбасских республик, Киев почти неизбежно начнёт военные провокации на границе с Крымом. И тут уже не ответить на них военной операцией будет преступлением против собственных граждан, нарушением Конституции РФ.

По мнениюполитолога Дмитрия Куликова, пока что нет альтернативы тому зыбкому, в чём-то ущербному перемирию, которое имеет место.

«СП»: — Может, всё-таки имеет смысл, как говорят многие ополченцы, взять под свой контроль те территории, на которых проходил референдум 11 мая 2014 года, то есть практически всю территорию Донецкой и Луганской областей? В таком виде республики смогут быстрее оправиться от последствий войны. Как раз на границах областей практически нет крупных населённых пунктов.

— Я не хотел бы выступать в роли диванного эксперта, поскольку плохо представляю соотношение вооружённых сил ЛНР и ДНР и украинской армии.

Что касается политического урегулирования, в текущем году будет продолжаться примерно то же самое, что продолжалось последние полгода. Россия будет стараться принудить Киев выполнить пункты Минских соглашений, где говорится о совместной, с участием представителей ДНР и ЛНР, работе над новой украинской Конституцией. При этом мы всячески будем стараться «перетащить» Европу на свою сторону. Или хотя бы попробуем сделать её позицию более объективной. А Киев будет стараться делать всё, чтобы избежать этого. Не исключаю, что в какой-то момент Порошенко получит указание «из-за океана» начать новое наступление на Донецк и Луганск.

«СП»: — С другой стороны, Минские соглашения подразумевают значительную реинтеграцию ДНР и ЛНР в состав Украины. Будет ли это правильно, учитывая, сколько погибло мирных жителей республик от обстрелов украинских карателей?

— Пока ясно, что Минские соглашения — этакий тайм-аут. Чем они в итоге обернутся, сказать крайне сложно. Например, если эти соглашения будут выполнены всерьёз и в полном объёме, Украины в нынешнем виде просто не будет. Это приведёт к необратимым изменениям на Украине в целом.

— Да, хотелось бы большей определённости, хотелось бы не иметь под самым Донецком армию враждебного государства, — говорит член Народного совета ДНР Мирослав Руденко. — Тяжело жить в условиях ни мира, ни войны. Но надо исходить из того, что худший вариант, который мог быть, не осуществился. Мы планируем и дальше бороться за свою независимость, интегрироваться в евразийское пространство. Понятно, что на начальном этапе это будет происходить негласно, поскольку открыто это делать пока невозможно. Хотя, с другой стороны, за прошедший год мы увидели, как может меняться ситуация на мировой арене. Ведь ещё в конце 2014 года трудно было представить, что Россия начнёт военно-воздушную операцию в Сирии, пойдёт в чём-то наперекор США в далёком от её границ регионе.

Ясно, что ситуация будет меняться и на украинском «геополитическом фронте». Посмотрите, что происходит на Украине: Там явочным порядком происходит регионализация. Украинские неонацисты всё больше маргинализуются. Мы видим, что появляется пока ещё слабая надежда на смену власти в Киеве. И, возможно, получится вернуть Украину русскому миру без большой войны, в которой главным «расходным материалом» являются, к сожалению, русские. Потому что большая часть тех, кто воюет против нас — это тоже русские, только поверившие, что они «особый народ», не имеющий ничего общего с русским миром.

«СП»: — Весь этот год Украина обсуждала закон об Особом статусе отдельных районов Донбасса без согласования с ДНР и ЛНР. Как в Донецке к этому относятся?

— Надо понимать, что всё, что там они напринимают в Киеве без нашего участия так и останется на бумаге. Мы этого выполнять не будем. В Минских соглашениях чётко сказано, что закон должен приниматься после совместного обсуждения. А этого нет. Поэтому, если Киев хочет на самом деле договориться с нами, в 2016 году ему придётся сменить риторику, признать нас равноправными политическими партнёрами и решать спорные вопросы за столом переговоров.

Алексей Полубота

11.01.2016

Источник: svpressa.ru